Музейная педагогика в воспитании патриотических чувств
Вспомните, добрые люди, что наши предки любили места,
где они родились, где жили их предки,
где стояли грудью за Родину.
В старину в звучных словах славилась Родина,
славилась хижина, славилась река,
близ которой ликовал свою победу дед и прадед.
Было время, когда всем этим дорожили,
когда всё это любили, когда всё берегли, как сокровище.
И.П.Сахаров.
Каждый человек с момента своего рождения познаёт окружающий мир: маму с её теплотой и ласковой заботливостью, детский уголок с игрушками. Двор с его обитателями, улицы города, дальние края.
Родина – понятие не только географическое. Это важнейший символ, наполненный глубинным содержанием, один из основных базовых ценностей человеческой культуры. Воспитать патриотизм в близкой и доступной уму и сердцу детей форме, без лишнего морализаторства и назидания – главная задача сегодняшнего дня.
Любовь к Родине зарождается и развивается с ранних лет. Она получает у ребёнка выражение в отношение к тому, что его окружает и к тому, с кем он находится в близком общении: семья, близкие, детский сад, товарищи, его игры и забавы, двор, улица, луг, лес, где он бегает и играет, где впервые знакомится с множеством предметов, явлений, событий. Формирование любого чувства у детей начинается с его эмоционального реагирования на какое-то явление, событие.
В последние годы идёт поиск нового содержания и постановки новых задач ознакомления дошкольников с социальной действительностью и патриотического воспитания.
Учитывая огромное значение культурного наследия для современного общества, его духовного развития и нравственного становления, вовлечение детей в эту работу становится одним из факторов, составляющих жизнеспособность музеев и дальнейшего развития их в воспитании любви к малой Родине, интереса к истории своей страны.
Важнейшей составляющей стандарта дошкольного образования является введение в мир культуры. Именно поэтому коллектив нашего детского сада поставил перед собой задачу внедрить в систему образования детей предмет «Музейная педагогика».
Осуществить это возможно через ознакомление детей с музеями, воспитание у ребят потребности в их посещение. Музей для взрослого – это место, где хранятся истинные культурные ценности, а для ребёнка - это прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать его понятным и интересным: и есть наша задача.
В нашем саду уже более 30 лет существовал мини-музей «Русская изба», где не одним поколением детей, родителей, воспитателей с любовью собирался материал о нашей стране.
Накануне своего полувекового юбилея детский сад № 233 решил обобщить опыт своей работы через создание этнографического музея «Русская изба».
1 октября 2009 год считается днём рождения нашего музея, где с октября 2009 года в системе дополнительного образования проводятся занятия с детьми по музейной педагогике. При организации работы с дошкольниками в музее были определены следующие основные цели.
- Формировать гражданско-патриотические чувства у детей.
- Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями музея.
- Расширить кругозор, воспитывать познавательные интересы и способности.
- Помочь детям овладеть навыками поисковой, познавательной деятельности.
- Совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования.
- Приобщить ребёнка к миру народного (декоративно-прикладного) и изобразительного искусства.
- Обогатить представления детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства, о его назначении и особенностях.
- Научить различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.
- Сформировать «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.).
- Развивать общие познавательные способности детей: наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни и других людей, живущих в другом времени или в другом географическом пространстве, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры.
- Развивать художественное восприятие, воображение, образное и ассоциативное мышление ребёнка и обогатить его словарь.
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Коллектив нашего ДОУ одним из основных направлений своей работы считает формирование патриотических чувств и элементарных представлений о родном крае у детей дошкольного возраста. В таком воспитании, как динамично - личностное можно выделить три аспекта:
- интеллектуальный, информационный (знания о жизни страны, её истории, природе, культуре);
- эмоциональный (эмоциональная отзывчивость – развитие и проявление эмоций, чувств);
- практический (приобретение опыта патриотического поведения, активное отношение к окружающему миру, наличие комплекса нравственно-волевых чувств, обеспечивающих действенное отношение к окружающему).
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
С первых дней пребывания в детском саду дети чувствуют доброту, справедливость окружающих, ведь рядом всегда спокойные, уравновешенные, находящие разумный выход из любой ситуации, мудрые и опытные педагоги. А работают в коллективе неугомонные творческие люди, настоящие ценители русской старины.
При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели детского сада.
Музейная педагогика на базе этнографического музея в детском саду – это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственного, экологического, эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания богатства своего народа. Воспитать новое поколение с твёрдыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей отечественной культуры. Поэтому в настоящее время повсеместно возрастает интерес к корням, обычаям русского народа, которые долгое время были в забвении. Приобщение к прошлому своей Родины является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Чтобы наши воспитанники непосредственно соприкоснулись с прошлым: в нашем музее есть несколько экспозиций.
- Трудовая жизнь русского крестьянства.
- Крестьянский дом.
- Народные праздники.
- Русская народная игрушка.
- Народное искусство.
- Музыкальные народные инструменты.
- Россия – наша Земля.
- Богатыри земли русской.
Все занятия в музее проводятся в игровой форме. Занимаются дети с 3 лет и до выпуска в школу. В качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные народные промыслы. Дошкольники знакомятся с традициями и обрядами русского народа, с предметами быта, одеждой, занятиями наших предков.
Прежде чем начинать работу, нами был составлен перспективный план,
который в процессе реализации дополняется, изменяется.
С незапамятных времён на Руси пашут землю, чтобы вырастить на ней хлеб.
«Баба Яга – вилами нога, весь мир кормит, сама голодна».
Земледелие – исконное занятие всех славянских народов.
Сеяли просо, ячмень, гречиху; однако главной зерновой культурой в северной полосе России была рожь.
«Не уродится рожь – по миру пойдёшь».
«Ржаной хлебушко – калачам дедушка».
«Землю пашут – не руками машут».
С земледелием у русских было тесно связано разведение домашних животных.
По праву гордилась Россия и своими искусными кузнецами, литейщиками, ювелирами.
Традиционной работой у женщин на Руси было прядение, плетение и ткачество.
«Скачу по горнице с работаю моею».
«Чем больше кручусь, тем больше толстею».
«Скорчится - с кошку, растянется с дорожку».
Русские – народ древней земледельческой культуры – изначально жили оседло. Это исконный завещанный прадедами уклад жизни они принесли с собой и на дальний север, и в засушливые степи юга, и в дремучую тайгу. Среди старинных названий крестьянских поселений, употребляемых и в совремённом языке, наиболее известными являются деревня и село.
Один из проектов поможет подробно познакомить с бытом нашего народа «Как рубашка в поле выросла». Этот проект познакомит наших детей с технологией русской одежды.
«Один вход – три выхода».
«В липовом корытце живое тело шевелится».
Есть у нас в музее и Ванюша, и Марья, и прялка, и веретено, и скалка, и настоящий чугунок, и макет печки, на которой стоит самовар, и посуда деревянная, а уж ложек, каких только нет: и расписных по сказке, и простых, и с затейливым узором.
Проект «Весёлая ложечка» позволил нам пополнить наш музей дополнительными экспонатами.
Наш проект «Народная игрушка» обогатит представления о древнеславянской игрушке. Даст представление о деревянной, глиняной, соломенной, тряпичной игрушке; героях, сюжетах, способах изготовления.
А главное будет воспитывать бережное отношение к национальному достоянию.
Россия – страна лесная, деревом богата. Из дерева люди строили дом, мастерили столы, лавки, полки для посуды, орудия труда и прочие нужные в хозяйстве вещи.
В музее мы знакомим детей с историей возникновения таких сказочных героев, как Домовой, Водяной, Леший, баба Яга, которые берут своё начало в религии славян.
Проект «Куклы обереги» дают детям представление о берегинях, которые «охраняли» быт наших предков, обогащает словарный запас детей, воспитывает уважение к традициям народной культуры.
А защищали наш народ и страну русские богатыри:
Ой, вы гой еси, богатыри да русские!
Ай седлали вы коней добрых
Да стояли вы за веру и отечество
И поклон вам от Руси и во веки веков.
К празднику дню Победы мы участвовали в выставке «Фото ветерана» и заняли первое место по теме «Дорогами войны».
Дети имеют возможность узнать больше о подвигах нашего народа. А потом отразить это в своих рисунках.
Одна из композиций нашего музея посвящена России.
Родина моя – бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая берёзка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля,
Всё напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!!!
За период существования музея в детском саду продолжают накапливаться экспонаты, пополняется теоретический и практический материал, который затем адаптируется для детей дошкольного возраста.
Чтобы получить ожидаемый результат работы с детьми, необходим коллектив духовно развитых людей, искренне любящих своё Отечество, интересующихся прошлым своей Родины. Чтобы повысить интерес воспитателей к истокам русской национальной культуры, следует дать им больше материал, знаний. С этой целью проводятся консультации, семинары, практикумы, «круглые столы».
Свою работу мы проводим в тесном контакте и с родителями воспитанников. Для них проводятся тематические родительские собрания, конкурсы творческих работ, консультации, дни открытых дверей, оформляются стенды, выставки, папки-передвижки, выпускается газета «Почемучка».
С помощью родителей и пополняется наш музей.
Хорошей традицией стали выставки в этнографическом музее. Здесь прошли выставки: «Вышивка», «Куклы обереги для наших детей», «Чудо - гжель», «Весёлая ложечка», «Международный день музеев», «Пусть всегда будет солнце», «75 лет Великой Победы». Выставки эти вызывают большой интерес у детей и родителей детского сада.
Город наш велик, и музеев у нас много, но трудно себе представить человека, который никогда не был в музее.
Что такое музей? На мой взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам.
А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.
Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”. Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.
На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Интерес к прошлому не возникает вдруг, а воспитывается с детства. Поэтому наша работа на этом не заканчивается.
Впереди много новых идей и задач.
Иванушки, Алёнушки!
Храни вас Бог, храни!
Вы золотые зёрнышки моей всея Руси.
Молчанием и голосом
За вас тревожусь впредь:
Пустым иль полным колоском
Вы будете шуметь.
Читайте также |
---|
Проект «Семья и семейные ценности»
Проект «Семья и семейные ценности»
Модель двигательного режима по всем возрастным группам
Модель двигательного режима по всем возрастным группам Оздоровительные – обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья ребёнка. Способствовать совершенствованию всех функций детского...
Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства»
Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных форм и методов в работе с...