Статья «Составляющие психологической готовности к начальному образованию»

Готовность к начальному образованию – сложная, многокомпонентная категория, в центре которой находится психологическая готовность.

Считается, что готовность к школе выступает в виде целостной системы свойств и качеств, которые свидетельствуют о достижении ребёнком качественно нового уровня в физическом мотивационном, интеллектуальном, личностном планах, и проявляется в умении ребёнка сознательно подчинять свои действия заданному правилу.

Давайте попробуем, прежде всего, разобраться, что же это за составляющие психологической готовности к школе.

Прежде всего – это мотивационная готовность, т.е. наличие у детей желания учиться. Мотивационная готовность к обучению, или как её ещё называют познавательная мотивация, не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Уже пятилетним детям можно рассказывать о том, что значит быть школьником, почему ребёнок становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять.

На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Всё это способствует формированию у ребёнка «внутренней позиции школьника».

Первым этапом является интерес ребёнка к внешней стороне учёбы, т.е. к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ребёнок будет учиться в школе. Мы же сейчас говорим только о готовности, т.е. о состоянии, которое предшествует приходу в школу. А в этот момент как раз внутренняя позиция школьника, то есть стремление в школу и соблюдать школьные обязанности и правила, и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке дети будут чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребёнок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться; так школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться любой ценой выйти из этой ситуации.

А теперь давайте разберёмся, что же такое интеллектуальная готовность.

Многие считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения, счёта. Это убеждение и является причиной многих ошибок при подготовке детей в школу.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний или умений (например, чтение), хотя конечно определённые навыки у ребйнка должны быть. Главное – это наличие у ребёнка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт ребёнку возможность читать, считать, решать задачи.

Очень часто в школу приходят дети, умеющие и читать, и считать, но в целом их развитие недостаточно. Обычно такие дети неплохо учатся первые полгода – год, а потом, когда материал становится сложнее, начинают испытывать серьёзные трудности. Чтобы этого не случилось, надо развивать мышление ребёнка, не переоценивая значения формирования у него конкретных знаний и умений.

Соотношение дошкольных и школьных видов деятельности тесно связано с соотношением образного и логического (понятийного) мышления, хотя эта связь отнюдь не однозначна. Сказать, что дошкольник мыслит образами, а школьник понятиями, можно только очень сильно огрубляя действительное положение вещей. Если же разобраться в нём детальнее, то оказывается, что в дошкольных видах деятельности преобладают образные формы мышления, в решении же собственных учебных задач – логическое, но во- первых, уже внутри образного мышления при правильном руководстве его развитием закладываются основы логики, во-вторых, у школьника логическое мышление ни в коем случае не должно вытеснять образного, а напротив должно дополнять его и организовывать.

Мышление в понятиях обеспечивает ребёнку организацию и систематизацию знаний, понимание смысла учебных задач, последовательность в рассуждениях, мышление в образах – самостоятельность и оригинальность решений.

Поэтому только путь, ведущий к логическому мышлению через развитие образного и в итоге приводящий к их взаимодействию, может обеспечить полноценную подготовку систематическому обучению.

Теперь немного о внимании.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается тогда, когда детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказать. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определённых предметах. Возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к шести – семи годам уже достаточно велики. Но всё же на протяжении всего дошкольного периода преобладающим остаётся непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам ещё трудно сосредоточиться на чём-то однообразном. А вот в процессе интересной игры внимание может быть достаточно устойчивым.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребёнок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, даёт наилучшие впечатления.

Таким образом, объём фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей шести – семи лет несколько снижается. Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения являются одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребёнком шести – семи лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определённого материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребёнок начинает использовать различные приёмы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, к шести – семи годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.

Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов заместителей. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребёнка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребёнка во взаимодействии с внешне средой, способствует её освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности.

Очень полезны для развития воображения творческие игры - драматизация, когда дети разыгрывают какую-нибудь знакомую сказку. В этом случае возникает необходимость представить себе чудесную сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия героев сказки. Не просто слушание сказки, а живое соучастие, содействие героям будит творческие силы ребёнка, его фантазию.

Сюжетно-ролевая игра подводит ребёнка вплотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека, к способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений. В самом деле, вначале воображение ребёнка приковано к тем предметам, с которыми он действует, затем он открывается на игровые действия в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста воображение ребёнка открывается от внешних опор и переходит во внутренний план.

Ребёнок всё чаще и чаще «проигрывает» различные ситуации в уме. Так постепенно складывается воображение как особый психический процесс – действие в плане образов, представлений.

Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребёнка шести – семи лет можно заключить, что в этом возрасте дети должны обладать достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчленённое восприятие, обобщённые формы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышление, воображение, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать. анализировать.

А теперь несколько слов о волевой готовности, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь здесь идёт не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнять определённые правила тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый.

Дело в том, что будущему ученику необходимо понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Развивать такое умение можно, давая ребёнку разные, вначале несложные задачи. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу. Можно также предложить ребёнку подчёркивать или вычёркивать определённую букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

В том случае, если ребёнок хорошо справляется с такими заданиями, можно говорить о наличии волевой готовности. Если ребёнок не может сосредоточиться на выполнении таких заданий, то волевая регуляция поведения у ребёнка отсутствует и он не готов к школьным занятиям. С таким ребёнком следует продолжать упражнения.

Одной из составляющих физической готовности является двигательное развитие. Действительно, для того чтобы ребёнок мог правильно держать ручку и карандаш, мышцы руки должны быть достаточно крепкими и должна быть хорошо развита мелкая моторика рук.

Можно выделить ещё одну составляющую школьной готовности – это зрительно-двигательная координация.

Ребёнку в процессе учёбы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали информацию, которую даёт им глаз. О трудности координации говорит такой интересный факт, что многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, т.к. в последнем случае внимание раздваивается и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Прежде всего в этом нам помогут уже использованные графические диктанты. Только если для развития волевой готовности лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребёнку образец, который он должен копировать.

Вообще, задание по копированию геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень помогает ребёнку в развитии необходимых навыков.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать и писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!


Список литературы

1. Битянова М.Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Сб. метод, мат. для админ., педагогов и шк. психол. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 -112с.

2. Битянова М.Р. Куда уходит детство? Школьный психолог, №12, 1999

3. Вильсон Г., Гриллз Д. Узнай интеллектуальные возможности своего ребёнка. М.: Когито-центр, 1998

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 тт. Т2. М., 1982

5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996

6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника (Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, Минск, 1997

7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей (Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера, М., 1981

8. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей, Пер. с англ. /Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1985

9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника, М.: “Знание”, 1986

10. Захаров А.И. Эмоциональный мир дошкольника, М.: Просвещение, 1988

11. Сильвестру А.И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте. Новые исследования в психологии, №2, 1978, с80-84

12. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей, Ярославль, "Академия развития", 1997

13. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников, Минск: Нар. асвета, 1991

14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., изд. Владос, 1999

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Итоговое интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на цветочную…

Итоговое интегрированное занятие в средней группе Тема: «Путешествие на цветочную поляну»   Цель: Закрепление полученных знаний о цветах.Задачи:  Создание условий для систематизации и обобщения...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Заколдованная книга»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Заколдованная книга» Цель: Закрепление знаний детей о некоторых гласных и согласных звуках, а...

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий…

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий мир» в контексте новых стандартов образования В настоящее время в связи...

Читайте также

Развлечение в младшей разновозрастной группе «Осень в гости к нам…

Развлечение в младшей разновозрастной группе «Осень в гости к нам пришла» Цель: закрепить и уточнить знания детей о природе. Задачи: - закрепление знания...

Занятие-лепка «Человечек»

Занятие-лепка «Человечек» Старшая группа Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение Аниты Грантэ «Весёлые человечки». Я весёлых человечковЗапустил в наш скучный дом .Дом таким весёлым не...

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников (Элементы программ «Умники и умницы», системы интеллектуального развития А.З. Зака, программы развития «Одаренный ребенок»)