Использование активных методов обучения в образовательной деятельности в группах старшего дошкольного возраста

У каждого воспитателя рано или поздно возникает вопрос, как организовать воспитательный или образовательный процесс так, чтобы активное участие принимали абсолютно все наши воспитанники. Все мы знаем, что в соответствии с ФГОС главная фигура на занятии, это наш воспитанник и в зависимости от его участия, в зависимости от его продуктивности становится возможным внедрение и использование активных методов обучения [1].

Сейчас в современных дошкольных образовательных учреждениях к педагогическим работникам предъявляется все больше требований, на занятиях появляется больше обязанностей, все большее количество знаний мы должны дать нашим воспитанникам. Но, способности наших воспитанников не безграничны, и мы должны понимать, что им иногда тяжело воспринимать новую информацию. Поэтому для этого необходимо использовать активные методы обучения. Рассмотрим, что такое активные методы обучения, какие активные методы обучения наиболее эффективно применять в образовательной деятельности, какие активные методы наиболее эффективны и какие активные методы являются наиболее популярными.

Прежде всего, рассмотрим, что такое метод. Метод – это способ совместной деятельности педагога и воспитанника для достижения какой-то образовательной цели. Активный метод обучения, это такой метод, при котором деятельность воспитанника носит продуктивный и творческий характер. К активным методам обучения относятся такие методы как метод «мозгового штурма», «дидактические игры», «проблемный метод», активные методы обучения позволяют сделать участником образовательного процесса абсолютно всех воспитанников. Например: перед началом разучивания какого-то элемента, попросить всех детей друг другу улыбнуться, все дети чаще всего улыбнутся, но, появятся дети, которые не сразу выполнят ваше задание, но они все равно включатся в тот процесс, который вы запустили, они хотят, чтобы вы обратили на них внимание. Они выполнили ваше задание.

Идея активизации внимания воспитанников не новая, ее задолго до оформления в самостоятельную научную дисциплину высказывали многие ученые. Раньше, да и сейчас педагогику рассматривают как борьбу двух взглядов на воспитанников вообще. В целом, воспитанник с одной стороны – это объект педагогического воздействия, полностью ведомый, а педагог субъект педагогического воздействия. Противники этого взгляда считают, что воспитанник, это равноправный участник образовательного процесса, что он может принимать активное участие в этом процессе и только тогда обучение будет эффективным [1].

Отличительными особенностями активных методов непосредственной образовательной деятельности, являются:

1. Принудительная активизация мышления;

2. Установленное время вовлеченности детей в непосредственную образовательную деятельность.

Принудительная активизация мышления – это тот случай, когда воспитанник вне зависимости от своего желания вынужден быть активным и об этом не догадываться. Например: педагог попросил воспитанников похлопать, если настроение хорошее, или потопать, если настроение плохое, воспитанники сделают это. Они покажут нам, свое настроение и не будут понимать, что мы их, таким образом, включаем в процесс. Если в начале занятия раздать всем звездочки разных цветов и попросим поднять одного цвета звездочку, если занятие показалось им интересным, звездочку другого цвета, если на занятии было скучно. Таким образом, можно проанализировать свою деятельность на занятиях. Чаще всего активные методы обучения очень интересны и необычны, они становятся таким ярким, светлым пятном. Поэтому все дети в них активно участвуют, и вам не составит труда включить ребенка в процесс обучения.

Установленное время вовлеченности воспитанников в непосредственной образовательной деятельности. В ограниченное время нам необходимо, чтобы воспитанники как можно дольше находились в контакте с нами, чтобы они как можно дольше принимали участие в том, что они делают. Например: Можно использовать метод «игры». Чтобы дети принимали активное участие в контакте с педагогом необходимо переключать их внимание с одного вида деятельности на другой, так как дети не могут длительное время сосредотачивать свое внимание на чем-то одном, оно им становится просто неинтересным.

Организация непосредственной образовательной деятельности воспитанников с использованием активных методов опирается на ряд конкретных принципов:

Принципы активных методов обучения:

1. Принцип индивидуализации;

2. Принцип гибкости;

3. Принцип сотрудничества.

Принцип индивидуализации. Принцип индивидуализации предполагает создание такой системы на уровне той подготовки воспитанников, которая учитывает индивидуальные особенности детей, позволяет избежать уравниловки и позволяет каждому максимально раскрыть свои способности.

Принцип гибкости. Принцип гибкости имеет важное значение, потому, что дети также бывают «не в настроении», поэтому необходимо суметь поменять ход занятия, потому, что это сейчас не идет. Этот принцип требует квалификации и подготовки педагога.

Принцип сотрудничества. Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия к личности педагога. Необходимо создавать атмосферу доброжелательности и ситуацию успеха, поощрять детей в группе.

Все методы активного обучения, которые основываются на тех принципах, которые были приведены, имеют ряд признаков и отличительных особенностей:

Наличие какой-либо проблемы. Основная задача здесь состоит в том, чтобы ввести какую-либо проблемную ситуацию для выхода из которой, им еще не хватает имеющихся знаний и навыков и им нужно формировать самостоятельную базу с помощью педагогического работника.

1. Признак проблемности – это прекрасный способ для того, чтобы дети приобретали новые знания, умения и навыки. Если стоит какая-то проблема, дети захотят ее разрешить, вдруг что-то случилось внезапно. Например: «Нам нужно срочно спасать принцессу из замка», «Нам нужно срочно помогать деду морозу раздавать подарки». Лучше всего ставить такую проблему, которая детям будет интересна.

2. Признак адекватности. Адекватность подачи материала, адекватность используемых примеров, методов, потому что часто бывает так, что мы используем более сложный материал, когда ставим проблему, и дети пока еще не могут справиться с поставленной задачей.

3. Признак взаимообучения. Дети любят находиться в роли учителей, взамообучение очень важно, является стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением активных методов обучения, многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей детей показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже больше влияния на их развитие, чем факторы чисто индивидуального характера [1].

4. Признак самостоятельности. Покажи мне как это делать - и я запомню, дай мне сделать это самому. Чем больше ребенок проявляет самостоятельности, тем лучше он запомнит. Если просто слушать и ничего не делать, то будет тяжело освоить какой-то навык.

5. Признак мотивации. Способов мотивировать очень много, чем ярче для детей какой-то результат, тем выше их мотивация.

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы (рис.1) .

Рис. 1. Классификация активных методов обучения

1

Групповые активные методы обучения применимы к малой группе, индивидуальные активные методы обучения для каждого ребенка. Они могут также подразделяться на имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности и на не имитационные. Имитационные разделяют на игровые и не игровые. По классификации активных методов обучения очень много. Также они делятся на использование на различных этапах образовательной деятельности.

Следующий активный метод обучения это анализ конкретных ситуаций, один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активно-познавательной деятельности наших воспитанников. Метод анализа конкретных ситуаций способствует развитию способности к анализу различных ситуаций, которые возникают. Сталкиваясь с какой-то конкретной проблемой, дети должны определить, есть ли здесь проблема и в чем она состоит. Учатся определять, есть проблема или нет, находят пути ее решения и учатся сотрудничать. Анализ конкретной ситуации, довольно популярный и довольно часто используемый активный метод.

Также популярным является метод разыгрывания ролей - игровой метод активного обучения. Можно делать детям тематические дни, когда они превращаются во «врачей», «пиратов» и в течение дня педагогическим работником поддерживается атмосфера той тематики, которую задал в начале.

Разыгрывание ролей очень нравится детям, потому, что здесь принцип индивидуализации реализован в полной мере. Педагогический работник предлагает им самим распределить роли. Активное разыгрывание ролей способствует реализации принципа индивидуализации в полной мере. Очень важно здесь поддерживать взаимодействие участников, потому что каждый получил свою роль, и каждый отдельно занимается своим каким-то делом. Здесь задача педагога организовать их общение между собой, организовать сотрудничество, реализуя принцип сотрудничества и организовать взаимодействие. Педагогическому работнику необходимо вводить какие-то корректирующие условия, если видно, что детям стало не интересно. Это очень важно, потому что если детям станет скучно, потом обратно «включить» их в процесс будет довольно-таки сложно.

Каковы эффекты применения активных методов обучения, вообще эффективно ли применение активных методов обучения в рамках проведения современного занятия с дошкольниками. Следует отметить, что есть много моментов против использования активных методов в образовательном процессе. Иногда активные методы обучения не способны преодолеть нежелание детей участвовать в образовательном процессе. Часто бывает так, что детям вообще ничего не хочется, опытные, талантливые педагогические работники к каждому ребенку смогут найти подход [1].

Активные методы обучения способствуют развитию у детей самостоятельности, коммуникативных качеств, повышению интереса к обучению, повышению мотивации, положительному отношению именно к воспитателю. У детей формируется успешность, дети начинают верить в себя, формируют у себя адекватную самооценку. Атмосфера взаимной поддержки позволяет получать не только новые знания, но и развивать познавательную деятельность. Активные методы обучения позволяют вовлечь всех детей в образовательный процесс, учат мыслить, давать оценку сложившейся ситуации, учат решать возникшие проблемы.

Список использованных источников:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий сказки для инсценировки детьми 3–4 лет «У бабушки-хозяюшки в…

Сценарий сказки для инсценировки детьми 3–4 лет «У бабушки-хозяюшки в гостях» Цель: воспитание любви и уважение к близким людям. Задачи: - развивать творческие...

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в…

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в детском саду» В современных условиях сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Тюмень в годы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Тюмень в годы войны, назад в прошлое» Цель: Формирование у детей патриотических чувств. Ознакомление...

Читайте также

Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов»

Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов» Цель: - выявление творческих детей и родителей. Задачи: - развивать творческие способности детей; - знакомить детей с...

Организация мастер-класса с педагогами в рамках конкурса «Воспитатель года» …

Организация мастер-класса с педагогами в рамках конкурса «Воспитатель года» по теме: «ППР: 3 буквы изменившие мир творчества» Цель: познакомить участников мастер-...

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте»

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте» Цель: формирование умения придумывать и отгадывать загадки. Задачи: Упражнять в рассуждении и в умении доказывать. Подбирать глаголы, обозначающие...