Шахматный мир дошколят

Являясь чрезвычайно интересной и познавательной игрой, шахматы становятся все более популярными, и этому сопутствует вопрос, какой возраст оптимален для того, чтобы войти в мир шахмат?

Как представляется, наиболее эффективный возраст – среднее и старшее дошкольное детство, в связи с чем тема о шахматном мире дошколят является весьма актуальной. Более того, практика и история показывает, что большое число великих мастеров этой игры, включая чемпионов мира, начинали играть именно с раннего детства.

Это касается Х.Р. Капабланки, А. Карпова, П. Кереса, С. Решевского, Г. Агзамова, которые начали играть в 4 года. Это касается В. Стейница, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе, которые начали играть в 5 лет. Это касается Г. Каспарова, Б. Спасского, Р. Фишера, О. Рубцовой, Ю. Балашова, которые начали играть в 6лет. Наконец, это касается А. Алехина, М. Таля, В. Смыслова которые начали играть в 7 лет. Разумеется, приведенный список не исчерпывающий.

Основной причиной того, что шахматы целесообразно популяризовать и внедрять в программу обучения детских дошкольных образовательных учреждений – это то, что рассматриваемая игра благотворно влияет на развитие всех сфер личности ребенка. В свою очередь, это выступает значимым фактором эффективности подготовки к школе.

Проводились многочисленные экспериментальные исследования, результатом которых, кроме прочего, оказывалось то, что те из детей, кто был вовлечен в мир шахмат, впоследствии имел более высокую успеваемость в школе. Эта игра способствует повышению уровня дисциплины, концентрации внимания, усидчивости и так далее. Развитие логического мышления позволяет с большей легкостью овладеть детям точными науками.

В пользу этой точки зрения выступают различные авторы, среды которых можно назвать Н.И. Готовцеву [1], Ю.В. Михайлову [2], Р.Е. Пахомова [3], И.Г. Сухина [4] и других.

Дисциплина игры способствует выработке воли, что повышает легкость выполнения домашних заданий, а также большую степень самостоятельности при этой деятельности.

Применение в работе с дошколятами разнообразных методик раннего обучения основам шахмат игры повышает способности к ориентированию на плоскости, развивает аналитико-синтетическую деятельность, мышление, суждения, умозаключения, учит детей запоминанию, сравнению, обобщению, предвидению результатов своих решений.

Таким образом, шахматы выступают в качестве уникального инструмента в развитии логического и творческого мышления дошколят, мощного средства для полноценного развития детской личности. Сочетая в себе компоненты искусства, науки и спорта, шахматы развивают и дисциплинируют ребенка. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

  1. Готовцева Н.И. Шахматный мир для дошколят / Н.И. Готовцева // Концепт. – 2013. – Т. 3. – С. 2756-2760.
  2. Михайлова Ю.В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю.В. Михайлова // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48.
  3. Пахомов Р.Е. Шахматы для дошкольников / Р.Е. Пахомов // Концепт. – 2017. – Т. 25. – С. 361-364.
  4. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. – М: АСТ, Астрель, 2008. – 288 с.




Новые публикации

Мастер-класс «Мокрое валяние из шерсти»

Мастер-класс «Мокрое валяние из шерсти» Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на моем мастер–классе. Существует два способа валяния – сухой и...

Развлечение по ПДД в старшей группе

Развлечение по ПДД в старшей группе Цель: формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи: - Закрепить и обобщить знания детей...

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Вылепи, какие хочешь…

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин» Цель: закреплять приёмы лепки:...

Читайте также

Конспект НООД. Тема: Неизведанные дали космоса

Конспект НООДТема: Неизведанные дали космоса   Цель: Развивать знания детей о космическом пространстве. Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие». Обучающие задачи: Формировать...

Конспект занятия по лексике – грамматике «Моя Родина, мой город…

Конспект занятия по лексике – грамматике «Моя Родина, мой город, моя улица» (для детей подготовительной группы с ОНР) Занятие №1. (№69) Цель: - обогащение...

Сценарий праздника «Матрешка»

Сценарий праздника «Матрешка» для детей подготовительной к школе группы Подготовка праздника «Матрешка» начинается с разработки сценария выступления. На протяжении 20-30 минут на сцене...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Наглядно-познавательное пособие "Домашние животные"

Цель: формировать представления детей о домашних животных. Задачи: -развивать познавательный интерес детей; -продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения и питания; -воспитывать бережное отношение к животным. Этот плакат можно использовать на таких занятиях, как: ОО...

Правила, я соблюдаю. Сценарий развлечения для старшей группы.

День музея. Познавательное развитие для средней группы. Цель: Формирование у детей интереса к музеям как хранилищам народной культуры. Задачи: 1.Познакомить детей с понятием «музей»; 2. Развивать познавательный интерес; 3. Воспитывать уважительное отношение и воспитывать патриотические чувства к сохранению культурного наследия...

Подвижные игры во второй младшей группе.

Подвижная игра  «Воробушки и автомобиль» Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. Описание. Дети –  «воробушки»  садятся на скамейку –  «гнёздышки» . Воспитатель изображает ...

Перспективное планирование на СЕНТЯБРЬ, 2020г с детьми подготовительной группы по программе "От рождения до школы"…

СЕНТЯБРЬ 2020г   Тема «День Знаний. Детский сад» Тема «Профессии. Транспорт»     Совместная и самостоятельная деятельност и. Беседы «Что я знаю о школе», «Кем хочу стать», «Почему нужно ходить в школу?», «Мы – воспитанники подготовительной группы», «Мы – будущие...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство