Пальчиковая гимнастика, как одно из средств развития речи детей

Устная речь ребенка формируется в полном объеме тогда, когда движения пальцев рук «доходят» к достаточной точности. Когда производятся, ритмические движения пальцами, у ребенка усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть работает двигательная, речевая и сенсорная зона. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Что бы определить уровень развития речи детей в первые годы жизни, был разработан метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Детям, которым удаются отдельные движения пальцев, – говорящие дети…, пока движения пальцев не будут свободными, развития мышления и речи добиться не удастся. Так же известно, что мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев, это одно из лучших средством повышения работоспособности головного мозга. Развития речи у ребенка находится в прямой зависимости от развития тонких движений пальцев рук. Психологи говорят, что пальчиковая гимнастика, развивает мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Пальчиковые игры – отблеск реальности окружающего мира: это отражение предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В игре дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Благодаря этому, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Упражнения, нужно делать медленно и с показом, при этом четко произносить текст. Эффективно, при выполнении пальчиковой гимнастики, добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной ручки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша и т.д.

 Выделим некоторые правила, при проведении пальчиковой гимнастики:

1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

2.Упражнение начинается с объяснения, показывается поза пальцев и кисти.

3. От показа переходят к словесным указаниям, в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза пальцев рук

4. Начинаем медленно выполнять упражнения. Если ребенок не может самостоятельно принять правильную позу рук и выполнить движение, педагог или родитель помогает ему:

- берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним;

- или учит ребенка, самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей руки.

5. Упражнения по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить по 2-5 минут ежедневно с детьми любого возраста.

Самые простые упражнения помогут убрать напряжение с самих рук, с губ, и помогают снять умственную усталость. Улучшают произношение многих звуков, тем самым, развивают речь ребенка. Такие упражнения следует начинать с самого раннего детства, это поможет ребенку скоординировано и ловко работать пальцами.

 И так, «для чего нужны пальчиковые игры»? Эти простые упражнения для пальцев помогут автоматизировать работу, как левого, так и правого полушария, между ними создается «перемычка». Левое полушарие во время игры отвечает за словесную речь, а правое полушарие отвечает за развитие фантазии и воображения. Когда связь между ними крепкая, нервные импульсы будут проходить чаще и быстрей, тем самым активизировать мышление и внимание ребенка. Если проводить занятия систематически, которые требуют тонких движений пальцев, то повысится т работоспособность головного мозга, которая дает сверхмощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности и деятельности.

Что бы ребенок научился правильно мыслить и говорить, надо уметь и видеть, слушать и слышать, перерабатывать, осмыслять информацию, которую он получил из окружающего мира. Детям, важно давать возможность: пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус» предметы. Благодаря этому, ребенок накопит впечатления и богатый словарь, и «вдруг» заговорит сам. С этого момента, каждый день речь ребенка становится полноценным средством общения.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для…

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста Интерес к кинезиологии растёт очень активно. Она помогает...

Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток»

Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток» Дети – это юные исследователи. Им интересно из чего состоит техника, откуда...

Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе

Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе Цель: Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и...

Читайте также

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены»

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены» 1.1. Тематическое направление Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. 1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее...

Конспект ООД по теме: «Транспорт» во второй младшей группе

Конспект ООД по теме: «Транспорт» во второй младшей группе Цель: Создать условия для формирования у детей элементарных представлений о пассажирском и...

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки»

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» является интересным и познавательным пособием для детей среднего возраста. Данная игра направлена на развитие...