Внедрение регионального компонента в игровую деятельность дошкольников

Уважаемые коллеги все мы прекрасно знаем, что игра была и остается ведущим видом детской деятельности. Это учитывается и в Программе воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» (авторы-составители: Е. С. Бабунова, Градусова Л. В., Е. Г. Лопатина, и др.). Более широко игровая деятельность раскрыта в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие».

Мы хотим поделиться опытом внедрения регионального компонента в игровую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

(старшая и подготовительная к школе группы). Дети с речевыми нарушениями трудно осваивают так значимую для них игровую деятельность.

Игровое поведение у детей с ОВЗ часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.

Поэтому для таких детей, имеющих отставание в развитии различных компонентов игровой деятельности, важнейшим условием коррекции является специально организованная, поэтапная, систематическая, комплексная работа по формированию игровых навыков и умений.

Специфика руководства игровой деятельностью детей с тяжелыми нарушениями речи, в частности, сюжетно-ролевыми играми, заключается в том, что им должны предшествовать дидактические речевые игры, которые проводятся с целью закрепления правильных речевых навыков.

Для проведения сюжетно-ролевой игры у детей необходимо сформировать представления о той сфере окружающей действительности, которая найдет отражение в игре.

Педагогами компенсирующих групп подобраны и разработаны серия дидактических и сюжетно-ролевых игры с учетом регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста.

Для применения детьми приобретенных речевых навыков, позитивной социализации мы создали игровое пособие - макет «Дом маленьких южноуральцев». Главная цель игрового макета – применение поликультурных знаний в игровой деятельности.

Дом – это то, с чем связаны первые впечатления, представления ребенка об окружающем мире, дом – это родные и близкие ребёнка, его защита, его тепло и радость. Дом и всё, что связано с ним, составляет мир маленького человека. Эта тема несёт большой эмоциональный заряд, так как с понятием «дом» у детей связано множество разных положительных впечатлений и эмоций. Почему маленьких? Потому что – для детей и куклы маленького размера. Почему южноуральцев - потому что сюжеты игр на основе программы «Наш дом – Южный урал».

Игровое пособие создано на основе кукольного домика, используется для режиссерских игр, в которых дети выбирают сюжет из тематики семейной жизни, согласно традициям народов Южного Урала.

Макет дома деревянный, разделен на 2 этажа. На первом расположены 4 комнаты: русская, татарская, башкирская и нагайбакская. На втором находится одна большая комната, она используется в качестве гостиной. Интерьер комнат отражает исторический быт народов нашего региона.

В комнатах проживают семьи, членами которой служат тряпичные куклы, одетые в народные костюмы. Они олицетворяют трудолюбивый уральский народ, славящийся своими ремеслами (каслинское литье, златоустовская гравюра на стали, камнерезное искусство и др.).

В «ДЮМ» может играть один ребенок и несколько детей сразу.

Ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а наделяет ролевым значением кукол, фигурки домашних животных; разыгрывает с их участием сюжет и регулирует отношение действующих лиц как режиссер, проговаривает происходящее в игре событие.

Тематику режиссерских игр с использованием ДМЮ мы распределили по разделам:

- Традиции народов Урала

Цели игр данного раздела.

- Сохранение культурных традиций, расширение представлений дошкольников о быте. Бережное отношение к членам семьи. «Башкирское гостеприимство», «Подготовка к празднику», «Семья», «Готовимся к зиме».

- Народные праздники и обряды

Цель: Формирование ценностного отношения к народным праздникам и обрядовым мероприятиям. «Колядки», «Сабантуй», «Масленица», «Нардуган», «День народного единства».

- Мой любимый край

Цель: Развитие ценностного отношения к родной природе, городу, краю, людям, которые в нём жили, живут и будут жить в будущем. «Поход по родным местам», «За грибами», «Бортничество», «Рыбалка»,

«Приусадебный участок», «Ферма».

Пополнение комнат «ДМЮ» происходит за счет детских работ, производимых в мастерской «Чем пахнут ремёсла». Здесь ребята готовят национальные блюда, украшают полотенца, изготавливают кукол и многое другое. Тут же дети знакомятся с промыслами декоративно-прикладного искусства и примеряют на себя роль ремесленников. Так, например, создавая подсвечник, ребенок представляет себя скульптором (каслинским кудесником), нанося рисунок на поднос – художником-гравером, изготавливая шкатулочку – камнерезом (малахитчиком).

Девиз мастерской «Успех ждет каждого». В процессе практических действий у детей проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности.

Играя в ремесленников у детей развивается вера в свои силы. Нет таких детей, у которых не удавалось бы хотя бы одно ремесло. Все детские работы востребованы – они используются при смене интерьера в игровом макете, организовываются выставки, которые открыты для посещения детьми других групп, у ребенка всегда есть, что подарить знакомым на праздник или обменять на ярмарке, организованной в детском саду. Самые умелые мастера устраивают мастер-классы, все это в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.

Мы, взрослые, готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с трудом взрослых, исторически сложившемся в нашем регионе, который актуален на современном региональном и муниципальном рынке труда;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Таким образом, используя игровое пособие – «Дом маленьких южноуральцев», можно способствовать обогащению у детей первичных представлений о культуре, истории народов региона Южного Урала, развитию умения творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в игровой деятельности, приобретению социального опыта.



Комментарии  

#1 Марина Дмитриева 09.04.2020 12:33
Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному компоненту. Спасибо!
Цитировать


Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

«Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

«Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир...

Сценарий праздника ко Дню пожилого человека

Сценарий праздника ко Дню пожилого человека Участвуют подготовительная средняя и младшая группы Цель проведения Дня пожилых людей - привлечение внимания детей и...

Новый год!!! Самый долгожданный, желанный праздник для всех

Новый год!!! Самый долгожданный, желанный праздник для всех И в нашем саду, в старшей группе «Непоседы» дети совместно с воспитателями и...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...

В гости к доктору Айболиту

Sample Image

20 июня 2022 года воспитанники группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка встретились с Доктором Айболитом и весело отметили праздник Медицинского работника В гости к доктору Айболиту Цель: создать атмосферу радостного, бодрого настроения, вызвать у детей желание...