Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через знакомство с игрой в шахматы

В современном образовании непрерывно осуществляется поиск путей, которые способствовали бы наиболее эффективному и полноценному развитию личности ребенка, что особенно актуально для дошкольного периода. Именно это время является ключевым с позиции формирования детской личности.

Одним из путей, способствующих развитию интеллектуальной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте, является обучение игре в шахматы. Шахматы являются не только игрой, которая доставляет ребенку радость и удовольствие собственно от игры, но и также и действенным и весьма эффективным средством его интеллектуального развития.

В пользу этой точки зрения выступают различные авторы, среды которых можно назвать О.А. Еник [1], Ю.В. Михайлову [2], Р.Е. Пахомова [3], И.Г. Сухина [4] и других.

Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят, что одним из весьма ценных качеств (умений, компетенций), необходимость формирования которого у ребенка очевидна, есть способность действовать в уме, то есть составлять определенный план действий внутреннего характера. В связи с этим шахматы – это идеальный инструмент формирования и развития указанной выше компетенции.

Поскольку развитие интеллекта неразрывно связана с развитием всех психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, речь и так далее), то уместно отметить, что игра в шахматы весьма эффективно способствует их развитию. Так, развитие памяти осуществляется посредством запоминания дебютов, различных комбинаций, возможностей применения силы той или другой фигуры и так далее. Несомненно, при игре ив шахматы развивается и мышление. Именно это качество позволяет, в конце концов, побеждать в рассматриваемой игре. Дело в том, что победа в шахматах во многом есть следствие того, насколько точно и тонко шахматист оценивает позицию, возникающую на доске.

Шахматы способствуют развитию дисциплины, усидчивости, закреплению волевой основы своих действий. При игре в шахматы ребенок формирует способность к концентрации, сосредоточенности и пониманию позиции другого человека.

Именно такой опыт позволяет с уверенностью утверждать, что шахматы являются весьма эффективным инструментом для гармоничного развития интеллектуальной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте.

 

Список использованной литературы:

  1. Еник О.А. Шахматы как средство развития логического мышления и компонентов учебной деятельности у старших дошкольников / О.А. Еник и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19933 (дата обращения: 25.04.2020).
  2. Михайлова Ю.В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю.В. Михайлова // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48.
  3. Пахомов Р.Е. Шахматы для дошкольников / Р.Е. Пахомов // Концепт. – 2017. – Т. 25. – С. 361-364.
  4. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. – М: АСТ, Астрель, 2008. – 288 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект мероприятия для средней и старшей группы «Всемирный день Спасибо»

Конспект мероприятия для средней и старшей группы «Всемирный день Спасибо» Цель: сформировать у детей понятие «вежливое поведение».  Задачи: • учить детей выражать свою благодарность...

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сокровища потерянного рюкзака» Цель проекта: Развитие познавательного интереса, умения взаимодействовать...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается...

Читайте также

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички»

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички» 1 ведущий: Мода, мода капризная дама! И что только не придумывают люди...

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков» Для детей средней группы Задачи: - Закрепить знание детей о правилах дорожного движения и дорожных...

Театрализованная игра «Лягушка»

Театрализованная игра «Лягушка» Аннотация: Театрализованная игра «Лягушка» способствует формированию у детей связной речи, активизирует речь, формирует навыки драматизации. Цель: Вовлекать детей в театральную деятельность. Задачи: OO...