Статья на тему

«Знакомство с истоками русского народного творчества»

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам помогает фольклор – ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поставив перед собой задачу ознакомления детей с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Возникла необходимость в разработке перспективного плана совместной деятельности воспитателя с детьми и работы с семьей.

Одновременно с этим мы ставим задачу – создать развивающую среду по обозначенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в колыбели куклу Машу. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, собирались предметы старинного русского быта и создается уголок, воспроизводящих атмосферу русского национального быта. Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет проникнуться культурой своего народа.

Так, сообща, вместе с детьми в группе организовали место, отведенное для русского народного уголка, сделали деревянные лавки и стол. Постелили самотканые половики.1

В «русской избе» теперь есть чугун, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, прялка, русский народный костюм. В «русской избе» дети знакомятся со старинными предметами, расписанными хохломской росписью, их названиями: чаша, ковш, бочонок, деревянные ложки, кружки. Знакомство детей с русскими народными художественными промыслами (гжель, дымка, хохлома, городец, жостовская роспись, народная вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву), отображение их в изобразительной деятельности, в лепке, аппликации, изучение календарного детского фольклора, ознакомление с народными играми, традициями и обычаями русского народа, ознакомление с русским народным костюмом, его элементами – все это происходит на интегрированных занятиях.

Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в этой части группы, где дети знакомятся с русским бытом, играют, обыгрывают народные сказки, и этот уголок теперь по праву можно называть «русской избой». Но время идет, дети подрастают, а вместе с ними изменяется и сам уголок. В такой «избе» дети не только видят предметы быта, но еще и учатся ими пользоваться, узнают их применение, получают практические навыки и знания о домашнем труде взрослых: уборке помещения, сервировке стола; учатся бережно обращаться с вещами и материалами.

Я считаю, что в атмосфере русского уголка находящиеся там предметы национального быта способны пробудить в душе ребенка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа.2

Для того чтобы показать, как можно применять русские народные традиции в повседневной жизни детей, разработана серия интегрированных занятий и развлечений. Такие занятия проводятся в форме занятия – рассказа, занятия – беседы, занятия – сотрудничества с детьми. Ребенок, становясь активным субъектом музыкально – творческой деятельности, начинает свободно общаться с народным искусством. Такие занятия – верная дорога к личностно ориентированному подходу к детям.

Изучение календарного фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. На Святках (с Рождества до Крещения) они поздравляют детей соседних групп колядной песней, встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликают птиц.

Для более полного знакомства детей с бытом и основными занятиями русских людей, с историей мужской и женской одежды, головных уборов, обуви оформляются альбомы фотографий, иллюстраций, картин.

В приобщении детей к ценностям народной культуры, воспитании гражданина огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьей.

Объединяя наши усилия и семьи в решении поставленной цели – «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуре» - организуются:

  • серия консультаций для родителей;
  • родительские пятницы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, родительские пятницы строят отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Здесь родители знакомятся с народным творчеством, с историей народных праздников Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. На родительской пятнице папы и мамы могут на практике познакомиться с яйцом – писанкой, играми народов России, с традициями встречи Рождества.
  • выпуск газеты для родителей «Всезнайка» с разной тематикой («Великая Пасха», «Народный костюм» и другие). Газету можно читать, можно просмотреть, можно просто ее взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка, да еще и хранить ее вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери. В газету можно написать заметку о своем малыше, о секретах семейной педагогики, можно принять участие в конкурсах, которые время от времени объявляются, и все это делается добровольно. Выпуск газеты - достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки. Материал для выпуска газеты помогают готовить родители.

Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, не может быть успешным без глубокого познания истории своего народа, его культуры.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Мастер Град»

Проект «Мастер Град» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект «Мастер Град». В нашем детском саду «Конёк- Горбунок» в старших группах «Гномики»...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Непосредственно-организованная образовательная деятельность – окружающий мир. Тема «Волшебница вода»

Непосредственно-организованная образовательная деятельность – окружающий мир Тема «Волшебница вода» Подготовительная к школе группа Образовательная область: познавательное развитие. Программные задачи. Уточнять и расширять знания...

Читайте также

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами...

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе Тема: «Воздух невидимка» Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и его значений для человека. Задачи: Подвести...

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников