Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время проблема безопасности – это одна из самых приоритетных ситуаций [1]. Вопрос культуры безопасности жизнедеятельности является ключевым, т.к. современное общество сталкивается с проблемами, когда люди не осознают, как правильно поступить в постоянно изменяющихся условиях.

Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации. На сегодняшний день решение проблем безопасности нереально без учета человеческого фактора. Следовательно, развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека является определяющим фактором с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Но учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий чрезвычайных ситуаций, если учащиеся, родители и педагоги сами не готовы к адекватным действиям.

Основам безопасной жизнедеятельности необходимо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям [2]. Эти знания нужны и учащимся начальной школы, старшеклассникам, маленьким воспитанникам детских садов. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь так можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды.

Обучение подрастающей смены навыкам безопасного поведения является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может достичь в жизни каких-то высот и максимально реализовать свои способности – это истина, не требующая аргументации.

Необходимость повышения уровня позитивного отношения к жизни и здоровью личности определили выбор и формулировку темы исследования: «Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения».

Цель исследования: изучить и обосновать систему работы по формированию у младших школьников навыков безопасного поведения.

Объект исследования: процесс формирования навыков безопасного поведения младших школьников в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования: система работы по формированию навыков безопасного поведения младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у младших школьников навыков безопасного поведения.
  2. Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников, на которые необходимо опираться в процессе формирования навыков безопасного поведения.
  3. Выявить организационные формы и методы формирования навыков безопасного поведения у детей младшего школьного возраста в процессе учебно-воспитательной работы.
  4. Разработать систему работы по формированию у младших школьников навыков безопасного поведения.
  5. Установить эффективность предложенной системы работы по формированию у младших школьников навыков безопасного поведения.

Гипотеза исследования: предполагается, что что формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным, если в процессе организации учебно-воспитательной придерживаться предложенных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности.

Методологическую основу исследования составил личностно-деятельностный подход в формировании навыков безопасного поведения младших школьников в процессе разнообразной деятельности в рамках учебно-воспитательной работы с учетом возрастных особенностей и индивидуального темпа развития учащихся (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Теоретической базой исследования выступили психолого-педагогические работы по проблемам здоровьесбережения и основам безопасности жизнедеятельности учащихся школ (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, С. Дерябо, Г.К. Зайцев, В.А. Зобков, В.А. Кан-Калик, Д.В. Колесов, С.В. Кулева, А.А. Плешаков, Л.А. Щелчкова).

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2019 г. на базе Муниципального образовательного учреждения «Каслинская средняя общеобразовательная школа № 27» города Касли. В ходе исследования на разных этапах педагогического эксперимента приняли участие 28 детей младшего школьного возраста (7–8 лет) из числа которых были сформированы две исследуемые группы: контрольная (n=14) и экспериментальная (n=14).

Объем и структура работы. Квалификационная работа изложена на 46 страницах, состоит из введения, двух глав, выводов к ним, списка литературы, включающего 36 источников. Текст иллюстрирован тремя таблицами и четырьмя рисунками.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Формирование навыков безопасного поведения как педагогическая задача

В педагогической науке изучаются и в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится также формирование безопасного поведения [28].

В процессе формирования безопасного поведения дети школьного возраста осуществляют такую деятельность, в результате которой развиваются и формируются различные варианты их поведения: деструктивное поведение (склонность к саморазрушению, виктимности, суицидальному поведению); безопасная жизнедеятельность, которая направлена на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов [15].

В учебном процессе совместные действия учителя и школьников приводят к разным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств детей: формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях, из которых можно выйти без потерь при правильных действиях; формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирование опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска; сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний с применением разных видов психологической защиты [34].

Указанные варианты результатов учебного процесса допустимы в том случае, когда сущность формирования безопасного поведения сводят к информированию детей об опасности и разным видам деятельности в опасных ситуациях. Подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется не только в опасных ситуациях. На самом подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены разные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности.

Дети школьники взаимодействуют с элементами культуры безопасности. Их суть состоит в том, что они содержат правила, нормы, правила, традиции безопасной жизнедеятельности, но не содержат информации об опасности и реальных опасных ситуаций [12].

Формирование безопасного поведения включает в себя следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности), формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности, как основы безопасности человека и общества).

Таким образом, в составе формирования безопасного поведения, есть составляющие: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности.

В широком смысле формирование безопасного поведения представляет собой процесс формирования готовности к разным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной), к выполнению разных социальных функций (гражданина, производственника, потребителя), присвоения школьниками различных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической) [27]. Так как все виды деятельности и сферы жизнедеятельности потенциально опасны, следовательно, формирование любой предметной деятельности является составляющей подготовки к безопасности жизнедеятельности.

В узком смысле формирование безопасного поведения – это присвоение школьниками фрагментов культуры. Основная функция – обеспечение безопасности человека и общества. Это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, опасным и вредным условиям деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в различных конкретных видах и условиях деятельности.

Формирование безопасного поведения является сложной системой, выступает в качестве компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа, педагогического условия воспитания. Формирование безопасного поведения может входить в состав воспитания, педагогического процесса, учебно-воспитательного процесса, учебного процесса, процесса обучения, процесса обучения курсу ОБЖ. Из педагогических категорий, которые фиксируют максимально широкий спектр педагогических явлений, обозначающих конкретное воплощение практики воспитания и обучения, более приемлемым для продолжения анализа считается понятие «педагогический процесс» [14].

Далее необходимо рассмотреть соотношение педагогического процесса и формирования безопасного поведения.

Формирование безопасного поведения – компонент педагогического процесса, который способствует формированию личности, готовой действовать в опасных условиях. В качестве такого компонента в учебном процессе выступает тот или иной учебный курс, к примеру – ОБЖ. Такого рода учебная дисциплина, основным содержанием которой является культура безопасности, объединяет усилия всех учителей по подготовке школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности [4].

Формирование безопасного поведения – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности школьников, в процессе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели. В современные дни такого рода этапом воспитательного процесса считаются походы, сплав по горным рекам, обучение в школе выживания, специальные смены в молодежных лагерях отдыха, которые могут быть организованы ГИБДД, управлениями пожарной охраны, участие детей и юношей в Школе безопасности, проводимой летом в рамках всероссийского движения [19].

Формирование безопасного поведения – функция педагогического процесса, которая проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Такая функция реализуется на уроках всех школьных учебных дисциплин. Ее осуществление связано с содержанием обучения и воспитания.

Культура безопасного поведения воплощена и в мировоззренческих идеях, нравственных и эстетических ценностях, в опыте общения с другими людьми [25]. Эти элементы культуры осваиваются школьниками независимо от конкретного содержания изучаемых тем на уроках различных учебных дисциплин. Реализация названной функции обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, т.е. уровнем сформированности культуры безопасности у педагога и учащихся [13].

Формирование безопасного поведения является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке школьников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания [30].

Принцип формирования безопасного поведения ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь.

Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих учителей, преподавателей ОБЖ, усматривающих в своей работе важную миссию – сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества.

Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует учителя на создание безопасных условий в педагогическом процессе.

При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу.

Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип формирования безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у детей опыта деятельности в таких ситуациях [10].

Таким образом, обучение детей основам безопасного поведения – это важная составная часть системы общественной безопасности. Только психически и физически здоровый человек может достичь в жизни каких-то высот и максимально реализовать свои способности – это истина, не требующая обоснования.


1.2 Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения в процессе учебно-воспитательной работы

В исследованиях таких авторов, как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин говорится о том, что наиболее благоприятные возможности для развития личности присутствуют в детском возрасте. Те изменения, которые происходят в данный возрастной период в организме детей, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе. В это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека.

Обучение и воспитание детей должны быть организованы непрерывно и систематически с учетом их возраста. Данный факт обусловлен тем, что на каждом возрастном этапе развития ребенка создаются социальные ситуации развития. Ребенок младшего школьного возраста в процессе формирования навыков безопасного поведения должен обладать психологическими способностями.

Младший школьный возраст – возраст детей от 7 до 11 лет, что соответствует годам их обучения в начальных классах. Это возраст сравнительного спокойного и равномерного физического формирования, и в тоже время, данный этап характеризуется бурным эмоциональным развитием, новизной восприятия. У младших школьников преобладает наглядно-образное понимание и зрительный контроль, которые позволяют запомнить события и предметы, их описание и определения.

Школа вносит важные перемены в жизнь ребенка. Меняется весь уклад жизни его существования, его общественный статус в коллективе, в семье. Главной и основной деятельностью становится учение, важная обязанность – учиться, приобретать знания.

Задача в формировании безопасного поведения у младших школьников – предоставить любому ребенку знания об особенностях основных видов опасных ситуаций, умения организовывать в связи с ними правильное безопасное поведение. Безопасное поведение может пониматься, как готовность и способность субъекта при наступлении трудных и экстремальных ситуаций сохранить свою защищенность и способность к последующему развитию.

В процессе формирования безопасного поведения должны учитываться и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребенок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не произошло, учитель должен внушать ребенку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьезная, напряженная работа, но очень интересная. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя [1].

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребенок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Реализация педагогического условия ориентирования школьника на обеспечение безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении должна осуществляться в рамках предмета Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» может способствовать информационному ориентированию школьника о формировании безопасного поведения. Это привело к тому, что в 2005 году в общеобразовательных учреждениях был введен непрерывный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», составленный в соответствии с программой «Основы безопасности жизнедеятельности. II-IX (X) классы», утвержденной Министерством образования РФ. С этого времени в общеобразовательных учреждениях всех типов он изучается каждым учащимся, в том числе и начальной школы, и представляет собой область научных знаний, которая охватывает теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности [11].

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» находится в стадии становления. Накопление практического опыта его преподавания только начинается. Но уже сейчас можно сказать, что курс обладает огромным потенциалом в деле формирования у школьников заботливого отношения к своему физическому, психическому и нравственному состоянию, к здоровью других людей, приобретению жизненного опыта.

Достижение предполагаемых результатов в деле обучения безопасному поведению возможно при условии обеспечения учащихся и учителей дидактическими средствами: учебными, учебно-методическими и наглядными пособиями, плакатами, видеоматериалами. Основным структурным элементом учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности», раскрывающим содержание обучения в соответствии с программой по курсу, является систематизированный учебный материал в виде сведений, понятий, и правил о дорожном движении, о пожарной безопасности, о здоровье и его охране.

Текст, который представлен в пособии, служит источником учебной информации, которая обязательна для изучения и усвоения учащимися. Язык основного текса максимально адаптирован к психологическим, возрастным возможностям детей, без нарушения принципа научности [29].

Общеизвестно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление и зрительный контроль. В связи с этим в учебных изданиях для начальной школы иллюстративный материал играет немаловажную роль. В пособии «Основы безопасности жизнедеятельности» он дополняет, конкретизирует и усиливает познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспекты текстового материала. В некоторых случаях иллюстрации, заменяя текст, самостоятельно раскрывают содержание учебного материала.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» дает школьникам информацию, которая становится знанием через ее присвоение субъектом. Тем не менее, одного знания ребенком правил пожарной безопасности, дорожного движения мало. Безопасное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя сформировать лишь словами. Они вырабатываются путем многократного повторения действий, имитирующих поведение на улице, во дворе, дома, в школе.

Таким образом, кроме знаний, нужны умения и навыки оценивать создавшуюся ситуацию, быстро и адекватно реагировать на возникшую опасность, действовать в соответствии с обстановкой. Важны также умения наблюдать, предвидеть опасность, преодолевать волнение, спешку, переключать внимание, контролировать свои действия. Учить детей всему этому нужно на занятиях «Основ безопасности жизнедеятельности», максимально используя учебный материал.


1.3 Направления и содержание учебно-воспитательной работы по формированию навыков безопасного поведения младших школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Очень сложно определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно, как стремление отстоять себя и право на свое мнение.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята ребенком. Только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, выделим такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением [23].

Безопасность – не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирования развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны применить в реальной жизни, на практике.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для младших школьников основывается на основе проекта государственных стандартов школьного образования. Опираясь на российские традиции воспитания и обучения младших школьников, было пересмотрено содержание курса, которое теперь отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел «Ребенок и другие люди»). В соответствии с современными психологическими ориентирами даются примеры проведения возможных занятий и использования методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала [22].

Определяя основное содержание и направление развития детей, за каждым общеобразовательным учреждением остается право на использование форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. Опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа).

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для младших школьников включает основные принципы его реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов общеобразовательного учреждения, а также предложения по взаимодействию с родителями школьников.

Отметим основные направления в работе со школьниками [32]:

- валеологического просвещения школьников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения;

- ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций;

- с помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, воспитывать у детей основы двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, способствующих укреплению здоровья;

- формирование представления младшего школьника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья;

- через увлекательные занятия и дидактические игры познакомить детей со строением человеческого тела, функциями различных органов;

- используя разные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в разных жизненных ситуациях;

- профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме, улучшение эмоционально-психического состояния младших школьников.

Таким образом, при анализе источников литературы было выявлено, что в младшем школьном возрасте формирование навыков безопасного поведения является педагогической задачей включения детей в жизнь, формирования безопасной личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.


Выводы по первой главе

На основании вышесказанного, можно сформулировать ряд выводов, раскрывающих процесс формирования у младших школьников навыков безопасного поведения:

  1. Обучение детей основам безопасного поведения является важной составной частью системы общественной безопасности. При анализе источников литературы было выявлено, что в младшем школьном возрасте формирование безопасного поведения является педагогической задачей включения детей в жизнь, формирования безопасной личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.
  2. В процессе формирования навыков безопасного поведения должны учитываться психологические особенности детей младшего школьного возраста. Определено, что в силу возраста, вначале у младших школьников формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника безопасного поведения в процессе учебно-воспитательной работы.
  3. Определено, что в силу возраста, вначале у младших школьников формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника безопасного поведения в процессе учебно-воспитательной работы. В младшем школьном возрасте игровая деятельность является важным стимулом общения. В связи с этим становится актуальным использования в учебно-воспитательном процессе дидактических развивающих игр.
  4. Успешная учебная деятельность и уровень знаний о безопасном поведении детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем выше уровень знаний о безопасном поведения младшего школьника, тем меньше риск ухудшения здоровья, соответственно больше возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые способствовали бы расширению уровня знаний о безопасном поведении младшего школьника.


ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Цель и задачи опытно-экспериментальной работы. Методы исследования уровня сформированности навыков безопасного поведения младших школьников

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе Муниципального образовательного учреждения «Каслинская средняя общеобразовательная школа №27» г. Касли. В данной работе приняли участие 28 детей младшего школьного возраста. Были сформированы две группы: экспериментальная (14 человек) и контрольная (14 человек).

Практическая работа проводилась в три этапа:

  1. Констатирующий этап. Цель – определение начального уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста.
  2. Формирующий этап. Цель – организация системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников.
  3. Контрольный этап. Цель – выявление степени эффективности проведенной ранее системы работы путем повторного определения уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников.

Методы, применяемые на констатирующем и на контрольном этапе: индивидуальное анкетирование детей обеих групп (теоретические знания основ безопасности жизнедеятельности), наблюдение за поведением детей в повседневной жизни (практическое применение знаний об основах безопасности жизнедеятельности).

Рассмотрим первую методику.

Методика №1: Определение теоретических знаний по основам безопасности жизнедеятельности (Р.Б. Стеркина).

Задача методики: изучить теоретические знания младших школьников об основах безопасности жизнедеятельности.

Вопросы методики:

1. Как тебя зовут? Как твоя фамилия?

2. Как зовут твоих родителей?

3. Где ты живешь? Скажи свой домашний адрес.

4. Знаешь ли ты свой домашний телефон? Сотовый телефон родителей?

5. Назови адрес своей школы.

6. Как ты понимаешь выражение «безопасность жизнедеятельности»?

7. По каким телефонам нужно звонить при пожаре, нападении, травме, запахе газа?

8. Включаешь ли ты электроприборы сам, без помощи взрослых?

9. Что нужно не забыть сделать, выходя из дома?

10. Какие правила нужно соблюдать, переходя дорогу?

11. Что может произойти, если нарушать правила дорожного движения?

12. Кто в твоей семье соблюдает правила дорожного движения?

13. Что может случиться, если съесть незнакомую ягоду?

14. Что нужно сделать, если другой человек получил травму?

15. Что нужно делать, если к тебе подошел незнакомый человек?

16. Что делать, если ты потерялся?

17. Если ты остался один дома, какие правила ты соблюдаешь?

18. Как ты себя поведешь, если встретишь бездомного животного?

19. Какие правила необходимо соблюдать, если ты идешь навестить больного друга? Что делать, если ты заболел сам?

20. Какие советы ты можешь дать другим детям по безопасности жизнедеятельности?

В ходе опроса производилась фиксация ответов детей. Оценка полученных ответов по следующим критериям:

- дан правильный ответ на вопрос;

- ребенок понял вопрос и уверен в своем ответе;

- в процессе опроса ребенок активен.

На основе выделенных критериев были определены следующие оценки ответов детей:

1. Если ребенку понятно содержание вопроса, он осознает значимость для чего это нужно, при этом дает верный ответ, то его ответ оценивается в три балла.

2. Если ребенку понятен вопрос, но он сомневается в правильности данного на него ответа, поверхностно понимает его значимость для безопасности жизнедеятельности и при этом дает неполную информацию, такой ответ оценивается в два балла.

3. Если ребенок дал правильный ответ, но не понимает значимость данного вопроса для безопасности жизнедеятельности, ему присваивался один балл.

4. Неправильный ответ или отказ от ответа не оценивался (0 баллов).

По полученным результатам были определены следующие условные границы уровней теоретических знаний:

- высокий уровень 60-41 баллов,

- средний уровень 40-21 баллов,

- низкий уровень 20 баллов и ниже.

Результаты методики «Определение теоретических знаний по основам безопасности жизнедеятельности» по обеим группам отражены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни теоретических знаний детей на этапе констатирующего эксперимента

Группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Экспериментальная 22 (3) 42 (6) 36 (5)
Контрольная 22 (3) 55 (8) 23 (3)

По данным, представленным в таблице 1, дети обеих групп показали примерно одинаковые уровни теоретических знаний безопасности жизнедеятельности. Результаты одной из групп чуть ниже. Эта группа будет экспериментальной.

Результаты экспериментальной группы по методике «Определение теоретических знаний по основам безопасности жизнедеятельности» представлены ниже.

Высокий уровень теоретических знаний об основах безопасности жизнедеятельности выявлен у 22 % (трое детей). Эти дети в процессе опроса проявляли активность, с удовольствием шли на контакт с экспериментатором, давали правильные ответы и могли аргументировать свой ответ. Отвечали на дополнительные вопросы, предоставляя достаточно полную и точную информацию по конкретному вопросу.

42 % (6 детей) показали средний уровень теоретических знаний об основах безопасности жизнедеятельности. Особенность ответов детей этой группы состояла в том, что ответы детей были правильные, но неполные.

Низкий уровень определен у 36% (5 детей). Эти дети в момент опроса на многие вопросы давали неверные ответы или не могли объяснить данный ответ. Два человека отказывались отвечать на некоторые вопросы или говорили, что не знают ответ на поставленный вопрос. Они же набрали самые низкие показатели в группе.

Стоит отметить, что все дети знают свои имена и фамилии. Но не все дети смогли ответить на дополнительный вопрос «Где могут пригодиться тебе эти знания?». Также все дети смогли назвать телефоны экстренных служб, имена своих родителей. А вот отчество родителей вспомнили только 42 % (6 человек).

Домашний адрес знают 55 % (8 человек). А вот домашний телефон или сотовый телефон родителей назвали только 36 % (5 человек). Адрес своей школы не смог назвать никто. На остальные вопросы дети отвечали по-разному. Но практически у всех ответы были неполные, неточные. Чаще дети ограничивались односложными ответами.

В контрольной группе выявлены следующие показатели.

Высокий уровень сформированности теоретических знаний об основах безопасности жизнедеятельности выявлен у 22 % (3 детей).

У 55 % (8 детей) показали средний уровень теоретических знаний. Это на 14 % (2 человека) больше, чем в экспериментальной группе. Низкий уровень выявлен у 22 % (3 детей).

В контрольной группе ответы детей были похожи на ответы детей экспериментальной группы. Особенность ответов детей в контрольной группе в том, что их ответы были более распространенные и точные.

Далее рассмотрим вторую методику.

Методика №2: Наблюдение за детьми в естественных условиях.

Задача: выявить проявление интереса детей к правилам безопасности жизнедеятельности в школе и классе, применение их в повседневной жизни.

Наблюдение за детьми проводилось в течение двух дней в каждом классе, на уроках, на физкультурном занятии. Поведение детей оценивалось по следующим критериям:

- проявление интереса к правилам безопасной жизнедеятельности (проявление инициативности в решении реальных и игровых задач);

- соблюдение необходимых правил поведения;

- контроль сверстников в выполнении необходимых правил поведения.

Уровни практического применения правил основ безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни:

Высокий уровень – знает правила поведения на улице, в классе, в спортивном зале; соблюдает эти правила, помогает другим детям. Прислушивается к рекомендациям учителя. Активно включается в решение реальных и игровых ситуаций.

Средний уровень – имеет теоретические представления о правилах поведения в классе, на улице, в спортивном зале. Выполняет только часть из них. В решении игровых и реальных ситуаций неактивен.

Низкий уровень – имеет поверхностные представления о правилах поведения в классе, на улице, в спортивном зале. Почти не соблюдает их, даже при напоминании со стороны учителя. Не принимает участия в решении реальных и игровых ситуаций.

Результаты методики «Наблюдение» по обеим группам отражены в таблице 2.

Таблица 2

Практическое соблюдение правил безопасности по итогам наблюдения на этапе констатирующего эксперимента

Группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Экспериментальная - 72 (10) 28 (4)
Контрольная 7 (1) 55 (8) 38 (5)

В экспериментальной группе высокий уровень практического соблюдения правил безопасности жизнедеятельности не выявлен. Средний уровень показали 72 % (10 человек), низкий уровень – 28 % (4 человека).

Всего средний уровень выявлен у 55 % (8 детей). 38 % (5 детей) практически не соблюдают общепринятые правила безопасности. Этим детям присвоен низкий уровень.

Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов по итогам констатирующего этапа показал, что высокий уровень теоретических знаний детей о правилах и нормах безопасной жизнедеятельности еще не дает гарантии того, что эти знания будут применены детьми на практике.


2.2 Система работы по формированию у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения

На основе полученных в констатирующем эксперименте результатов, нами была разработана система работы по формированию у младших школьников основ безопасности жизнедеятельности.

Формирующий этап мы провели с октября по ноябрь 2019 года. В процессе формирующего эксперимента были определены направления работы, которые обусловлены программой «Основы безопасности жизнедеятельности детей школьного возраста».

В ходе формирующего эксперимента осуществлялась непосредственно организованная деятельность в разных формах: работа с наглядным и раздаточным материалом, организация различных видов игр, моделирование ситуаций, экскурсии, беседы, развлечения и тематические мероприятия.

В процессе работы использовались методы, которые условно можно разделить на три группы:

1. Методы, которые используются в целях формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, просмотр мультфильмов.

2. Методы, которые используются в целях формирования умений применять полученные знания в повседневной жизни: сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, дидактические игры.

3. Методы, которые обеспечивают эмоциональное стимулирование и мотивационную деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности, были реализованы на информационном и поведенческом ключевых компонентах, что вызвало эмоционально-осознанное реагирование на проблемные ситуации, к жизни и здоровью человека.

Свою работу мы начали с оформления центра основ безопасности жизнедеятельности в классе, который был оснащен дидактическими играми «Внимание опасность», «Правила дорожного движения». Книжный центр был дополнен художественными произведениями, которые способствуют формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.

Таблица 3

Планирование работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста

Раздел Формы работы с детьми Формы работы с
родителями
Ребенок и
другие люди
- Беседы «Злые намерения «доброго» человека».
- Дидактические игры:
«Опиши внешность человека»,
«Найди правильную карточку»,
«Где ты живешь?».
Информация в родительский уголок:
«Если ваш ребенок потерялся», «Беседа с ребенком о незнакомцах».
Ребенок и
природа
- Беседы: «Роль человека в сохранении
природы», «Правила поведения в лесу»,
«Огонь в лесу – последствия», «Что случится, если пропадет пресная вода на Земле», «Правила поведения на водоемах», «Что делать, если надвигается гроза и ураган?».
- Опытно-экспериментальная деятельность
«Чистой водицей можем напиться».
- Дидактические игры.
«Съедобное-несъедобное», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Логические цепочки»,
«Кто, где живет», «Лабиринты», «Сбор грибов и ягод».
- Чтение художественной литературы
Информация в родительский уголок:
«Грибы. Что мы о них знаем», «Прогулка с ребенком. Учимся наблюдать и запоминать».
Ребенок дома - Беседы на тему:
«Осторожно, огнеопасно!»,
«Дома опасно – безопасно»,
«Порядок должен быть везде»,
«Электроприборы не игрушка»,
«Лекарства»,
«Шампуни, порошки, гели, чем они могут быть опасны»,
«Открытое окно и балкон – источник
опасности».
- Рисование на тему «Пожарная часть».
- Дидактические игры.
«Нельзя играть с огнем!»,
«Опасно-безопасно»,
«Найди пару»,
«Найди опасный предмет в комнате»,
«Разрезные картинки»,
«Логические цепочки».
Родители вместе с детьми дома нарисовали схематические планы своих квартир и пометили на них специальными значками опасные места. Так же родителям было предложено дома с ребенком составить список десяти самых опасных предметов, которые есть у них дома и обсудить с ними это.
Здоровье
ребенка
- Беседы на тему:
«Зачем мыть руки»,
«Витамины»,
«Полезная и вредная пища»,
«Режим дня»,
«Закаливание, что это?».
- Дидактические игры.
«Четвертый лишний»,
«Дорисуй»,
«Правильно-неправильно»,
«Опасно-неопасно»
Информация в Уголок класса:
«Здоровый образ жизни начинается с семьи», «Режим дня школьника»,
«Здоровая пища», «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста».
Индивидуальные беседы с родителями: «Режим ребенка дома», «Рацион школьника».
Родительское собрание: «Здоровье ребенка – залог гармоничного развития личности».
Эмоциональное
благополучие
ребенка
- Беседа на тему: «Мы друзья»,
«Папа и мама иногда ссорятся».
- Чтение художественной литературы.
- Игры на формирование умения детей общаться, развитие связной речи.
Наглядная информация в уголок класса:
«Конфликты в семье», «Влияние родительских установок на развитие личности ребенка»,
«Между нами, взрослыми».
Ребенок на
улицах города
Беседы на тему:
«Если ты потерялся»,
«Светофор – наш друг и помощник»,
«Дорога, какая она»,
«Пешеходный переход»,
«Что такое перекресток»,
«Игры во дворе»,
«Правила езды на велосипеде»,
«Общественный транспорт».
Беседа с инспектором ГИБДД.
Наглядная информация: «Памятка родителям о правилах дорожного движения».

Вводная беседа «Опасности вокруг нас»

Цель: формировать общие представления о понятиях опасность и безопасность. Уточнить знания детей о правилах поведения в повседневной жизни.

Содержание беседы:

Учитель: Как вы понимаете слова «опасность» и «безопасность»? (Ответы детей).

Учитель: Все верно. Опасность – это то, чего нам стоит избегать, потому что это угрожает нашему здоровью, а иногда и жизни. А безопасность – это то, к чему необходимо стремиться. Это правильные действия и поступки в определенных ситуациях. Какие опасности нас окружают каждый день дома, на кухне, в ванной комнате, на улице, в лифте, в подъезде, в общественном транспорте? (Ответы детей.)

Учитель: правильно, ребята. Ванная комната и кухня являются самыми опасными местами в квартире. В ванной опасность может представлять мокрый пол (можно упасть и получить ушиб), такие средства гигиены как шампунь, мыло, гель для душа и другое могут стать ядом, если их применять не по назначению. Даже кран с холодной и горячей водой может быть опасным, если вовремя не заметить поломку в нем.

Учитель: Расскажите, какие опасности могут подстерегать нас в классе? Например, в туалете? (Ответы детей).

Учитель: А теперь вспомним, какие опасности мы можем встретить на улице? (Ответы детей).

Учитель: Какие правила необходимо соблюдать, чтобы избежать неприятностей? (Ответы детей).

Учитель: о чем мы сегодня разговаривали? Так что такое опасность? А что значит слово «безопасность»? А кто вспомнит номера телефонов экстренных служб, по которым нужно звонить в случае опасности?

1 неделя – раздел «Ребенок и другие люди».

В течение первой недели мы знакомили детей с правилами поведения детей в процессе общения с другими людьми.

Также были проведена беседа на тему: «Злые намерения «доброго» человека». Цель беседы: формировать представление о том, что внешность человека бывает обманчива.

