Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей раннего возраста

Социализация ребенка - одна из важнейших задач взрослых. От того, насколько успешно начнется этот процесс, зависит его дальнейшее развитие и становление как личности. Социализация - это пролонгированный во времени исторически обусловленный процесс, в течение которого человек воспринимает и усваивает определенную систему норм, ценностей, знаний культуры, в которой живет.

В период раннего детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Дошкольное образовательное учреждение - это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.

Психолого-педагогическую поддержку осуществляю в три этапа:

  1. Провожу анкетирование родителей. Устанавливаю с детьми личностный и эмоциональный контакт.
  2. Ежедневно, в течение 14 дней заполняю листы адаптации, которые позволяют выявить детей с низким уровнем адаптации. Развивающую и игровую деятельность подбираю для каждого малыша индивидуально, так как именно первое знакомство играет огромную роль в дальнейшем сотрудничестве.
  3. Анализирую результаты диагностики и развивающей работы. Консультирую родителей. Даю рекомендации.

В ходе общения малыши приобретают определенный социальный опыт. Строю общение с малышами в игровой форме, которая позволяет им по собственному побуждению включаться в предлагаемую деятельность; объединяться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу), проявлять заинтересованность.

Социальный и эмоциональный опыт ребенка может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Негативный же эмоциональный и социальный опыт приводит к развитию недоверия к миру, нередко провоцирует агрессивные проявления, что обусловливает неадекватное социальное поведение. В детском саду вся атмосфера жизни, общение детей друг с другом способствуют накоплению ценных для развития личности переживаний. При таких условиях деятельность детей не только учит, но и воспитывает ребенка, формирует у него опыт активного отношения к окружающему.

Поэтому основной целью в период адаптации, считаю - создание условий для обеспечения психологического благополучия и социализации детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение нескольких задач:

  • вызвать интерес ребенка к сверстникам - партнерам по взаимодействию; облегчить адаптацию детей;
  • сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;
  • обучить одновременно выполнять одинаковые игровые действия, достигая общего результата, а также наблюдать за игрой другого ребенка; сформировать благоприятный климат в группе;
  • стимулировать подражание взрослому в выражении эмоциональной отзывчивости;
  • обучить слушать взрослого и действовать по инструкции; сформировать эмоциональный контакт взрослого и ребенка;
  • стимулировать формирование доверительных отношений; снизить психофизическое и эмоциональное напряжение; развить сенсомоторные навыки.

Ежедневно, в период адаптации провожу адаптационные игры; игры, направленные на социальное, сенсорное развитие; игры-развлечения, пальчиковые игры. Для освоения содержания программы в работе с детьми использую показ, проговаривание, сопряженные и отраженные действия, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций, художественное слово в процессе игр детей.

Используемые технологии:

• коммуникативные игры;

• телесно-ориентированные игры и упражнения;

• упражнения с дидактическим материалом.

Прогноз адаптации к ДОУ

На основе полученных на первой ступени программы данных о семье и ребенке составляется прогноз его адаптации к ДОУ и на этом основании делается вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. Полученный прогноз позволяет спланировать дальнейшую работу с семьями будущих воспитанников, составить приблизительный график прихода новых детей. Основные тенденции (для составления графика): в группу приходят не более 4–5 новых детей в неделю, из которых – не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией. Кроме того, в ходе индивидуальной беседы с ребенком определяется предполагаемая степень адаптации.

В результате проведенной деятельности, дети научились:

  • эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;
  • соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, делиться игрушками);
  • использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением; поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника; подражать взрослому, действовать в игре по его речевой инструкции; играть рядом и вместе с другими детьми; самостоятельно инициировать игру; выражать свои игровые предпочтения; использовать в игровых целях разнообразные предметы; действовать, соблюдая игровые правила.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены.



Новые публикации

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Сценарий проведения выпускного в кадетской подготовительной группе «Кадетский бал»

Сценарий проведения выпускного в кадетской подготовительной группе «Кадетский бал» Ход праздника: Голос за кадром: Помните, как все начиналось? Вы впервые вели своих детишек в...

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с…

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО «О городе своём ведём мы наш рассказ» Цель: Расширить представление...

Читайте также

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста Введение «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений...

Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом…

Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом пахнуло» Программные задачи:Учить детей рисовать пейзаж, познакомить детей с новым для...

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист»

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист» Жил резной кленовый лист, Утром слушал птичий свист, Шелестел на ветке клёна И всё лето был зелёным. Время...

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Аквариум для рыбок»

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Аквариум для рыбок» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Цель: реализация самостоятельной творческой деятельности. Задачи: - образовательные: упражнять детей...

Конспект мероприятия, посвящённого 318 годовщине со Дня рождения Санкт-Петербурга для…

Конспект мероприятия, посвящённого 318 годовщине со Дня рождения Санкт-Петербурга для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Мы по городу...





В блогах

Консультация «Ребёнок и природа»

Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Формирование у детей ответственного отношения к  природе  — сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты  природы . Ребенок должен...

Развлечение для старшей группы «Коляда, Коляда! Отворяйте ворота»

 Провела воспитатель Сизенко С.Н. МБДОУ № 74 г. Шахты Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников  (праздники народного календаря)  – Святки. Задачи: 1. Знакомство воспитанников с истоками русской народной культуры 2. Активизировать...

"Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.  Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку.  Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач: Развитие речевых процессов, их коррекция; Создание мотивации к речевой деятельности;...

«День рождения лета»

Sample Image

1 июня 2023 воспитанники группы «Бусинки» отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребенка весело отметили день рождения лета. «День рождения лета» игровая музыкальная программа для детей раннего возраста Цель: создать атмосферу праздника. Закрепить знания детей о лете. Поднять детям...