Развитие артикуляционной моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня

Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов артикуляции: языка, губ, челюстей и мягкого неба. При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, их умении перестраиваться и работать слаженно, и координировано.

Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

У всех детей с речевыми проблемами нарушена не только подвижность органов речи, но и кинестетическое восприятие от них.

В том случае, когда эти мышцы слабые, у ребенка будут нарушены звуки по типу замещения на более простые и доступные. Поэтому важно еще в младенческом и раннем возрасте позаботиться о том, чтобы мышцы речевого аппарата были достаточно развиты. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогают следующие приемы:

- артикуляционная гимнастика;

- логопедический массаж;

- и различные игровые упражнения, направленные на развитие и укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

Логопедический массаж - это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж применяется для того, чтобы правильно поставить звуки и развить артикуляционный аппарат у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), когда ребёнок готовится пойти в школу, а его речь имеет дефекты и нарушения. Большое внимание уделяется массажу периферического речевого аппарата (мышцам языка, губам, мягкому нёбу и щёкам). Именно поэтому крайне важно, чтобы проведение логопедического массажа маленькому ребёнку было профессиональным, безболезненным и очень аккуратным. Самыми распространёнными приёмами являются поглаживания, растирания, вибрация, плотные нажатия, а также похлопывание. Вовремя пройденный курс логопедического массажа может предотвратить задержку речевого развития. Чем раньше вы активизируете речевой аппарат ребёнка, тем легче и быстрее ребёнок научится правильно говорить.

Эффективной такая работа будет лишь при условии систематического проведения с детьми и постоянном поддерживании интереса.

Большую ошибку делают те родители, которые на протяжении длительного времени продолжают перетирать своим детям супы, перекручивают мясо на мясорубку. Перетирая еду, Вы не помогаете детям, а, наоборот, задерживаете развитие подвижности артикуляционного аппарата. Многие родители жалуются на то, что их малыши плохо жуют. Им тяжело сьесть такие фрукты и овощи, как морковь, яблоко, огурец. 
Для того, чтобы развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, тренировать и укреплять мышцы щеи и языка, небходимо обязательно давать ребенку жевать твердые продукты.

Часто бывает так, что ребенок подражает неправильной речи взрослых или сверстников. Поэтому пытайтесь делать так, чтобы ребенок слышал правильную, четкую, эмоционально оформленную речь. Следует помнить, что с самого рождения малыш учится родному языку. Поэтому следите за своей речью: не говорите быстро, четко произносите все звуки, проявляйте эмоции во время рассказа. Не “сюсюкайте” с ребенком, ведь ему будет намного приятнее, если Вы будете общаться с ним, как со взрослым. 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери ракету»

Дидактическая игра «Собери ракету» Аннотация: Дидактическая игра «Собери ракету» рекомендована для дошкольников 3-4 лет. Данная игра направлена на развитие сенсорных способностей детей дошкольного...

Виды гимнастик для использования в ДОУ

Виды гимнастик для использования в ДОУ Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнения упражнений в режиме дня в виде утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для...

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: - учить...

Читайте также

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики»

Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики» Программное содержание: выявлять знания и умения детей по следующим критериям: - навыки счёта в...

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!»

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!» Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. Задачи: -...