В классе были проведены дидактические игры: «Опиши внешность человека» (цель: учить наблюдать, запоминать и описывать внешность чужого человека), «Найди правильную карточку» (цель: закреплять знания о правилах поведения при контакте с незнакомым человеком), «Где ты живешь?» (цель: закреплять знания о домашнем адресе, учить называть свое имя и имена своих родителей полностью, где работают родители).

2-3 неделя – раздел «Ребенок и природа».

В рамках этого раздела мы пытались донести до детей мысль о том, что в природе все взаимосвязано и гармонично.

Были проведены беседы на тему: «Роль человека в сохранении природы», «Правила поведения в лесу», «Огонь в лесу – последствия», «Что случится, если пропадет пресная вода на Земле», «Правила поведения на водоемах», «Что делать, если надвигается гроза и ураган?».

Также была проведена опытно-экспериментальная деятельность на тему «Чистой водицей можем напиться». Цель: показать на практике отличия между «чистой» (кипяченной или фильтрованной) водой и водой из открытого источника, познакомить со способами очищения воды (отстаивание, фильтрация, кипячение). В процессе работы по этому разделу мы формировали у детей стойкое понимание того, что чистота природы в первую очередь зависит от каждого человека.

Проводились дидактические игры: «Съедобное-несъедобное», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Логические цепочки», «Кто, где живет», «Лабиринты», «Сбор грибов и ягод».

Осуществлялось чтение художественной литературы.

4 неделя – раздел «Ребенок дома»

На четвертой неделе были проведены беседы на тему: «Осторожно, огнеопасно!» (цель: способствовать запоминанию основной группы пожароопасных объектов, представляющих реальную опасность при самостоятельном использовании детьми), «Дома опасно – безопасно» (цель: уточнять представления детей об опасных предметах дома, на кухне, в ванной комнате, игровой), «Порядок должен быть везде» (цель: расширять представления детей об опасностях дома, о том, какую беду может принести вещь, лежащая не на своем месте, вспомнить правила обращения с особо опасными предметами (ножницы, ножи, мыло, моющие средства), способствовать развитию внимательности во время игр дома), «Электроприборы не игрушка» (цель: уточнять знания детей о последствиях игры с электроприборами), «Лекарства» (цель: формировать представления детей о опасности, которую могут представлять лекарства), «Шампуни, порошки, гели, чем они могут быть опасны» (цель: расширять представления детей об опасности неправильного использования бытовой химии), «Открытое окно и балкон – источник опасности» » (цель: расширять представления детей о наличии дома мест, предоставляющих опасность).

- Рисование на тему «Пожарная часть».

- Дидактические игры на тему: «Нельзя играть с огнем!» (цель: закреплять представления о последствиях неаккуратного обращения с огнем), «Опасно-безопасно» (цель: закреплять правила безопасного поведения дома и в группе детского сада), «Найди пару» (цель: упражнять в умении находить пару предметов по принципу «что было раньше – что есть сейчас»), «Найди опасный предмет в комнате» (цель: закреплять представления детей об опасных предметах), «Разрезные картинки» (цель: совершенствовать умение детей собирать из частей целое), «Логические цепочки» (цель: упражнять в установлении причинноследственных связей).

5 неделя – «Здоровье ребенка»

Беседы на тему: «Зачем мыть руки» (цель: закрепление понимания значения выполнения культурно-гигиенических процедур), «Витамины» (цель: формировать представления о том, что такое витамины и зачем нужны они человеку), «Полезная и вредная пища» (цель: формировать представления о пользе здоровой пищи), «Режим дня» (цель: расширить представления детей о режиме дня, о значении его соблюдения для здоровья человека), «Закаливание, что это?» (цель: формировать представления о формах закаливания и мерах безопасности при закаливании).

- Дидактические игры: «Четвертый лишний» (цель: уточнять знания детей о здоровом образе жизни), «Дорисуй» (цель: расширять представления детей о спорте, как важном элементе здорового образа жизни), «Правильно-неправильно» (цель: закреплять знания детей о правилах соблюдения безопасности во время отдыха на природе), «Опасно-неопасно» (цель: закреплять представления детей о здоровой пище, способствовать умению определять среди группы продуктов, опасные для здоровья и полезные для здоровья).

6 неделя – «Эмоциональное благополучие ребенка»

Беседы на тему: «Мы друзья» (цель: совершенствовать умение детей решать конфликты самостоятельно: объяснять друг другу свои желания, приводить доступные доводы, договариваться, уступать, подождать своей очереди), «Папа и мама иногда ссорятся» (цель: формировать представление о том, что взрослые люди иногда ссорятся, но это не значит, что они не любят друг друга).

7-8 недели – раздел «Ребенок на улице»

Беседы на тему: «Если ты потерялся» (цель: закреплять правила поведения и уточнить алгоритм действий, если потерялся), «Светофор – наш друг и помощник» (цель: познакомить детей с историей появления светофора, рассказать о функциональном назначении светофора), «Дорога, какая она» (цель: уточнить знания детей о частях дороги (проезжая, пешеходная, тротуар) и их назначении), «Пешеходный переход» (цель: вспомнить о правилах на проезжей части, где и как надо переходить дорогу), «Что такое перекресток» (цель: формировать представления о перекрестах и правилах перехода проезжей части на них), «Игры во дворе» (цель: обсудить с детьми в какие игры и как можно играть во дворе, а что делать категорически запрещается, рассмотреть опасные ситуации, которые могут произойти во время игры во внутри дворовой территории), «Правила езды на велосипеде» (цель: формировать представления о правилах езды на велосипеде, способствовать запоминанию этих правил), «Общественный транспорт» (цель: расширять представления детей о видах общественного транспорта, вспомнить правила поведения в автобусах).


2.3 Анализ эффективности системы работы по формированию навыков безопасного поведения у младших школьников

На протяжении недели мы наблюдали за поведением детей в естественных условиях и проводили с дошкольниками индивидуальные беседы с целью выявления эффективности, проведенной нами на формирующем этапе системы мероприятий.

Результаты экспериментальной группы по итогам двух этапов эксперимента отражены в диаграмме.

Результаты экспериментальной группы по итогам двух этапов эксперимента

Результаты сформированности навыков безопасного поведения в экспериментальной группе в ходе опытно-экспериментальной работы по результатам анкетирования

 

По рисунку мы видим, что результаты анкетирования на контрольном этапе значительно отличатся от результатов на констатирующем этапе. Так низкий уровень нами не выявлен, средний уровень повысился на 14 % (на 2 человека), что составило 55 % (8 человек). Показатели высокого уровня повысились на 22 % (на 3 человека) и составили 45 % (6 человек).

Если говорить о вопросах, то у большинства детей по-прежнему некоторые вопросы вызывают затруднения. На вопрос «Как ты понимаешь выражение «безопасность жизнедеятельности?» 5 детей затруднились ответить. А на вопросы «Что нужно делать, выходя из дома?» и «Если ты остался один дома, какие правила ты соблюдаешь?» восемь детей дали неполные ответы, они вспоминали, что нужно выключать свет и закрывать входную дверь, но только двое детей вспомнили, что желательно проверить выключен ли газ и электроприборы.

Результат контрольной группы по двум этапам педагогического эксперимента отражены на диаграмме.

Результат контрольной группы по двум этапам педагогического эксперимента

Результаты сформированности навыков безопасного поведения в контрольной группе в ходе опытно-экспериментальной работы по результатам анкетирования

 

Отметим, что в контрольной группе показатели высокого уровня не изменились, составили 22 % (3 человека), низкий уровень не выявлен. Средний уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности определен у 78 % испытуемых (11 человек).

Дети контрольной группы старались отвечать на все вопросы, но их знания о навыках безопасного поведения по-прежнему весьма поверхностны. На многие вопросы дети отвечали неуверенно.

Больше половины детей не знает, как себя вести при встрече с бездомным животными и не смогли назвать адрес своей школы.

Затруднения вызвали вопросы, требующие неоднозначного ответа, такие, как: «Что нужно не забыть сделать, выходя из дома?», «Кто в твоей семье соблюдает правила дорожного движения? Почему ты так считаешь?», «Если ты остался один дома, какие правила ты соблюдаешь?», «Какие советы ты можешь дать другим детям по безопасности жизнедеятельности?» и «Как ты понимаешь выражение «безопасность жизнедеятельности?».

Отвечать на некоторые вопросы отказались только два человека. Все остальные дети старались справиться с заданиями самостоятельно.

Многие дети давали верные ответы, но не осознавали их значимость.

Полученные результаты по наблюдению за детьми экспериментальной группы мы отразили на рисунке.

Результаты по наблюдению за детьми экспериментальной группы

Результаты сформированности навыков безопасного поведения в экспериментальной группе в ходе опытно-экспериментальной работы по результатам наблюдения

 

По рисунку мы видим, что высокий уровень выявлен у 14% (2 детей), средний уровень – у 72% (10 человек), низкий уровень – у 14% (2 детей).

Таким образом, мы можем наблюдать, что средний уровень практического применения правил безопасного поведения в повседневной жизни в экспериментальной группе не изменился, но низкий уровень уменьшился на 14% (2 человека). Высокий уровень увеличился на 14% (2 человека).

Считаем нужным отметить, что знание теоретических основ безопасной жизнедеятельности не отражается на их практическом применении.

Результаты контрольной группы по итогам наблюдения представлены в диаграмме.

Результаты сформированности навыков безопасного поведения в контрольной группе в ходе опытно-экспериментальной работы по результатам наблюдения

Результаты сформированности навыков безопасного поведения в контрольной группе в ходе опытно-экспериментальной работы по результатам наблюдения

 

В контрольной группе показатели уровней изменились, но незначительно. Высокий уровень выявлен у 14 % (2 детей), это на 7 % выше по сравнению с констатирующим этапом. Средний уровень понизился на 14 % (2 человека) и составляет 43% (6 человек). Низкий уровень также равен 43 % (6 детей), что на 7 % (1 человека) стало выше.

Такая картина объясняется тем, что один человек показал результаты ниже, по сравнению с констатирующим этапом. Так если он в начале года соблюдал ряд правил безопасного поведения, но не проявлял активности в решении проблемных ситуаций, то к концу эксперимента он стал чаще пренебрегать правилами, не реагировать на замечания педагога, почти всегда отказывался выполнять рекомендации взрослых. Возможно, это объясняется сложной обстановкой в семье.


Выводы по второй главе

На основании выявленных в практической части исследования особенностей процесса формирования навыков безопасного поведения младших школьников, можно сформулировать ряд выводов:

  1. Выявлены эффективные организационные формы и методы формирования навыков безопасного поведения у детей младшего школьного возраста в процессе учебно-воспитательной работы. Для этого была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию навыков безопасного поведения младших школьников.
  2. Сравнительный анализ полученных по итогам констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы результатов показал, что высокий уровень теоретических знаний детей о правилах и нормах безопасной жизнедеятельности еще не дает гарантии того, что эти знания будут применены детьми на практике.
  3. На основе полученных в констатирующем эксперименте результатов, была разработана система работы по формированию у младших школьников навыков безопасного поведения.
  4. Установлена эффективность предложенной системы работы по формированию у младших школьников навыков безопасного поведения по результатам анкетирования и педагогического наблюдения. У детей в экспериментальной группе на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы отмечалось преобладание над показателями детей контрольной группы в диапазоне высокого и среднего уровня сформированности навыков безопасного поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С каждым годом становится все более очевидной актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека. Человечество за всю многовековую историю своего существования накопило большой опыт в этой области. Но управлять природными явлениями, противостоять стихиям оно пока не может. В современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.

Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями, которые связаны с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста является одним из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни.

Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.

В результате анализа источников литературы сделан вывод о том, что среда школы, которая основана на принципах сохранения и развития здоровья обучающихся, стимулирования позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, является необходимой составляющей успешного развития и самореализации личности младшего школьника в условиях нынешней реальности.

Следовательно, уровень становления навыков безопасного поведения тесно связан с интеллектуальным, исследовательским и трудовым развитием детей, с их умениями организовать свой труд, с самостоятельностью и ориентацией на применение знаний на практике. Одной из главных задач, решаемых учителем на уроке основ безопасности жизнедеятельности, является развитие практического мышления ученика, которое включает в себя: вероятностный подход к анализу явлений, процессов действительности; системность, логичность и конкретность мышления; опору в деятельности по безопасности на полученные знания.

Во второй главе мы описали опытно-экспериментальную работу, проведенную в МОУ «Каслинская СОШ №27». В ходе определения уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности нами были использованы метод анкетирования детей и наблюдение за деятельностью детей в повседневной жизни. Исследование позволило выявить особенности формирования навыков безопасного поведения детей, определены формы и методы работы, обеспечивающие их формирование.

По итогам этой работы можно сделать вывод: дети младшего школьного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, грамотно организованная работа со стороны учителя в тесной взаимосвязи с родителями.

Таким образом, анализ материалов исследования дает основание считать, что формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным, если придерживаться выбранных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в процессе организации учебно-воспитательной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст] : учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 144 с.

2. Андронова, В. А. Формирование основ безопасного поведения в младшем школьном возрасте [Текст] // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / Отв. ред. И.В. Фролов; Мин. обр. науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. – Нижний Новгород – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С.491-494.

3. Байбородова, Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности [Текст] : метод. пособие / Л. В. Байбородова, Ю. В. Индюков. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 272 с.

4. Баравермак, Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути [Текст] / Э. М. Баравермак // ОБЖ в школе. – 2015. – №6. – С.23-25.

5. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. – М. : Просвещение, 2017. – 173 с.

6. Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К. Ю. Белая. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 64 с.

7. Болотов, В. А. Прагматичность и практичность должны лежать в основе курса ОБЖ [Текст] / В.А. Болотов // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2013. – №2. – С.3-5.

8. Виленский, М. Я. Физическая культура [Текст] : учебник / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2016. – 214 с.

9. Вовк, М. А. Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе [Текст] / М. А. Вовк // Молодой ученый. – 2014. – №5.1. – С.11-14.

10. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2016. – 108 с.

11. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики [Текст] : учебное пособие / В. И. Гинецинский. – СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2018. – 154 с.

12. Давыдова, Т. Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности [Текст] : Дис. канд. пед. наук / Т. Ю. Давыдова. – Тула, 2011. – 208 с.

13. Денякина, Л. M. Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения [Текст] / Л. M. Денякина. – Минск: Коррадес, 2016. – 72 с.

14. Егорова, Э. Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению [Текст] : Дис. на соискание уч. степени к.п.н. / Э. Я. Егорова. – Йошкар-Ола, 2014. – 199 с.

15. Иовенко, И. В. Теория и практика формирования у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст] : Дис. на соискание уч. степени д.п.н. / И. В. Иовенко. – М., 2013. – 408 с.

16. Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице [Текст] / И. А. Козловская // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. – 2019. – №6. – С.29-34.

17. Костецкая, Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы [Текст] / Г. А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. – М. : «Новые технологии», 2016. – С.37-40.

18. Купецкова, В. Ф. Формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. Ф. Купецкова. – Пенза, 2018. – 35 с.

19. Латышев, Л. К. Теория, практика и методы преподавания [Текст] : учебное пособие / Л. К. Латышев. – М.: Академия, 2013. – 190 с.

20. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 2015. – 304 с.

21. Мельникова, Э. В. Дети и подростки – жертвы негативных явлений [Текст] / Э. В. Мельникова. – М. : Просвещение, 2015. – 156 с.

22. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2010. – №8. – С.13-16.

23. Науменко, Ю. Л. Пути и механизмы эффективного формирования навыков безопасного поведения школьников [Текст] / Ю. Л. Науменко // Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях. – М. : Академия педагогических и социальных наук, 2016. – 169 с.

24. Плющ, И. В. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства [Текст] / И. В. Плющ, Н. А. Склянова, Н. Н. Шелегин. – М. : Сибирский учитель, 2017. – №1. – С.13-19.

25. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс [Текст] : учебник для студ. высших учебных заведений: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013. – 576 с.

26. Посмитная, А. А. Формирование безопасного поведения у младших школьников на этапе поступления в школу [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 201-204.

27. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2016. – 285 с.

28. Склянова, Н. А. Современные тенденции развития курса «Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / Н. А. Склянова, И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // Сибирский учитель. – 2016. – №4. – С.10-14.

29. Сократов, Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Н. В. Сократов. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2016. – 364 с.

30. Сорокина, Л. Компетентностный подход в обучении ОБЖ [Текст] / Л. Сорокина // Основы безопасности жизни. – 2016. – №12. – С.13-15.

31. Сорокина, Л. А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни [Текст] / Л. А. Сорокина // Образование и наука. – 2016. – №6. – С.49-58.

32. Теория и методика обучения ОБЖ в школе [Текст] : учебное пособие / сост. Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина. – Оренбург : ОГПУ, 2018. – 268 с.

33. Тимофеева, Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников [Текст] / Л. Тимофеева // Дошкольное воспитание. – 2014. – №1. – С.13-16.

34. Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебник для учащихся 5-9 классов / И. К. Топоров. – М.: Просвещение, 2016. – 158 с.

35. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице [Текст]: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М. : Центр педагогического образования, 2017. – 80 с.

36. Шипунова, В. А. Детская безопасность [Текст]: учебно-методическое пособие / В. А. Шипунова. – М. : Цветной мир, 2013. – 96 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для…

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для детей 6 лет Цель: Создать у детей радостное, праздничное настроение.Задачи:- Развивать...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей Мною представлен опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей...

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...

Читайте также

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему:…

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: создание условий для развития физических качеств, накопления двигательного...

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...

Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе…

Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе детского сада «Путешествие в осенний лес» Цель: сохранение и укрепление физического...