Музейная педагогика в воспитании патриотических чувств

Вспомните, добрые люди, что наши предки любили места,

где они родились, где жили их предки,

где стояли грудью за Родину.

В старину в звучных словах славилась Родина,

славилась хижина, славилась река,

близ которой ликовал свою победу дед и прадед.

Было время, когда всем этим дорожили,

когда всё это любили, когда всё берегли, как сокровище.

И.П.Сахаров.

Каждый человек с момента своего рождения познаёт окружающий мир: маму с её теплотой и ласковой заботливостью, детский уголок с игрушками. Двор с его обитателями, улицы города, дальние края.

Родина – понятие не только географическое. Это важнейший символ, наполненный глубинным содержанием, один из основных базовых ценностей человеческой культуры. Воспитать патриотизм в близкой и доступной уму и сердцу детей форме, без лишнего морализаторства и назидания – главная задача сегодняшнего дня.

Любовь к Родине зарождается и развивается с ранних лет. Она получает у ребёнка выражение в отношение к тому, что его окружает и к тому, с кем он находится в близком общении: семья, близкие, детский сад, товарищи, его игры и забавы, двор, улица, луг, лес, где он бегает и играет, где впервые знакомится с множеством предметов, явлений, событий. Формирование любого чувства у детей начинается с его эмоционального реагирования на какое-то явление, событие.

В последние годы идёт поиск нового содержания и постановки новых задач ознакомления дошкольников с социальной действительностью и патриотического воспитания.

Учитывая огромное значение культурного наследия для современного общества, его духовного развития и нравственного становления, вовлечение детей в эту работу становится одним из факторов, составляющих жизнеспособность музеев и дальнейшего развития их в воспитании любви к малой Родине, интереса к истории своей страны.

Важнейшей составляющей стандарта дошкольного образования является введение в мир культуры. Именно поэтому коллектив нашего детского сада поставил перед собой задачу внедрить в систему образования детей предмет «Музейная педагогика».

Осуществить это возможно через ознакомление детей с музеями, воспитание у ребят потребности в их посещение. Музей для взрослого – это место, где хранятся истинные культурные ценности, а для ребёнка - это прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать его понятным и интересным: и есть наша задача.

В нашем саду уже более 30 лет существовал мини-музей «Русская изба», где не одним поколением детей, родителей, воспитателей с любовью собирался материал о нашей стране.

Накануне своего полувекового юбилея детский сад № 233 решил обобщить опыт своей работы через создание этнографического музея «Русская изба».

1 октября 2009 год считается днём рождения нашего музея, где с октября 2009 года в системе дополнительного образования проводятся занятия с детьми по музейной педагогике. При организации работы с дошкольниками в музее были определены следующие основные цели.

  • Формировать гражданско-патриотические чувства у детей.
  • Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями музея.
  • Расширить кругозор, воспитывать познавательные интересы и способности.
  • Помочь детям овладеть навыками поисковой, познавательной деятельности.
  • Совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования.
  • Приобщить ребёнка к миру народного (декоративно-прикладного) и изобразительного искусства.
  • Обогатить представления детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства, о его назначении и особенностях.
  • Научить различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.
  • Сформировать «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.).
  • Развивать общие познавательные способности детей: наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни и других людей, живущих в другом времени или в другом географическом пространстве, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры.
  • Развивать художественное восприятие, воображение, образное и ассоциативное мышление ребёнка и обогатить его словарь.
  • Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Коллектив нашего ДОУ одним из основных направлений своей работы считает формирование патриотических чувств и элементарных представлений о родном крае у детей дошкольного возраста. В таком воспитании, как динамично - личностное можно выделить три аспекта:

- интеллектуальный, информационный (знания о жизни страны, её истории, природе, культуре);

- эмоциональный (эмоциональная отзывчивость – развитие и проявление эмоций, чувств);

- практический (приобретение опыта патриотического поведения, активное отношение к окружающему миру, наличие комплекса нравственно-волевых чувств, обеспечивающих действенное отношение к окружающему).

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

С первых дней пребывания в детском саду дети чувствуют доброту, справедливость окружающих, ведь рядом всегда спокойные, уравновешенные, находящие разумный выход из любой ситуации, мудрые и опытные педагоги. А работают в коллективе неугомонные творческие люди, настоящие ценители русской старины.

При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели детского сада.

Музейная педагогика на базе этнографического музея в детском саду – это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственного, экологического, эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания богатства своего народа. Воспитать новое поколение с твёрдыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей отечественной культуры. Поэтому в настоящее время повсеместно возрастает интерес к корням, обычаям русского народа, которые долгое время были в забвении. Приобщение к прошлому своей Родины является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Чтобы наши воспитанники непосредственно соприкоснулись с прошлым: в нашем музее есть несколько экспозиций.

  1. Трудовая жизнь русского крестьянства.
  2. Крестьянский дом.
  3. Народные праздники.
  4. Русская народная игрушка.
  5. Народное искусство.
  6. Музыкальные народные инструменты.
  7. Россия – наша Земля.
  8. Богатыри земли русской.

Все занятия в музее проводятся в игровой форме. Занимаются дети с 3 лет и до выпуска в школу. В качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные народные промыслы. Дошкольники знакомятся с традициями и обрядами русского народа, с предметами быта, одеждой, занятиями наших предков.

Прежде чем начинать работу, нами был составлен перспективный план,

который в процессе реализации дополняется, изменяется.

С незапамятных времён на Руси пашут землю, чтобы вырастить на ней хлеб.

«Баба Яга – вилами нога, весь мир кормит, сама голодна».

Земледелие – исконное занятие всех славянских народов.

Сеяли просо, ячмень, гречиху; однако главной зерновой культурой в северной полосе России была рожь.

«Не уродится рожь – по миру пойдёшь».

«Ржаной хлебушко – калачам дедушка».

«Землю пашут – не руками машут».

С земледелием у русских было тесно связано разведение домашних животных.

По праву гордилась Россия и своими искусными кузнецами, литейщиками, ювелирами.

Традиционной работой у женщин на Руси было прядение, плетение и ткачество.

«Скачу по горнице с работаю моею».

«Чем больше кручусь, тем больше толстею».

«Скорчится - с кошку, растянется с дорожку».

Русские – народ древней земледельческой культуры – изначально жили оседло. Это исконный завещанный прадедами уклад жизни они принесли с собой и на дальний север, и в засушливые степи юга, и в дремучую тайгу. Среди старинных названий крестьянских поселений, употребляемых и в совремённом языке, наиболее известными являются деревня и село.

Один из проектов поможет подробно познакомить с бытом нашего народа «Как рубашка в поле выросла». Этот проект познакомит наших детей с технологией русской одежды.

«Один вход – три выхода».

«В липовом корытце живое тело шевелится».

Есть у нас в музее и Ванюша, и Марья, и прялка, и веретено, и скалка, и настоящий чугунок, и макет печки, на которой стоит самовар, и посуда деревянная, а уж ложек, каких только нет: и расписных по сказке, и простых, и с затейливым узором.

Проект «Весёлая ложечка» позволил нам пополнить наш музей дополнительными экспонатами.

Наш проект «Народная игрушка» обогатит представления о древнеславянской игрушке. Даст представление о деревянной, глиняной, соломенной, тряпичной игрушке; героях, сюжетах, способах изготовления.

А главное будет воспитывать бережное отношение к национальному достоянию.

Россия – страна лесная, деревом богата. Из дерева люди строили дом, мастерили столы, лавки, полки для посуды, орудия труда и прочие нужные в хозяйстве вещи.

В музее мы знакомим детей с историей возникновения таких сказочных героев, как Домовой, Водяной, Леший, баба Яга, которые берут своё начало в религии славян.

Проект «Куклы обереги» дают детям представление о берегинях, которые «охраняли» быт наших предков, обогащает словарный запас детей, воспитывает уважение к традициям народной культуры.

А защищали наш народ и страну русские богатыри:

Ой, вы гой еси, богатыри да русские!

Ай седлали вы коней добрых

Да стояли вы за веру и отечество

И поклон вам от Руси и во веки веков.

К празднику дню Победы мы участвовали в выставке «Фото ветерана» и заняли первое место по теме «Дорогами войны».

Дети имеют возможность узнать больше о подвигах нашего народа. А потом отразить это в своих рисунках.

Одна из композиций нашего музея посвящена России.

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал.

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая берёзка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля,

Всё напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!!!

За период существования музея в детском саду продолжают накапливаться экспонаты, пополняется теоретический и практический материал, который затем адаптируется для детей дошкольного возраста.

Чтобы получить ожидаемый результат работы с детьми, необходим коллектив духовно развитых людей, искренне любящих своё Отечество, интересующихся прошлым своей Родины. Чтобы повысить интерес воспитателей к истокам русской национальной культуры, следует дать им больше материал, знаний. С этой целью проводятся консультации, семинары, практикумы, «круглые столы».

Свою работу мы проводим в тесном контакте и с родителями воспитанников. Для них проводятся тематические родительские собрания, конкурсы творческих работ, консультации, дни открытых дверей, оформляются стенды, выставки, папки-передвижки, выпускается газета «Почемучка».

С помощью родителей и пополняется наш музей.

Хорошей традицией стали выставки в этнографическом музее. Здесь прошли выставки: «Вышивка», «Куклы обереги для наших детей», «Чудо - гжель», «Весёлая ложечка», «Международный день музеев», «Пусть всегда будет солнце», «75 лет Великой Победы». Выставки эти вызывают большой интерес у детей и родителей детского сада.

Город наш велик, и музеев у нас много, но трудно себе представить человека, который никогда не был в музее.

Что такое музей? На мой взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам.

А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.

Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”. Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Интерес к прошлому не возникает вдруг, а воспитывается с детства. Поэтому наша работа на этом не заканчивается.

Впереди много новых идей и задач.

Иванушки, Алёнушки!

Храни вас Бог, храни!

Вы золотые зёрнышки моей всея Руси.

Молчанием и голосом

За вас тревожусь впредь:

Пустым иль полным колоском

Вы будете шуметь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Семья и семейные ценности»

Проект «Семья и семейные ценности»

Модель двигательного режима по всем возрастным группам

Модель двигательного режима по всем возрастным группам Оздоровительные – обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья ребёнка. Способствовать совершенствованию всех функций детского...

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства»

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных форм и методов в работе с...

Читайте также

Театрализованная игра «Лягушка»

Театрализованная игра «Лягушка» Аннотация: Театрализованная игра «Лягушка» способствует формированию у детей связной речи, активизирует речь, формирует навыки драматизации. Цель: Вовлекать детей в театральную деятельность. Задачи: OO...

Перспективный план работы педагога по формированию основ безопасного поведения в…

Перспективный план работы педагога по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе Разновозрастная группа

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд»

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд» 1. Тема: «Удивительный мёд». 2. Автор проекта: воспитатели. 3. Актуальность: Проблема сохранения здоровья человека является важной задачей...