Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через знакомство с игрой в шахматы
В современном образовании непрерывно осуществляется поиск путей, которые способствовали бы наиболее эффективному и полноценному развитию личности ребенка, что особенно актуально для дошкольного периода. Именно это время является ключевым с позиции формирования детской личности.
Одним из путей, способствующих развитию интеллектуальной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте, является обучение игре в шахматы. Шахматы являются не только игрой, которая доставляет ребенку радость и удовольствие собственно от игры, но и также и действенным и весьма эффективным средством его интеллектуального развития.
В пользу этой точки зрения выступают различные авторы, среды которых можно назвать О.А. Еник [1], Ю.В. Михайлову [2], Р.Е. Пахомова [3], И.Г. Сухина [4] и других.
Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят, что одним из весьма ценных качеств (умений, компетенций), необходимость формирования которого у ребенка очевидна, есть способность действовать в уме, то есть составлять определенный план действий внутреннего характера. В связи с этим шахматы – это идеальный инструмент формирования и развития указанной выше компетенции.
Поскольку развитие интеллекта неразрывно связана с развитием всех психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, речь и так далее), то уместно отметить, что игра в шахматы весьма эффективно способствует их развитию. Так, развитие памяти осуществляется посредством запоминания дебютов, различных комбинаций, возможностей применения силы той или другой фигуры и так далее. Несомненно, при игре ив шахматы развивается и мышление. Именно это качество позволяет, в конце концов, побеждать в рассматриваемой игре. Дело в том, что победа в шахматах во многом есть следствие того, насколько точно и тонко шахматист оценивает позицию, возникающую на доске.
Шахматы способствуют развитию дисциплины, усидчивости, закреплению волевой основы своих действий. При игре в шахматы ребенок формирует способность к концентрации, сосредоточенности и пониманию позиции другого человека.
Именно такой опыт позволяет с уверенностью утверждать, что шахматы являются весьма эффективным инструментом для гармоничного развития интеллектуальной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Список использованной литературы:
- Еник О.А. Шахматы как средство развития логического мышления и компонентов учебной деятельности у старших дошкольников / О.А. Еник и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19933 (дата обращения: 25.04.2020).
- Михайлова Ю.В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю.В. Михайлова // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48.
- Пахомов Р.Е. Шахматы для дошкольников / Р.Е. Пахомов // Концепт. – 2017. – Т. 25. – С. 361-364.
- Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. – М: АСТ, Астрель, 2008. – 288 с.
Читайте также |
---|
Наглядно-дидактическое пособие «Лото: овощи, фрукты, ягоды, зелень»

Наглядно-дидактическое пособие «Лото: овощи, фрукты, ягоды, зелень» Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «Лото: овощи, фрукты, ягоды, зелень» разработано для образовательной деятельности детей среднего возраста...
Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения Актуальность и перспективность опыта. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества-социальной...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Как дети научили Гномов правилам пожарной…

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Как дети научили Гномов правилам пожарной безопасности» Дошкольный возраст (4-5) лет Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие...