Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

 

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных учреждениях активно вводятся учебные методики и занятия на тему экологичного образа жизни и уходе за окружающей средой.

Роль экологического воспитания в жизни дошкольника несправедливо недооценена. Тем не менее именно в детстве усваиваются все фундаментальные знания и принципы жизни человека. Таким образом, мы можем резюмировать тот факт, что экологическое воспитание чрезвычайно серьезный и важный тематический блок в программе любого дошкольного учреждения.

Современный специалист должен помогать детям сформировать собственную, доступную для них, научную картину мира, представление о роли человека в этом мире и его взаимоотношениях со средой.

Процесс детского эко-воспитания отличается особой эмоциональностью - малыши воспринимают природу как нечто живое. Этот аспект позволяет заинтересовать ребенка абсолютно разными способами - звуки, тактильные ощущения или запахи заставят даже самого гиперактивного ребенка остановиться, присмотреться и задуматься.

Такой комплексный подход раскрывает перед детьми красоту природы и учит ее подмечать, воспитывает гуманное отношение к ее обитателям, а также формирует систему экологических знаний и представлений.

Для продуктивности эко-воспитания необходимо создать специальную среду, где педагог личным примером докажет важность и серьезность темы. Это могут быть коллективные походы в парки и скверы, просмотры обучающих фильмов и мультфильмов, развивающие игры на тему экологичного потребления. На одном из занятий педагог может рассказать о том, как правильно сортировать отходы и для чего это нужно. Наглядная сортировка мусора позволит научить ребенка «разумному потреблению», не говоря уже о том, что дети смогут сами принять участие в акции. Подобный опыт позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из на в отдельности в ответе за планету, и каждый может сохранять и приумножать ее ресурсы.

Ключевую роль в экологическом воспитании ребенка играет педагог. В процессе работы рекомендуется использовать разные форматы, которые необходимо успешно интегрировать в любую деятельность ребенка. Для этого воспитатель может воспользоваться как методической литературой и музыкой, так и художественной литературой и играми.

Последние в свою очередь являются наиболее популярным и эффективным форматом эко-воспитания. Существует несколько видов дидактические игр: настольно-печатные, игры с предметами и словесные игры. Первый класс игр направлен на развитие мыслительных процессов ребенка: анализ, синтез, классификация и обобщение. Второй класс - это игры с различными природными материалами и формами: листья, вода, шишки. В таких играх могут использоваться самые разнообразные материалы, которые находятся в шаговой доступности. Ведь природа - это то, что нас окружает. Третий класс игр направлен на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь. «Экологизировать» такие игры досрочно просто, главное определиться с контекстом.

Не стоит забывать еще про один формат эко-воспитания - экскурсии. На экскурсиях дети знакомятся с представителями флоры и фауны, что способствует образованию базовых представлений о взаимосвязях в природе. Такой формат занятий поможет ребенку развить наблюдательность и интерес к естественным процессам жизни.

Огромное значение в экологическом воспитании имеет практическая часть - проведение опытов и экспериментов. Здесь ребенок сможет задействовать все органы чувств, это позволит максимально полно погрузиться в представленную проблему. После подобного наблюдения, с детьми необходимо провести резюмирующую беседу. Здесь педагогу необходимо использовать различные формы общения: рассказ, описание, диалог.

И последним, но не менее важным фактором в экологическом воспитании детей является - образ жизни родителей. Педагогу необходимо мотивировать родителей на разумное потребление и защиту экологии. Начать можно с малого, например, выезжая семьей на природу, родители должны убрать за собой все отходы и утилизировать их. Таким образом ребенок закрепит полезные привычки, полученные на занятиях в детском саду.

Размышляя на тему роли эко-воспитания в жизни дошкольника, мы пришли к следующему выводу: эффективность воспитания зависит не только от знаний и поведения ребенка в природе, но и от его непосредственного участия в сохранении и приумножении природных благ. Обеспечить практическую часть воспитания призван педагог и родители. Таким образом, лишь системный подход к экологическому воспитанию сможет оказать огромное влияние на ребенка и его отношение к окружающей среде.





Новые публикации

Конспект непосредственной образовательной деятельности. КВН «Знатоки осенней природы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности. КВН «Знатоки осенней природы» Цель: Уметь использовать знания об осенних явлениях в решении конкурсных задач. Задачи: Образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми...

Технологическая карта непосредственно организованной деятельности: «Домашние животные»

Технологическая карта непосредственно организованной деятельности: «Домашние животные»

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей в старшей группе «Путешествие…

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей в старшей группе «Путешествие по сказкам» с элементами ТРИЗ технологии

Читайте также

Конспект занятия в младшей группе: «Котик в гости к нам…

Конспект занятия в младшей группе:«Котик в гости к нам пришел» Программные задачи: 1. Продолжать учить рассматривать игрушки, отвечать на вопросы воспитателя по...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «В гости…

Конспект занятия по математике в подготовительной группе«В гости в Простоквашино» Задачи: Обучающие: закрепить умения выкладывать насекомых, птиц, зверей из геометрических фигур; учить...

Конспект занятия по художественной деятельности в подготовительной группе «Украшение хантыйским…

Конспект занятия по художественной деятельности в подготовительной группе «Украшение хантыйским орнаментом одежды» Программное содержание: Обобщить знания детей о народных промыслах родного края...


Комментарии

  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий "Весна с пчелкой Жужжей"

Дети под музыку сначала мл.гр.,затем средняя группа заходят на праздник и присаживаются на стульчики. Ведущая: Сегодня самый лучший в мире праздник И самый светлый день, что есть в году. На сердце каждого сегодня радость, Всецело посвященная Христу. Сегодня всюду песни...

Сценарий развлечения "Детство-это радость"

Сценарий праздника День защиты детей! 2020г.                 «Детство -это радость»         Музыкальный руководитель: Глазырина А.А. Роли исполняют: Временная вед.-Анна А. , Лето-вед. Татьяна Григорьевна, Яга-Наталья Дмитриевна, Игрулька- Алина Олеговна. Вед:...

Конспект открытого занятия Тема: «Формирование грамматического строя речи в детских играх»

Конспект открытого занятия Тема: « Формирование грамматического строя речи в детских играх » Старшая группа Воспитатель: Боровых Е.В. Программное содержание: учить узнавать и описывать игрушку отвечая на вопросы воспитателя; активизировать в речи детей употребление прилагательных обозначающих качество предметов: величина, цвет...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство