Статья на тему

«Знакомство с истоками русского народного творчества»

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам помогает фольклор – ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поставив перед собой задачу ознакомления детей с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Возникла необходимость в разработке перспективного плана совместной деятельности воспитателя с детьми и работы с семьей.

Одновременно с этим мы ставим задачу – создать развивающую среду по обозначенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в колыбели куклу Машу. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, собирались предметы старинного русского быта и создается уголок, воспроизводящих атмосферу русского национального быта. Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет проникнуться культурой своего народа.

Так, сообща, вместе с детьми в группе организовали место, отведенное для русского народного уголка, сделали деревянные лавки и стол. Постелили самотканые половики.1

В «русской избе» теперь есть чугун, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, прялка, русский народный костюм. В «русской избе» дети знакомятся со старинными предметами, расписанными хохломской росписью, их названиями: чаша, ковш, бочонок, деревянные ложки, кружки. Знакомство детей с русскими народными художественными промыслами (гжель, дымка, хохлома, городец, жостовская роспись, народная вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву), отображение их в изобразительной деятельности, в лепке, аппликации, изучение календарного детского фольклора, ознакомление с народными играми, традициями и обычаями русского народа, ознакомление с русским народным костюмом, его элементами – все это происходит на интегрированных занятиях.

Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в этой части группы, где дети знакомятся с русским бытом, играют, обыгрывают народные сказки, и этот уголок теперь по праву можно называть «русской избой». Но время идет, дети подрастают, а вместе с ними изменяется и сам уголок. В такой «избе» дети не только видят предметы быта, но еще и учатся ими пользоваться, узнают их применение, получают практические навыки и знания о домашнем труде взрослых: уборке помещения, сервировке стола; учатся бережно обращаться с вещами и материалами.

Я считаю, что в атмосфере русского уголка находящиеся там предметы национального быта способны пробудить в душе ребенка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа.2

Для того чтобы показать, как можно применять русские народные традиции в повседневной жизни детей, разработана серия интегрированных занятий и развлечений. Такие занятия проводятся в форме занятия – рассказа, занятия – беседы, занятия – сотрудничества с детьми. Ребенок, становясь активным субъектом музыкально – творческой деятельности, начинает свободно общаться с народным искусством. Такие занятия – верная дорога к личностно ориентированному подходу к детям.

Изучение календарного фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. На Святках (с Рождества до Крещения) они поздравляют детей соседних групп колядной песней, встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликают птиц.

Для более полного знакомства детей с бытом и основными занятиями русских людей, с историей мужской и женской одежды, головных уборов, обуви оформляются альбомы фотографий, иллюстраций, картин.

В приобщении детей к ценностям народной культуры, воспитании гражданина огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьей.

Объединяя наши усилия и семьи в решении поставленной цели – «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуре» - организуются:

  • серия консультаций для родителей;
  • родительские пятницы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, родительские пятницы строят отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Здесь родители знакомятся с народным творчеством, с историей народных праздников Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. На родительской пятнице папы и мамы могут на практике познакомиться с яйцом – писанкой, играми народов России, с традициями встречи Рождества.
  • выпуск газеты для родителей «Всезнайка» с разной тематикой («Великая Пасха», «Народный костюм» и другие). Газету можно читать, можно просмотреть, можно просто ее взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка, да еще и хранить ее вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери. В газету можно написать заметку о своем малыше, о секретах семейной педагогики, можно принять участие в конкурсах, которые время от времени объявляются, и все это делается добровольно. Выпуск газеты - достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки. Материал для выпуска газеты помогают готовить родители.

Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, не может быть успешным без глубокого познания истории своего народа, его культуры.





Новые публикации

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема:…

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема: Космические приключения Для детей средней группы (4-5 лет) Цель: формирование знаний детей...

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся)

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся) Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый...

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С…

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С Михалкова) Цель: Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей. Учить узнавать и...

Читайте также

Творческий проект «Времена года»

Творческий проект «Времена года» (подготовительная группа) Тип проекта: коммуникативно - познавательный Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагоги - специалисты ДОУ. Цель: формировать элементарные представления...

Занятие по математике «Путешествие в сказку»

Занятие по математике «Путешествие в сказку» для детей подготовительной группы   Программное содержание: Учить решать логические задачи Продолжать учить пользоваться знаками +; - Закрепить знание о геометрических фигурах Продолжить...

Познавательно-игровой проект «Разноцветная книга осени!»

Познавательно-игровой проект «Разноцветная книга осени!»   Срок реализации: с 1 октября 2016 г. по 31 октября 2016 г. Тип проекта: познавательно-игровой. Продолжительность: среднесрочный. Участники проекта: воспитатели группы...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

Земля - живой организм

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга 197345, СПб, ул. Туристская, д.18, корп.2, литера А ОО "Познавательное развитие " Дидактический плакат "Сортируем мусор - бережем природу"  (Для детей от 6 - 7 лет) Разработал: воспитатель...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое? Экологическое воспитание   — это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе...

Конспект занятия по рисованию (Рисование ватными палочками)  «Жёлтые одуванчики на лужайке»

  Программное содержание: Учить детей рисовать одуванчики с натуры сначала простым карандашом, располагая их на всем листе. Учить самостоятельно подбирать цвета, обводить точками нарисованный контур ватной палочкой с гуашью; украшать изделие точками, используя ватные палочки. Расширять представления детей о весне...

ЗНАКОМИМ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ …

  ЦЕЛЬ: - Пополнить знания о первых цветущих растениях, закрепить их названия (тюльпан, нарцисс, крокус, одуванчик); - Продолжать учить рассматривать растение на примере одуванчика, выделяя его части: стебель, корень, лист, цветок; - Воспитывать бережное отношение к первоцветам, желание ухаживать за...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство