Шахматный мир дошколят

Являясь чрезвычайно интересной и познавательной игрой, шахматы становятся все более популярными, и этому сопутствует вопрос, какой возраст оптимален для того, чтобы войти в мир шахмат?

Как представляется, наиболее эффективный возраст – среднее и старшее дошкольное детство, в связи с чем тема о шахматном мире дошколят является весьма актуальной. Более того, практика и история показывает, что большое число великих мастеров этой игры, включая чемпионов мира, начинали играть именно с раннего детства.

Это касается Х.Р. Капабланки, А. Карпова, П. Кереса, С. Решевского, Г. Агзамова, которые начали играть в 4 года. Это касается В. Стейница, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе, которые начали играть в 5 лет. Это касается Г. Каспарова, Б. Спасского, Р. Фишера, О. Рубцовой, Ю. Балашова, которые начали играть в 6лет. Наконец, это касается А. Алехина, М. Таля, В. Смыслова которые начали играть в 7 лет. Разумеется, приведенный список не исчерпывающий.

Основной причиной того, что шахматы целесообразно популяризовать и внедрять в программу обучения детских дошкольных образовательных учреждений – это то, что рассматриваемая игра благотворно влияет на развитие всех сфер личности ребенка. В свою очередь, это выступает значимым фактором эффективности подготовки к школе.

Проводились многочисленные экспериментальные исследования, результатом которых, кроме прочего, оказывалось то, что те из детей, кто был вовлечен в мир шахмат, впоследствии имел более высокую успеваемость в школе. Эта игра способствует повышению уровня дисциплины, концентрации внимания, усидчивости и так далее. Развитие логического мышления позволяет с большей легкостью овладеть детям точными науками.

В пользу этой точки зрения выступают различные авторы, среды которых можно назвать Н.И. Готовцеву [1], Ю.В. Михайлову [2], Р.Е. Пахомова [3], И.Г. Сухина [4] и других.

Дисциплина игры способствует выработке воли, что повышает легкость выполнения домашних заданий, а также большую степень самостоятельности при этой деятельности.

Применение в работе с дошколятами разнообразных методик раннего обучения основам шахмат игры повышает способности к ориентированию на плоскости, развивает аналитико-синтетическую деятельность, мышление, суждения, умозаключения, учит детей запоминанию, сравнению, обобщению, предвидению результатов своих решений.

Таким образом, шахматы выступают в качестве уникального инструмента в развитии логического и творческого мышления дошколят, мощного средства для полноценного развития детской личности. Сочетая в себе компоненты искусства, науки и спорта, шахматы развивают и дисциплинируют ребенка. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

  1. Готовцева Н.И. Шахматный мир для дошколят / Н.И. Готовцева // Концепт. – 2013. – Т. 3. – С. 2756-2760.
  2. Михайлова Ю.В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю.В. Михайлова // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48.
  3. Пахомов Р.Е. Шахматы для дошкольников / Р.Е. Пахомов // Концепт. – 2017. – Т. 25. – С. 361-364.
  4. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. – М: АСТ, Астрель, 2008. – 288 с.


Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Конспект осеннего праздника в подготовительной группе детского сада. Тема: «Поморские…

Конспект осеннего праздника в подготовительной группе детского сада Тема: «Поморские посиделки» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать...

Рабочая программа второй младшей группы, реализующая программу «От рождения до…

Рабочая программа второй младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (Мозаика -...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам…

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» 1. Пояснительная записка В настоящее время в нашем...

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...