Внедрение регионального компонента в игровую деятельность дошкольников

Уважаемые коллеги все мы прекрасно знаем, что игра была и остается ведущим видом детской деятельности. Это учитывается и в Программе воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» (авторы-составители: Е. С. Бабунова, Градусова Л. В., Е. Г. Лопатина, и др.). Более широко игровая деятельность раскрыта в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие».

Мы хотим поделиться опытом внедрения регионального компонента в игровую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

(старшая и подготовительная к школе группы). Дети с речевыми нарушениями трудно осваивают так значимую для них игровую деятельность.

Игровое поведение у детей с ОВЗ часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.

Поэтому для таких детей, имеющих отставание в развитии различных компонентов игровой деятельности, важнейшим условием коррекции является специально организованная, поэтапная, систематическая, комплексная работа по формированию игровых навыков и умений.

Специфика руководства игровой деятельностью детей с тяжелыми нарушениями речи, в частности, сюжетно-ролевыми играми, заключается в том, что им должны предшествовать дидактические речевые игры, которые проводятся с целью закрепления правильных речевых навыков.

Для проведения сюжетно-ролевой игры у детей необходимо сформировать представления о той сфере окружающей действительности, которая найдет отражение в игре.

Педагогами компенсирующих групп подобраны и разработаны серия дидактических и сюжетно-ролевых игры с учетом регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста.

Для применения детьми приобретенных речевых навыков, позитивной социализации мы создали игровое пособие - макет «Дом маленьких южноуральцев». Главная цель игрового макета – применение поликультурных знаний в игровой деятельности.

Дом – это то, с чем связаны первые впечатления, представления ребенка об окружающем мире, дом – это родные и близкие ребёнка, его защита, его тепло и радость. Дом и всё, что связано с ним, составляет мир маленького человека. Эта тема несёт большой эмоциональный заряд, так как с понятием «дом» у детей связано множество разных положительных впечатлений и эмоций. Почему маленьких? Потому что – для детей и куклы маленького размера. Почему южноуральцев - потому что сюжеты игр на основе программы «Наш дом – Южный урал».

Игровое пособие создано на основе кукольного домика, используется для режиссерских игр, в которых дети выбирают сюжет из тематики семейной жизни, согласно традициям народов Южного Урала.

Макет дома деревянный, разделен на 2 этажа. На первом расположены 4 комнаты: русская, татарская, башкирская и нагайбакская. На втором находится одна большая комната, она используется в качестве гостиной. Интерьер комнат отражает исторический быт народов нашего региона.

В комнатах проживают семьи, членами которой служат тряпичные куклы, одетые в народные костюмы. Они олицетворяют трудолюбивый уральский народ, славящийся своими ремеслами (каслинское литье, златоустовская гравюра на стали, камнерезное искусство и др.).

В «ДЮМ» может играть один ребенок и несколько детей сразу.

Ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а наделяет ролевым значением кукол, фигурки домашних животных; разыгрывает с их участием сюжет и регулирует отношение действующих лиц как режиссер, проговаривает происходящее в игре событие.

Тематику режиссерских игр с использованием ДМЮ мы распределили по разделам:

- Традиции народов Урала

Цели игр данного раздела.

- Сохранение культурных традиций, расширение представлений дошкольников о быте. Бережное отношение к членам семьи. «Башкирское гостеприимство», «Подготовка к празднику», «Семья», «Готовимся к зиме».

- Народные праздники и обряды

Цель: Формирование ценностного отношения к народным праздникам и обрядовым мероприятиям. «Колядки», «Сабантуй», «Масленица», «Нардуган», «День народного единства».

- Мой любимый край

Цель: Развитие ценностного отношения к родной природе, городу, краю, людям, которые в нём жили, живут и будут жить в будущем. «Поход по родным местам», «За грибами», «Бортничество», «Рыбалка»,

«Приусадебный участок», «Ферма».

