Внедрение регионального компонента в игровую деятельность дошкольников

Уважаемые коллеги все мы прекрасно знаем, что игра была и остается ведущим видом детской деятельности. Это учитывается и в Программе воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» (авторы-составители: Е. С. Бабунова, Градусова Л. В., Е. Г. Лопатина, и др.). Более широко игровая деятельность раскрыта в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие».

Мы хотим поделиться опытом внедрения регионального компонента в игровую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

(старшая и подготовительная к школе группы). Дети с речевыми нарушениями трудно осваивают так значимую для них игровую деятельность.

Игровое поведение у детей с ОВЗ часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.

Поэтому для таких детей, имеющих отставание в развитии различных компонентов игровой деятельности, важнейшим условием коррекции является специально организованная, поэтапная, систематическая, комплексная работа по формированию игровых навыков и умений.

Специфика руководства игровой деятельностью детей с тяжелыми нарушениями речи, в частности, сюжетно-ролевыми играми, заключается в том, что им должны предшествовать дидактические речевые игры, которые проводятся с целью закрепления правильных речевых навыков.

Для проведения сюжетно-ролевой игры у детей необходимо сформировать представления о той сфере окружающей действительности, которая найдет отражение в игре.

Педагогами компенсирующих групп подобраны и разработаны серия дидактических и сюжетно-ролевых игры с учетом регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста.

Для применения детьми приобретенных речевых навыков, позитивной социализации мы создали игровое пособие - макет «Дом маленьких южноуральцев». Главная цель игрового макета – применение поликультурных знаний в игровой деятельности.

Дом – это то, с чем связаны первые впечатления, представления ребенка об окружающем мире, дом – это родные и близкие ребёнка, его защита, его тепло и радость. Дом и всё, что связано с ним, составляет мир маленького человека. Эта тема несёт большой эмоциональный заряд, так как с понятием «дом» у детей связано множество разных положительных впечатлений и эмоций. Почему маленьких? Потому что – для детей и куклы маленького размера. Почему южноуральцев - потому что сюжеты игр на основе программы «Наш дом – Южный урал».

Игровое пособие создано на основе кукольного домика, используется для режиссерских игр, в которых дети выбирают сюжет из тематики семейной жизни, согласно традициям народов Южного Урала.

Макет дома деревянный, разделен на 2 этажа. На первом расположены 4 комнаты: русская, татарская, башкирская и нагайбакская. На втором находится одна большая комната, она используется в качестве гостиной. Интерьер комнат отражает исторический быт народов нашего региона.

В комнатах проживают семьи, членами которой служат тряпичные куклы, одетые в народные костюмы. Они олицетворяют трудолюбивый уральский народ, славящийся своими ремеслами (каслинское литье, златоустовская гравюра на стали, камнерезное искусство и др.).

В «ДЮМ» может играть один ребенок и несколько детей сразу.

Ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а наделяет ролевым значением кукол, фигурки домашних животных; разыгрывает с их участием сюжет и регулирует отношение действующих лиц как режиссер, проговаривает происходящее в игре событие.

Тематику режиссерских игр с использованием ДМЮ мы распределили по разделам:

- Традиции народов Урала

Цели игр данного раздела.

- Сохранение культурных традиций, расширение представлений дошкольников о быте. Бережное отношение к членам семьи. «Башкирское гостеприимство», «Подготовка к празднику», «Семья», «Готовимся к зиме».

- Народные праздники и обряды

Цель: Формирование ценностного отношения к народным праздникам и обрядовым мероприятиям. «Колядки», «Сабантуй», «Масленица», «Нардуган», «День народного единства».

- Мой любимый край

Цель: Развитие ценностного отношения к родной природе, городу, краю, людям, которые в нём жили, живут и будут жить в будущем. «Поход по родным местам», «За грибами», «Бортничество», «Рыбалка»,

«Приусадебный участок», «Ферма».

Пополнение комнат «ДМЮ» происходит за счет детских работ, производимых в мастерской «Чем пахнут ремёсла». Здесь ребята готовят национальные блюда, украшают полотенца, изготавливают кукол и многое другое. Тут же дети знакомятся с промыслами декоративно-прикладного искусства и примеряют на себя роль ремесленников. Так, например, создавая подсвечник, ребенок представляет себя скульптором (каслинским кудесником), нанося рисунок на поднос – художником-гравером, изготавливая шкатулочку – камнерезом (малахитчиком).

Девиз мастерской «Успех ждет каждого». В процессе практических действий у детей проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности.

Играя в ремесленников у детей развивается вера в свои силы. Нет таких детей, у которых не удавалось бы хотя бы одно ремесло. Все детские работы востребованы – они используются при смене интерьера в игровом макете, организовываются выставки, которые открыты для посещения детьми других групп, у ребенка всегда есть, что подарить знакомым на праздник или обменять на ярмарке, организованной в детском саду. Самые умелые мастера устраивают мастер-классы, все это в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.

Мы, взрослые, готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с трудом взрослых, исторически сложившемся в нашем регионе, который актуален на современном региональном и муниципальном рынке труда;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Таким образом, используя игровое пособие – «Дом маленьких южноуральцев», можно способствовать обогащению у детей первичных представлений о культуре, истории народов региона Южного Урала, развитию умения творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в игровой деятельности, приобретению социального опыта.



Комментарии  

#1 Марина Дмитриева 09.04.2020 12:33
Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному компоненту. Спасибо!
Цитировать


Новые публикации

Конспект занятия «Драм – там» с элементами линейного квеста на…

Конспект занятия «Драм – там» с элементами линейного квеста на прогулочном участке для детей подготовительной группы комбинированной направленности Цель: формирование положительной...

Дидактическая игра «Числовые домики»

Дидактическая игра «Числовые домики» Игра «Числовые домики» подходит для детей старшего возраста для изучения цифр, количественного и порядкового значения чисел и...

Перспективно – тематическое планирование во второй группе раннего возраста

Перспективно – тематическое планирование во второй группе раннего возраста

Читайте также

Сценарий Новогоднего утренника в подготовительной группе «Сказочный снегопад»

Сценарий Новогоднего утренника в подготовительной группе «Сказочный снегопад»   Дети под веселую новогоднюю песню заходят в зал, исполняют небольшую танцевальную композицию, встают перед...

Содержание работы по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Содержание работы по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет Аннотация: в статье представлено определение понятия мелкая моторика, говорится об экспериментальном...

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с…

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с историей земли Нижегородской Программное содержание: - Приобщать детей к истории родного края. - Обогащать знания...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Дидактическая игра для детей младшего и среднего возраста. Тема: «Разноцветная цепочка»

Дидактическая игра для детей младшего и среднего возраста. «Разноцветная цепочка» АНОТАЦИЯ Дидактическая игра "Разноцветная цепочка" - это игровой комплект для закрепления основных цветов предназначена для детей от 3 до 5лет. Данная игра поможет развивать логическое мышление, воображение, закрепить знание цветов. Игра...

Конспект занятия для детей средней группы « ЕСЛИ ДОМА ТЫ ОДИН…»

« ЕСЛИ ДОМА ТЫ ОДИН…» Цель: Продолжать формировать у дошкольников навыки безопасного поведения дома, расширять круг знаний об окружающем мире, предметах быта. Закрепить и уточнить знание номеров телефонов экстренных служб помощи, родителей и собственного домашнего адреса, учить детей пользоваться телефоном...

Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности. Тема: «Как Ежонок учил правила…

Конспект Совместной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности Тема: «Как Ежонок учил правила дорожного движения»     Воспитатель : Смирнова Татьяна Алексеевна   Цель: Закрепление у детей знаний о правилах дорожного движения Задачи: - Закрепить...

Дидактическая игра "Сенсорные мешочки"

Sample Image

Аннотация Настольное дидактическое пособие «Сенсорные мешочки» предназначено для детей 4-7 лет. Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для групповой, а также для самостоятельной деятельности дошкольников. Введение Дидактическое пособие разработано для стимуляции образного мышления, развития крупной...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство