Шахматный мир дошколят

Являясь чрезвычайно интересной и познавательной игрой, шахматы становятся все более популярными, и этому сопутствует вопрос, какой возраст оптимален для того, чтобы войти в мир шахмат?

Как представляется, наиболее эффективный возраст – среднее и старшее дошкольное детство, в связи с чем тема о шахматном мире дошколят является весьма актуальной. Более того, практика и история показывает, что большое число великих мастеров этой игры, включая чемпионов мира, начинали играть именно с раннего детства.

Это касается Х.Р. Капабланки, А. Карпова, П. Кереса, С. Решевского, Г. Агзамова, которые начали играть в 4 года. Это касается В. Стейница, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе, которые начали играть в 5 лет. Это касается Г. Каспарова, Б. Спасского, Р. Фишера, О. Рубцовой, Ю. Балашова, которые начали играть в 6лет. Наконец, это касается А. Алехина, М. Таля, В. Смыслова которые начали играть в 7 лет. Разумеется, приведенный список не исчерпывающий.

Основной причиной того, что шахматы целесообразно популяризовать и внедрять в программу обучения детских дошкольных образовательных учреждений – это то, что рассматриваемая игра благотворно влияет на развитие всех сфер личности ребенка. В свою очередь, это выступает значимым фактором эффективности подготовки к школе.

Проводились многочисленные экспериментальные исследования, результатом которых, кроме прочего, оказывалось то, что те из детей, кто был вовлечен в мир шахмат, впоследствии имел более высокую успеваемость в школе. Эта игра способствует повышению уровня дисциплины, концентрации внимания, усидчивости и так далее. Развитие логического мышления позволяет с большей легкостью овладеть детям точными науками.

В пользу этой точки зрения выступают различные авторы, среды которых можно назвать Н.И. Готовцеву [1], Ю.В. Михайлову [2], Р.Е. Пахомова [3], И.Г. Сухина [4] и других.

Дисциплина игры способствует выработке воли, что повышает легкость выполнения домашних заданий, а также большую степень самостоятельности при этой деятельности.

Применение в работе с дошколятами разнообразных методик раннего обучения основам шахмат игры повышает способности к ориентированию на плоскости, развивает аналитико-синтетическую деятельность, мышление, суждения, умозаключения, учит детей запоминанию, сравнению, обобщению, предвидению результатов своих решений.

Таким образом, шахматы выступают в качестве уникального инструмента в развитии логического и творческого мышления дошколят, мощного средства для полноценного развития детской личности. Сочетая в себе компоненты искусства, науки и спорта, шахматы развивают и дисциплинируют ребенка. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

  1. Готовцева Н.И. Шахматный мир для дошколят / Н.И. Готовцева // Концепт. – 2013. – Т. 3. – С. 2756-2760.
  2. Михайлова Ю.В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю.В. Михайлова // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48.
  3. Пахомов Р.Е. Шахматы для дошкольников / Р.Е. Пахомов // Концепт. – 2017. – Т. 25. – С. 361-364.
  4. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. – М: АСТ, Астрель, 2008. – 288 с.


Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе»

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе» Вторая мл. группа

Пальчиковая гимнастика по теме «Зима» для подготовительной группы

Пальчиковая гимнастика по теме «Зима» для подготовительной группы Декабрь Вот и декабрь уже у порога. Звери, вы потерпите немного. Ведь в каждом месяце радость...

Перчаточный театр «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Перчаточный театр «Золотой ключик, или приключения Буратино» В своей работе мы часто прибегаем к помощи перчаточных кукол. Кукла – перчатка, одетая...

Читайте также

Мастер – класс на тему «Ежик». Пластилинография с использованием гуашевых…

Мастер – класс на тему «Ежик» Пластилинография с использованием гуашевых красок и природного материала семечек Описание материала: мастер-класс для детей старшего...

Сценарий осеннего праздника «Осенние посиделки в детском саду»

Сценарий осеннего праздника «Осенние посиделки в детском саду» Разновозрастная группа от 3 до 7 лет Дети вместе с ведущей подходят к залу...

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в мир знаний» Программное содержание: Цель: Создание условия для формирования, развития, и расширения мыслительных операций в...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...