Смысл слова
Развивая речь, нужно стараться не просто дать ребенку определенный набор слов, а еще и помочь ему прийти к пониманию значения того, о чем мы говорим, так как в последствии, в начальной и средней школе, процент ошибок у детей велик и по той причине, что они в детстве не всегда понимали смысл вербальной речи.
«Речь, полноценная речь человека, - не система знаков, значение и употребление которых может быть произвольно установлено и выучено, как выучиваются правила оперирования алгебраическими знаками. Подлинное слово живой речи, в отличие от знака, произвольно устанавливаемого, имеет свою историю, в ходе которой оно обретает свое, независимое от моего произвола, значение.
Для овладения подлинным словом необходимо, чтобы оно было не просто выучено, а в процессе употребления, удовлетворяя реальным потребностям говорящего, включалось в его жизнь и деятельность» (Рубинштейн, 1999).
Процесс усвоения смысла слова ребенком на первых возрастных ступенях идет в направлении от чувственных образов к мыслительным обобщениям. И.М. Сеченов так описал этот процесс.
«Когда ребенок впервые видит елку, он воспринимает ее чувственно: смотрит на ее зеленые ветки, трогает и колется ее иголками, вдыхает смолистый запах – и весь этот комплекс ощущений связывается со словом «елка». На первых порах это слово – имя собственное, название единичного предмета, с которым связан данный комплекс ощущений. Но вот ребенок знакомится с другими елками – разными по величине, находящимися в разных местах – в лесу, в доме на Новый год, украшенными игрушками и без украшений. Хотя ощущения от них у ребенка различные, но и в чем-то схожие, все они называются «елка» Со временем это слово приобретает более широкое значение, отдаляется от непосредственных ощущений, и ребенок начинает понимать его как «елка вообще», а не какая-то конкретная елка. Постепенно он узнает, что елку называют еще словом «дерево», но этим же словом обозначают и дуб, и березу, и т.п. Слово «дерево» еще дальше от «чувственных корней». Совсем далеко от непосредственных ощущений слово «растение», которое есть обобщение еще более высокого порядка и употребляется для названия и деревьев, и трав, и кустарников. Это слово имеет абстрактный смысл, и ребенка связывают с ним не ощущения, а мыслительный акт – абстрагирование. Значение слов со все более абстрактным (отвлеченным) смыслом ребенок начинает понимать только тогда, когда его мозг достаточно созреет. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании ребенка комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.). В дальнейшем это поможет ему не путать ромашку с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью. Для того чтобы ребенок понимал смысл слова, необходимо соотнесение образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием» (Федоренко, Фомичева, Лотарев, 1977).
Восприятие переноса смысла слова предполагает понимание образной структуры слова и зависит от жизненного опыта ребенка – запаса его представлений памяти и эмоциональной оценки хранящихся в памяти образов. С переносным употребление слов, которые известны ребенку в прямом значении, дети встречаются раньше всего в загадках. Например, слушая загадку: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и видя на грядке в своем огороде морковку, свеклу или репку, ребенок поймет, сто «девица» здесь – это морковка (репка), т.е. поймет перенесение значения слова девица, если в его памяти уже есть образы из сказки – «темница», «девица с длинной косой». Перенесение значения в данном случае основано на внешнем сходстве ситуаций, в которых находятся оба сравниваемых предмета – девица в темнице и морковка в земле.
Приемы обучения пониманию переносного значения слов, безусловно, не могут быть чисто словесными: необходима опора на реальные объекты, на картинки. Еще А.Р. Лурия говорил об опосредованном характере речевой функции. Он указывал, что речевая деятельность требует различных невербальных опор, таких как оптические образы и символы предметов, представления о количестве, времени, пространстве и прочее, и в то же время речь сама служит посредником для таких функций, как мышление, память и др.
Чтобы ребенок мог понимать выразительность и красоту речи, необходимо работать над активизацией словаря (увеличением количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком); ребенок должен владеть рядом синонимов, антонимов, понимать эмоциональную окраску слова.
Список использованных источников
- Методическое пособие «Развиваем речь с нейропсихологом» С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова.
Читайте также |
---|
Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…
Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...
Вред интернета для детей
Вред интернета для детей Современный мир уже невозможно представить без интернета, знакомство со всемирной сетью у многих начинается с достаточно раннего...
Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…
Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...