Шахматный мир дошколят

Являясь чрезвычайно интересной и познавательной игрой, шахматы становятся все более популярными, и этому сопутствует вопрос, какой возраст оптимален для того, чтобы войти в мир шахмат?

Как представляется, наиболее эффективный возраст – среднее и старшее дошкольное детство, в связи с чем тема о шахматном мире дошколят является весьма актуальной. Более того, практика и история показывает, что большое число великих мастеров этой игры, включая чемпионов мира, начинали играть именно с раннего детства.

Это касается Х.Р. Капабланки, А. Карпова, П. Кереса, С. Решевского, Г. Агзамова, которые начали играть в 4 года. Это касается В. Стейница, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе, которые начали играть в 5 лет. Это касается Г. Каспарова, Б. Спасского, Р. Фишера, О. Рубцовой, Ю. Балашова, которые начали играть в 6лет. Наконец, это касается А. Алехина, М. Таля, В. Смыслова которые начали играть в 7 лет. Разумеется, приведенный список не исчерпывающий.

Основной причиной того, что шахматы целесообразно популяризовать и внедрять в программу обучения детских дошкольных образовательных учреждений – это то, что рассматриваемая игра благотворно влияет на развитие всех сфер личности ребенка. В свою очередь, это выступает значимым фактором эффективности подготовки к школе.

Проводились многочисленные экспериментальные исследования, результатом которых, кроме прочего, оказывалось то, что те из детей, кто был вовлечен в мир шахмат, впоследствии имел более высокую успеваемость в школе. Эта игра способствует повышению уровня дисциплины, концентрации внимания, усидчивости и так далее. Развитие логического мышления позволяет с большей легкостью овладеть детям точными науками.

В пользу этой точки зрения выступают различные авторы, среды которых можно назвать Н.И. Готовцеву [1], Ю.В. Михайлову [2], Р.Е. Пахомова [3], И.Г. Сухина [4] и других.

Дисциплина игры способствует выработке воли, что повышает легкость выполнения домашних заданий, а также большую степень самостоятельности при этой деятельности.

Применение в работе с дошколятами разнообразных методик раннего обучения основам шахмат игры повышает способности к ориентированию на плоскости, развивает аналитико-синтетическую деятельность, мышление, суждения, умозаключения, учит детей запоминанию, сравнению, обобщению, предвидению результатов своих решений.

Таким образом, шахматы выступают в качестве уникального инструмента в развитии логического и творческого мышления дошколят, мощного средства для полноценного развития детской личности. Сочетая в себе компоненты искусства, науки и спорта, шахматы развивают и дисциплинируют ребенка. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

  1. Готовцева Н.И. Шахматный мир для дошколят / Н.И. Готовцева // Концепт. – 2013. – Т. 3. – С. 2756-2760.
  2. Михайлова Ю.В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю.В. Михайлова // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48.
  3. Пахомов Р.Е. Шахматы для дошкольников / Р.Е. Пахомов // Концепт. – 2017. – Т. 25. – С. 361-364.
  4. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. – М: АСТ, Астрель, 2008. – 288 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск»

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск» Методический паспорт творческого проекта Структура Содержание Примеры и разъяснения Тема «Моя малая родина – Подольск»   Руководитель проекта Мостовая Т.М. – учитель-логопед   Исполнитель...

Итоговое интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на цветочную…

Итоговое интегрированное занятие в средней группе Тема: «Путешествие на цветочную поляну»   Цель: Закрепление полученных знаний о цветах.Задачи:  Создание условий для систематизации и обобщения...

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа»

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа» (старшая группа) Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: закрепить...

Читайте также

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС Цель: «Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» Задачи: - удовлетворения потребностей...

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы»

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы» Календарный план образовательной работы Комплексная тема: «Весна. Приметы весны». Цель: Обобщить знания детей о весне как...