Шахматный мир дошколят
Являясь чрезвычайно интересной и познавательной игрой, шахматы становятся все более популярными, и этому сопутствует вопрос, какой возраст оптимален для того, чтобы войти в мир шахмат?
Как представляется, наиболее эффективный возраст – среднее и старшее дошкольное детство, в связи с чем тема о шахматном мире дошколят является весьма актуальной. Более того, практика и история показывает, что большое число великих мастеров этой игры, включая чемпионов мира, начинали играть именно с раннего детства.
Это касается Х.Р. Капабланки, А. Карпова, П. Кереса, С. Решевского, Г. Агзамова, которые начали играть в 4 года. Это касается В. Стейница, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе, которые начали играть в 5 лет. Это касается Г. Каспарова, Б. Спасского, Р. Фишера, О. Рубцовой, Ю. Балашова, которые начали играть в 6лет. Наконец, это касается А. Алехина, М. Таля, В. Смыслова которые начали играть в 7 лет. Разумеется, приведенный список не исчерпывающий.
Основной причиной того, что шахматы целесообразно популяризовать и внедрять в программу обучения детских дошкольных образовательных учреждений – это то, что рассматриваемая игра благотворно влияет на развитие всех сфер личности ребенка. В свою очередь, это выступает значимым фактором эффективности подготовки к школе.
Проводились многочисленные экспериментальные исследования, результатом которых, кроме прочего, оказывалось то, что те из детей, кто был вовлечен в мир шахмат, впоследствии имел более высокую успеваемость в школе. Эта игра способствует повышению уровня дисциплины, концентрации внимания, усидчивости и так далее. Развитие логического мышления позволяет с большей легкостью овладеть детям точными науками.
В пользу этой точки зрения выступают различные авторы, среды которых можно назвать Н.И. Готовцеву [1], Ю.В. Михайлову [2], Р.Е. Пахомова [3], И.Г. Сухина [4] и других.
Дисциплина игры способствует выработке воли, что повышает легкость выполнения домашних заданий, а также большую степень самостоятельности при этой деятельности.
Применение в работе с дошколятами разнообразных методик раннего обучения основам шахмат игры повышает способности к ориентированию на плоскости, развивает аналитико-синтетическую деятельность, мышление, суждения, умозаключения, учит детей запоминанию, сравнению, обобщению, предвидению результатов своих решений.
Таким образом, шахматы выступают в качестве уникального инструмента в развитии логического и творческого мышления дошколят, мощного средства для полноценного развития детской личности. Сочетая в себе компоненты искусства, науки и спорта, шахматы развивают и дисциплинируют ребенка. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
- Готовцева Н.И. Шахматный мир для дошколят / Н.И. Готовцева // Концепт. – 2013. – Т. 3. – С. 2756-2760.
- Михайлова Ю.В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю.В. Михайлова // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48.
- Пахомов Р.Е. Шахматы для дошкольников / Р.Е. Пахомов // Концепт. – 2017. – Т. 25. – С. 361-364.
- Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. – М: АСТ, Астрель, 2008. – 288 с.
Читайте также |
---|
Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе»
Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе» Вторая мл. группа
Пальчиковая гимнастика по теме «Зима» для подготовительной группы
Пальчиковая гимнастика по теме «Зима» для подготовительной группы Декабрь Вот и декабрь уже у порога. Звери, вы потерпите немного. Ведь в каждом месяце радость...
Перчаточный театр «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Перчаточный театр «Золотой ключик, или приключения Буратино» В своей работе мы часто прибегаем к помощи перчаточных кукол. Кукла – перчатка, одетая...