Пополнение комнат «ДМЮ» происходит за счет детских работ, производимых в мастерской «Чем пахнут ремёсла». Здесь ребята готовят национальные блюда, украшают полотенца, изготавливают кукол и многое другое. Тут же дети знакомятся с промыслами декоративно-прикладного искусства и примеряют на себя роль ремесленников. Так, например, создавая подсвечник, ребенок представляет себя скульптором (каслинским кудесником), нанося рисунок на поднос – художником-гравером, изготавливая шкатулочку – камнерезом (малахитчиком).

Девиз мастерской «Успех ждет каждого». В процессе практических действий у детей проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности.

Играя в ремесленников у детей развивается вера в свои силы. Нет таких детей, у которых не удавалось бы хотя бы одно ремесло. Все детские работы востребованы – они используются при смене интерьера в игровом макете, организовываются выставки, которые открыты для посещения детьми других групп, у ребенка всегда есть, что подарить знакомым на праздник или обменять на ярмарке, организованной в детском саду. Самые умелые мастера устраивают мастер-классы, все это в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.

Мы, взрослые, готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с трудом взрослых, исторически сложившемся в нашем регионе, который актуален на современном региональном и муниципальном рынке труда;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Таким образом, используя игровое пособие – «Дом маленьких южноуральцев», можно способствовать обогащению у детей первичных представлений о культуре, истории народов региона Южного Урала, развитию умения творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в игровой деятельности, приобретению социального опыта.





Новые публикации

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Как…

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Как мы учили медвежонка» Цель: Уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об...

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора…

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора «ТехноЛаб» и конструктора «Полидрон Супер – Гигант» В обновленном содержании дошкольного...

НОД «Формирование основ финансовой грамотности «Что такое деньги»

НОД «Формирование основ финансовой грамотности «Что такое деньги» Цель: формирование первичных экономических представлений об экономических категориях: деньги, труд, потребности, возможности. Задачи: научить детей...

Читайте также

Проектная деятельность как инструмент разрешения конфликтных ситуаций среди детей дошкольного…

Проектная деятельность как инструмент разрешения конфликтных ситуаций среди детей дошкольного возраста   Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликтные явления проявлялись повседневно. Если...

Конспект занятия по развитию речи Тема «В гости к…

Конспект занятия по развитию речиТема «В гости к сказочной фее» Цель: обобщение знаний детей, тренировка долговременной памяти. Задачи. Образовательные: Продолжать учить формулировать и задавать...

Роль Семьи в речевом развитии ребенка

Роль Семьи в речевом развитии ребенка Правильная и красивая речь – это богатство, которое может подарить ребенку каждый родитель, и оно особенно ценно, потому...


Комментарии

  • Елена Алексеевна Сус
    Спасибо!!!Очень нужный и полезный материал!!

    Подробнее...

     
  • Иваненко Вера
    Очень полное, освещение вопроса. Всё понятно. Коротко и в то же время доходчиво. Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо Вам за то, что поделились своим материалом. Мне он очень понравился!!!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Конспект сюжетно-ролевой игры " Веселое кафе" в подготовительной группе

Цель: Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе. Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира. Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы –заместители и атрибуты для...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе Образовательная область – речевое развитие. Задачи: 1. Продолжать развивать фонематический слух. 2. Учить правильно пользоваться речевым дыханием: учить делать плавный бесшумный выдох через рот. 3 . Развивать голосовой аппарат. 4 ...

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе с целью развития диалогической речи у ребенка…

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе  с целью развития диалогической речи у ребенка. Беседа на тему «Весна»  Навыки, формирующиеся в данной беседе: Развивать умение поддерживать беседу; Продолжать совершенствовать диалогическую речь; Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной группы Образовательная область – речевое развитие Задачи: 1. Познакомить детей со стихотворением «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой. 2. Помочь детям понять основную мысль поэтического произведения...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство