«Из опыта работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ»
В современное время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ уделяется большое внимание. Очень важно ребёнку с ОВЗ научиться жить в современном обществе. Ребёнок должен стать более самостоятельным, адаптированным к окружающей среде, умел общаться. Изучая проблему по развитию социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР, я заметила, что литературы на эту тему мало. В связи с этим возникла необходимость найти новые формы работы.
Дети с задержкой психического развития проявляют выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития, слабость волевой регуляции поведения. Учитывая эти особенности мною были рассмотрены:
- маленькие коммуникативные ситуации с одним сказочным героем;
- игровые простые сюжетные ситуации с двумя героями, взятые из повседневной жизни ребенка.
Для лучшего усвоения нравственных уроков, важно не только знакомить детей с игровыми ситуациями, но и их проигрывать, например, в песке. Поэтому для работы мною был выбрана песочница с сухим песком. Песок для детей является естественной развивающей средой, а взаимодействие с ним благотворно влияет на психику ребенка. Песочница для дошкольников - это целый мир, в котором он может создать ситуацию успеха и проиграть её несколько раз.
Мною была сформулирована цель и задачи выбранной темы.
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР посредством простых игровых сюжетных ситуаций в песочнице.
Задачи:
- формирование представлений у детей о самом себе, об отношениях со взрослыми и сверстниками;
- расширение репертуара способов поведения.
Была создана картотека игровых сюжетных игр. Также разработаны коррекционно-развивающие занятия по социально-коммуникативному развитию с использованием сюжетных игровых ситуаций в песочнице. Для детей был оформлен уголок «Песочная страна», которую охраняла Песочная Черепаха. Мною были подобраны картинки к сюжетными ситуациями; изготовлены миниатюрные игрушки (отрицательные и положительные герои) из папье-машье, вкладыши для песочницы.
Использование простых сюжетных игровых ситуаций в песочнице в работе с детьми с задержкой психического развития показало хорошие результаты. В повседневной деятельности дошкольники самостоятельно проигрывали знакомые ситуации в песочнице несколько раз. В результате дошкольники приобретали опыт конструктивного поведения в обществе и переносили полученные навыки в свою жизнь.
Список литературы:
1. Зинкевич-ЕвсигнееваТ.Д. Практикум по сказкотерапии /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева: Речь, 2013. - 320 с.
2. Микляева, Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ/Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Ю.В. Ярова.-М: Айрис-пресс, 2005.-96 с.- (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Воробьева, Наталья Александровна. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников. /Н.А. Воробьёва, О.Б. Сапожникова. - Москва: Интеллект-Центр, 20016. -128 с.- (Педагогическая песочница).
4. Танцюра С.Ю., Кононова С,И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ: Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2017г.
Читайте также |
---|
НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих…
НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Осенние листочки» Цель: Обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья...
Проект «Хлеб - всему голова!»
Проект «Хлеб - всему голова!»
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Что сначала, что потом» предназначена для детей 3-4 лет...