Развитие познавательно-исследовательской деятельности методом моделирования маленьких человечков

Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. 

Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых. 

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Одна из методик ТРИЗ – метод маленьких человечков, помогает детям понять основы химического, физического взаимодействия веществах, предметах.

Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), разработал Г.С. Альтшуллер. Суть метода маленьких человечков в следующем. Представим, что все окружающие предметы состоят из маленьких человечков. Человечки бывают трех видов: твердики, гидратики и пневматики. Твердики стоят рядом друг с другом и крепко держатся за руки. Гидратики тоже стоят рядом друг с другом, но за руки не держатся. Пневматики на месте стоять не могут и все время бегают.

Работу начинаем с ознакомления с человечками твердого вещества. Даем представление о строении твердого вещества, заменив слово "молекулы" словосочетанием "маленькие человечки". Дети узнают, что "маленькие человечки" в твердых веществах очень послушные и дружные. На примере резины знакомим со свойством - упругостью, они очень дружные, но не хотят вставать в строй. Строй МЧ неровный, изогнутый. У стеклянных предметов, МЧ очень быстро расцепляют руки, стоит их потревожить (хрупкость). МЧ глины, сдвинутые с места, находят новых соседей и прочно прилипают к ним, они не могут без друзей (пластичность).

Далее знакомим детей с жидкими человечками. Систематизируем знания о свойствах воды. С помощью опытов даем представление о смачивании, о значении этого явления. Почему гидратики (жидкие человечки) с одними веществами дружат, а с другими нет. Даем представления о растворах, применение растворов.

На третьем этапе знакомим с человечками газа, что они совсем не хотят дружить, разбегаются кто куда. Закрепляем знания о свойствах воздуха: прозрачный, без цвета и запаха, имеет вес, может сжиматься и расширяться. Даем понятие о газообмене, сформировать понятие о промышленном загрязнение среды.

На четвертом этапе с помощью этих маленьких человечков моделируем три агрегатных состояния вещества. Даем понятия о трех состояниях воды, о круговороте воды в природе. Как осуществляется переход воды из газообразного состояния в твердое, сформировать представление о природе снега. Показать, что любое вещество может перейти из одного состояния в другое.

На основании занятиях об агрегатных состояниях вещества знакомим детей с летучими веществами. Сформировать представление о распространении запаха. Даем понятие о диффузии, т.е. человечки могут перемешиваться между собой. Термин "диффузия" достаточно ввести в пассивный словарь ребенка, не требуя запоминания.

Мы считаем, что с помощью ММЧ формируем широкие представления о явлениях и процессах в неживой природе, но развиваем исследовательские способности детей. Перспективы своей работы видим в применении и других методов, предлагаемые ТРИЗ, как, метод фокальных объектов, метод морфоанализа.

Перспективный план

Тема Количество занятий
ТЕМА: СВОЙСТВА ТВЕРДОГО ВЕЩЕСТВА
Занятие 1. Знакомство с человечками твердого вещества
Занятие 2. Дерево и его свойства. как человек использует свойства дерева.
Занятие 3. Сравнение свойств бумаги и дерева. Что можно сделать из бумаги. Делаем бумагу сами.
Занятие 4. Сравнение свойств бумаги и ткани.
Занятие 5. Сравнение свойств металла и дерева.
Занятие 6. Упругая резина
Занятие 7. Хрупкое стекло.
Занятие 8. Пластичная глина
Занятие 9. Удивительная пластмасса.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ТЕМА: СВОЙСТВА ВОДЫ.
Занятие 1. Знакомство с жидкими человечками.
1
ТЕМА: СВОЙСТВА ВОЗДУХА.
Занятие 1. Знакомство с человечками газа.
Занятие 2. Свойства воздуха. Воздух - смесь газов.
1
1
ТЕМА: ТРИ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВ
Занятие 1. Три агрегатных состояния воды.
Занятие 2. Круговорот воды в природе.
Занятие 3.Почему идет снег?
Занятие 4. Три агрегатных состояние веществ.
Занятие 5. Диффузия.
1
1
1
1
1
ТЕМА: ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
Занятие 1. Теплообмен.
Занятие 2. Теплопроводность или почему шуба, шапка, варежки в мороз греют.
Занятие 3. Нагревание и охлаждение.
Занятие 4.Почему в холодильнике холодно?
1
1
1
1
ТЕМА: ЗВУК.
Занятие 1. Что такое звук. Высокие и низкие звуки.
Занятие 2. Как мы говорим.
Занятие 3. Как сделать звук громче и как услышать тихие звуки.
Занятие 4. Звук помогает видеть.
1
1
1
1
ТЕМА: СВЕТ.
Занятие 1. Свет и тень.
Занятие 2.Отражение света или как поймать солнечный зайчик.
Занятие 3. Кто раскрасил радугу.
Занятие 4. Почему небо голубое.
Занятие 5. Цвета и краски.
1
1
1
1
1
ТЕМА: ЭНЕРГИЯ.
Занятие 1. Солнце и солнечная батарейка.
1
ТЕМА: ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
Занятие 1. Электричество вокруг нас.
Занятие 2.Электричество на службе человеку.
Занятие 3. Электрический ток.
1
1
1
ТЕМА: МАГНЕТИЗМ.
Занятие 1. Игры с магнитами.
Занятие 2.Магнетизм.
1
1
Итого 35

Литература.

  1. Владимирова Т.В. " Шаг в неизвестность", Ульяновск, 2001.
  2. Креативная физика для детей и их родителей. URL: http://mariun.ru/category/moi-zanyatiya/ (дата обращения - 16.04.2016 г.).
  3. А.Харунжев "Физика вокруг, или Вовкины открытия" (М: АСТ-Пресс, 1996.
  4. Физика для малышей. URL: http://ten2x5.narod.ru/klass/sikoruk.htm (дата обращения - 16.04.2016 г.).
  5. Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994
  6. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999.
  7. Рачлис Х. Физика в ванне: Пер. с англ. - М.: Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1986. - 96 с.
  8. И.Я Ланина «Развитие интереса к физике», М, Просвещение, 1999.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий праздника в детском саду «Новогодняя елка в лесу» в…

Сценарий праздника в детском саду «Новогодняя елка в лесу» в разновозрастной группе (2-7 лет) Сорока вбегает в зал. Сорока. Привет, ребятки! Наконец...

Показатели умственного развития дошкольника

Показатели умственного развития дошкольника А достаточно ли развит ребенок для своего возраста? Какими способами это можно проверить? Именно эти вопросы волнуют...

Страну Родную защищая

Страну Родную защищая День защитника Отечества в Детском саду Филиал МАДОУ «Журавушка» «Я-МАЛ» в старшей группе «Фантазёры» От всей души поздравляем вас...

Читайте также

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...

Формирование познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста через знакомство…

Формирование познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с миром профессий Формирование представлений о будущей профессии необходимо начинать в...

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек»

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек» Цель: познакомить детей с породами кошек. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - воспитывать у детей...