«Пластилинография» в развитии детей раннего возраста с ОВЗ
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям», так В.А. Сухомлинский говорил о важности дошкольного образования.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Кроме того, что мы работаем с детьми раннего возраста, у нас ещё есть и «необычные детки».
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. И самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных требований, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Чему раньше всего начинают учить малышей в детских садах и на творческих кружках? Это лепка из пластилина. Этот процесс занимает деток на длительное время, они обожают разминать в маленьких ручках этот мягкий и податливый материал из которого можно лепить, но не каждый знает о том, что пластилином можно рисовать.
Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества. Как понятно из названия, основным материалом в пластинографии становится пластилин, который наносится на горизонтальное плотное основание – картон, стекло, пластик или плотную бумагу. Обучать нужно в порядке повышения уровня сложности: начать в младшем возрасте с простых приемов и создания простых картинок, постепенно к старшему возрасту переходить к созданию более сложных картин.
Обычно этот вид деятельности детям очень нравится и становится для малышей самым любимым занятиям. Причин этому много: во-первых, рисунки пластилином на картоне создавать очень просто, во-вторых, пластилинография помогает снять мышечное и нервное напряжение, в-третьих, картины легко поддаются корректировке – если что-то не вышло, то эту часть можно просто снять стеком и переделать.
Это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее педагога и детский коллектив. На глазах у детей в руках воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность.
Рисование пластилиновых картин с детьми с ОВЗ можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Поначалу рисование идёт предметное. Затем постепенно расширяются эти границы до несложного сюжета. Первоначальными приёмами обучения являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров, их надавливание, размазывание по поверхности основы для создания плоского или полурельефного изображения.
Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе, что особенно актуально для детей с особенностями развития.
В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности.
Мною была изучена литература по данной теме, из которой я узнала, какой бывает пластилин, его разновидности, меры предосторожности в работе с ним. Узнала, какие нужны инструменты, и как правильно подготовить место для работы с пластилином. Своими знаниями я поделилась с коллегами, проведя несколько консультаций и бесед. Например, такие:
«Важные секреты по работе с пластилином».
«Как выбрать пластилин, его разновидность».
«Пластилиновая картина – процарапывание по пластилину».
Особенно много полезного я узнала из книг Давыдовой Галины Николаевны. В её книгах разработаны занятия с раннего возраста до подготовительной группы по различным темам, это помогло мне как в проведении данных занятий, так и в разработке своих. Давно нами используются книги Янушко Е.А.. Недавно познакомилась с литературой Колдиной Д.Н.
Я выделила для себя основные цели и задачи обучения детей пластилинографии:
- Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
- Освоение новых приемов (скатывание, надавливание, размазывание и создание с помощью различных приемов сюжетных картин).
- Обучение умению ориентироваться на бумаге.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Ознакомление с окружающим миром.
- Развитие эмоций и фантазий.
В работе с детьми мною применяются разнообразные методы с учётом индивидуальных особенностей детей, особенно детей с ОВЗ: наглядные – наблюдение, показ, образец; словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснения, поощрение; практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
В процессе обучения детей пластилинографии я не ставлю очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным занятием.
Так как существует множество различных приемов рисования пластилином, я начинала обучение с наиболее простых, таких как:
- Рисование мазками (примазывание, размазывание).
- Скатывание.
- Надавливание.
- Лепка из «колбасок» или пластилиновыми веревочками.
- Лепка с использованием природных материалов.
- Заполнение фрагментов картинки пластилиновыми шариками.
Работа с пластилином имеет свои правила, которые обязательно нужно выполнять. С повторения этих правил я начинаю каждое занятие по работе с пластилином:
- пластилин нельзя брать в рот и пробовать на вкус;
- лепку выполнять только на специальной доске;
- нельзя класть пластилин на стол;
- перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет липнуть к рукам;
- перед работой разогреть пластилин в руках; разминать сразу весь кусок тяжело и неудобно, поэтому нужно отделить небольшую часть, размять, потом следующую;
- не бросать пластилин на пол;
- хранить пластилин в коробочке, отдельно от книг и тетрадей;
- после работы вытирать руки салфеткой, потом помыть руки теплой водой.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимательности и усидчивости, поэтому в середине занятия мы проводим физкультминутку. Дети с удовольствием занимаются, но еще больше удовольствие получают от выполненной своими собственными руками поделки.
Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
В процессе работы у детей развиваются:
- мелкая моторика рук (что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга);
- сенсорное восприятие, глазомер;
- логическое воображение;
- волевые качества (усидчивость, умение доводить работу до конца, терпение);
- художественные способности и эстетический вкус;
- доброжелательность к детям из группы, чувство коллективизма и взаимопомощи;
- самостоятельность, уверенность в себе.
Литература:
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. Скрипторий 2003 , 2012
2. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей -- М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 80 с.
3. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий.
Читайте также |
---|
Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали»
Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали» Средняя группа «Сказка-это то золото, что блестит огоньком в детских глазках». Ганс Христиан Андерсен. Цель: развивать...
Весёлый колобок
Весёлый колобок Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Младшая группа. Тема: «Весёлый колобок». Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование элементарных...
Сценарий Новогоднего праздника в средней группе детского сада «В гости…
Сценарий Новогоднего праздника в средней группе детского сада «В гости к сказке» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Ход мероприятия: Под весёлую музыку дети входят в зал, выполняют...