Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии

Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, а также в формировании способности к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира.

Проблему развития творческих способностей дошкольников рассматривают в своих работах Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов Ю.А. Афонькина, Н.А. Ветлугина, Г.А. Урунтаева, B.C. Юркевич и др.

На сегодняшний день в мире накоплен определенный опыт применения арт-терапии в образовательной среде. Отечественный опыт применения арт-терапии в школах отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, Т.А. Добровольской и др. [3].

Изучение теоретических источников по проблеме развития творческих способностей дошкольников средствами арт-терапии и опыта деятельности в данном направлении показало наличие ряда противоречий между:

возрастающими требованиями к развитию творческих способностей дошкольников средствами арт-терапии и недостаточной эффективностью осуществления данного процесса в дошкольных учреждениях;

необходимостью достоверной диагностики творческих способностей и недостаточной разработанностью соответствующего научно-обоснованного аппарата диагностических методик.

Данные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапии.

Объект исследования: творческие способности детей. Предметом исследования является процесс развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте с помощью арт-терапии.

Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапии.

Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие творческих способностей старших дошкольников будет успешным при следующих условиях:

если будет проведена программа по развитию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками и родителями;

если работа с детьми будет включать в себя разные виды арт-терапевтической деятельности (изотерапии, игротерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и др.).

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нам предстоит решить следующие задачи:

раскрыть теоретические основы развития творческих способностей детей 5-6 лет посредством арт-терапии;

отразить результаты экспериментального исследования развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.

Решению поставленных задач и подтверждению рабочей гипотезы способствовало применение комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих этапам исследования: теоретических методов; диагностических методов; методов экспериментального исследования; математическая обработка полученных результатов.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие диагностические методики, проведенные индивидуально с каждым ребенком.

1) Методика «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.Ф. Афонькина).

2) Методика «Неоконченный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.Ф. Афонькина).

3) Методика «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев).

4) Методика «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев).

Результаты констатирующего эксперимента двух групп, свидетельствуют о том, что значительная одинаковая часть детей обеих групп приходится на низкий уровень творческих способностей (50% и 50%).

На средний уровень развития творческих способностей в обеих группах приходится почти одинаковое количество испытуемых (50% - в экспериментальной группе и 48% - в контрольной группе).

С высоким уровнем развития творческих способностей в контрольной группе 2%, а в экспериментальной группе нее выявлено.

Подводя итоги первичной диагностике можно сделать вывод, что творческие способности дошкольников в обеих группах сформированы недостаточно, преобладают низкий и средой уровни творческих способностей. Вследствие этого считаем нужным сконцентрировать внимание на развитии творческих способностей у избранной группы дошкольников.

Формирующий эксперимент был направлен на проверку гипотезы исследования о том, что разработанная нами программа работы с детьми и их родителями будет способствовать развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии.

В этой связи были определены следующие основные задачи:

разработать и апробировать программу развития творческих способностей у детей экспериментальной группы,

проверить эффективность разработанной программы.

Программа развития творческих способностей старших дошкольников средствами арт-терапии обеспечивает возможность развивать у них воображение и креативное мышление непринужденно и этим она педагогически целесообразна.

Для реализации поставленных задач использовались следующие элементы арт-терапии: изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.

В ходе реализации программы комплексно и системно были использованы такие методы и приемы: эмоциональный настрой, художественное слово, педагогическая драматургия, игра.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей средствами арт-терапии мы использовали следующие направления:

1. Проведение занятий для дошкольников, направленных на развитие творческого воображения и мышления.

2. Совместная и индивидуальная работа с детьми.

3. Обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам развития личности ребёнка:

- консультирование родителей,

- организация и проведение занятий.

Сравнение итогов констатирующего и контрольного экспериментов двух групп показывает, что в экспериментальной группе доля детей с низким уровнем творческих способностей снизилась на 50%, а в контрольной группе ничего не изменилось.

Сопоставление результатов распределения испытуемых в двух группах по итогам всех методик констатирующего и контрольного экспериментов удостоверяет в том, что число детей со средним уровнем развития творческих способностей на контрольном этапе эксперимента в контрольной группе осталось неизменным, а в экспериментальной группе уменьшилось на 8%.

Таким образом, анализируя сравнительные результаты по всем методикам, можно сделать общий вывод о том, что в экспериментальной группе целенаправленная систематическая работа педагога с детьми и родителями посредством арт-терапии (изотерапии, игротерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и др.) привела к положительной динамике показателей развития творческих способностей старших дошкольников, а в контрольной группе сходных изменений не замечается. Значит, наша гипотеза подтвердилась.

 

Список литературы:

1. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. - М.: Академический Проект, 2009. - 432 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2009. – 193 с.

3. Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: «Питер», 2009. – 448 с.

4. Юдина, Е., Егошина, В. Первые шаги к творчеству / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1991. - №8. – С. 12-24.



Новые публикации

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...

Читайте также

«В гости к Незнайке» занятие по окружающему миру для детей…

«В гости к Незнайке» занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста Цель: Расширение и закрепление представлений о железнодорожном транспорте...

Конспект комплексного занятия на развитие воображения, с использованием элементов ТРИЗ…

Конспект комплексного занятия на развитие воображения, с использованием элементов ТРИЗ «Советы веселому Колобку» Цель: Развитие творческого воображения детей в речевой и изобразительной деятельности...

Конспект занятия «Сказка с музыкой дружна»

Конспект занятия «Сказка с музыкой дружна» Для детей старшего дошкольного возраста       I встреча: Музыкальное приветствие. Игра давай познакомимся «Меня зовут Таня» Приветственная игра «Привет, привет...


Комментарии

  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...





В блогах

«Организация методической деятельности по повышению профессионального роста и социальной активности педагогов ДОО»

 Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Работа ДОО в...

Познавательно- исследовательский проект "Мир динозавров" с детьми старшего дошкольного возраста.

Мир динозавров познавательно- исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста Авторы проекта: воспитатели первой квалификационной категории Плотникова И.А Новосибирск 2021 Актуальность проекта Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир древних времён неизведанный и загадочный. Только тот, кто...

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста. № параметры описание 1. Авторы реализуемой практики Гостюхина Л.А., воспитатель подготовительной группы  «Солнечные лучики» 2. Название практики Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности...

Игра «Что? Где? Когда?» Здоровое питание- основа процветания»

Задачи: Закреплять знания детей о продуктах питания и их значении для человека. Укреплять здоровья детей включающее формирование опороно – двигательного аппарата стимулирование функции сердечно-сосудистой дыхательнойсистем и координационных способностей Закреплять понятия «здоровая пища», полезные продукты,вредные продукты. Развивать умение распознавать полезную и...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство