Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через знакомство с игрой в шахматы

В современном образовании непрерывно осуществляется поиск путей, которые способствовали бы наиболее эффективному и полноценному развитию личности ребенка, что особенно актуально для дошкольного периода. Именно это время является ключевым с позиции формирования детской личности.

Одним из путей, способствующих развитию интеллектуальной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте, является обучение игре в шахматы. Шахматы являются не только игрой, которая доставляет ребенку радость и удовольствие собственно от игры, но и также и действенным и весьма эффективным средством его интеллектуального развития.

В пользу этой точки зрения выступают различные авторы, среды которых можно назвать О.А. Еник [1], Ю.В. Михайлову [2], Р.Е. Пахомова [3], И.Г. Сухина [4] и других.

Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят, что одним из весьма ценных качеств (умений, компетенций), необходимость формирования которого у ребенка очевидна, есть способность действовать в уме, то есть составлять определенный план действий внутреннего характера. В связи с этим шахматы – это идеальный инструмент формирования и развития указанной выше компетенции.

Поскольку развитие интеллекта неразрывно связана с развитием всех психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, речь и так далее), то уместно отметить, что игра в шахматы весьма эффективно способствует их развитию. Так, развитие памяти осуществляется посредством запоминания дебютов, различных комбинаций, возможностей применения силы той или другой фигуры и так далее. Несомненно, при игре ив шахматы развивается и мышление. Именно это качество позволяет, в конце концов, побеждать в рассматриваемой игре. Дело в том, что победа в шахматах во многом есть следствие того, насколько точно и тонко шахматист оценивает позицию, возникающую на доске.

Шахматы способствуют развитию дисциплины, усидчивости, закреплению волевой основы своих действий. При игре в шахматы ребенок формирует способность к концентрации, сосредоточенности и пониманию позиции другого человека.

Именно такой опыт позволяет с уверенностью утверждать, что шахматы являются весьма эффективным инструментом для гармоничного развития интеллектуальной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте.

 

Список использованной литературы:

  1. Еник О.А. Шахматы как средство развития логического мышления и компонентов учебной деятельности у старших дошкольников / О.А. Еник и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19933 (дата обращения: 25.04.2020).
  2. Михайлова Ю.В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю.В. Михайлова // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48.
  3. Пахомов Р.Е. Шахматы для дошкольников / Р.Е. Пахомов // Концепт. – 2017. – Т. 25. – С. 361-364.
  4. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. – М: АСТ, Астрель, 2008. – 288 с.


Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Наглядно-дидактическое пособие «Лото: овощи, фрукты, ягоды, зелень»

Наглядно-дидактическое пособие «Лото: овощи, фрукты, ягоды, зелень» Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «Лото: овощи, фрукты, ягоды, зелень» разработано для образовательной деятельности детей среднего возраста...

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения Актуальность и перспективность опыта. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества-социальной...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Как дети научили Гномов правилам пожарной…

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Как дети научили Гномов правилам пожарной безопасности» Дошкольный возраст (4-5) лет Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие...

Читайте также

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...

Развлечение для детей младшего возраста «Вот какие птички»

Развлечение для детей младшего возраста «Вот какие птички» Цель: воспитание желания беречь и охранять природу. Задачи: воспитывать любовь к птицам, расширять представления...

Физкультурно-оздоровительная работа в рамках недели спорта «Летняя Спартакиада»

Физкультурно-оздоровительная работа в рамках недели спорта «Летняя Спартакиада» Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...