Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии

Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, а также в формировании способности к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира.

Проблему развития творческих способностей дошкольников рассматривают в своих работах Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов Ю.А. Афонькина, Н.А. Ветлугина, Г.А. Урунтаева, B.C. Юркевич и др.

На сегодняшний день в мире накоплен определенный опыт применения арт-терапии в образовательной среде. Отечественный опыт применения арт-терапии в школах отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, Т.А. Добровольской и др. [3].

Изучение теоретических источников по проблеме развития творческих способностей дошкольников средствами арт-терапии и опыта деятельности в данном направлении показало наличие ряда противоречий между:

возрастающими требованиями к развитию творческих способностей дошкольников средствами арт-терапии и недостаточной эффективностью осуществления данного процесса в дошкольных учреждениях;

необходимостью достоверной диагностики творческих способностей и недостаточной разработанностью соответствующего научно-обоснованного аппарата диагностических методик.

Данные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапии.

Объект исследования: творческие способности детей. Предметом исследования является процесс развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте с помощью арт-терапии.

Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапии.

Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие творческих способностей старших дошкольников будет успешным при следующих условиях:

если будет проведена программа по развитию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками и родителями;

если работа с детьми будет включать в себя разные виды арт-терапевтической деятельности (изотерапии, игротерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и др.).

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нам предстоит решить следующие задачи:

раскрыть теоретические основы развития творческих способностей детей 5-6 лет посредством арт-терапии;

отразить результаты экспериментального исследования развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.

Решению поставленных задач и подтверждению рабочей гипотезы способствовало применение комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих этапам исследования: теоретических методов; диагностических методов; методов экспериментального исследования; математическая обработка полученных результатов.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие диагностические методики, проведенные индивидуально с каждым ребенком.

1) Методика «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.Ф. Афонькина).

2) Методика «Неоконченный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.Ф. Афонькина).

3) Методика «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев).

4) Методика «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев).

Результаты констатирующего эксперимента двух групп, свидетельствуют о том, что значительная одинаковая часть детей обеих групп приходится на низкий уровень творческих способностей (50% и 50%).

На средний уровень развития творческих способностей в обеих группах приходится почти одинаковое количество испытуемых (50% - в экспериментальной группе и 48% - в контрольной группе).

С высоким уровнем развития творческих способностей в контрольной группе 2%, а в экспериментальной группе нее выявлено.

Подводя итоги первичной диагностике можно сделать вывод, что творческие способности дошкольников в обеих группах сформированы недостаточно, преобладают низкий и средой уровни творческих способностей. Вследствие этого считаем нужным сконцентрировать внимание на развитии творческих способностей у избранной группы дошкольников.

Формирующий эксперимент был направлен на проверку гипотезы исследования о том, что разработанная нами программа работы с детьми и их родителями будет способствовать развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии.

В этой связи были определены следующие основные задачи:

разработать и апробировать программу развития творческих способностей у детей экспериментальной группы,

проверить эффективность разработанной программы.

Программа развития творческих способностей старших дошкольников средствами арт-терапии обеспечивает возможность развивать у них воображение и креативное мышление непринужденно и этим она педагогически целесообразна.

Для реализации поставленных задач использовались следующие элементы арт-терапии: изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.

В ходе реализации программы комплексно и системно были использованы такие методы и приемы: эмоциональный настрой, художественное слово, педагогическая драматургия, игра.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей средствами арт-терапии мы использовали следующие направления:

1. Проведение занятий для дошкольников, направленных на развитие творческого воображения и мышления.

2. Совместная и индивидуальная работа с детьми.

3. Обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам развития личности ребёнка:

- консультирование родителей,

- организация и проведение занятий.

Сравнение итогов констатирующего и контрольного экспериментов двух групп показывает, что в экспериментальной группе доля детей с низким уровнем творческих способностей снизилась на 50%, а в контрольной группе ничего не изменилось.

Сопоставление результатов распределения испытуемых в двух группах по итогам всех методик констатирующего и контрольного экспериментов удостоверяет в том, что число детей со средним уровнем развития творческих способностей на контрольном этапе эксперимента в контрольной группе осталось неизменным, а в экспериментальной группе уменьшилось на 8%.

Таким образом, анализируя сравнительные результаты по всем методикам, можно сделать общий вывод о том, что в экспериментальной группе целенаправленная систематическая работа педагога с детьми и родителями посредством арт-терапии (изотерапии, игротерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и др.) привела к положительной динамике показателей развития творческих способностей старших дошкольников, а в контрольной группе сходных изменений не замечается. Значит, наша гипотеза подтвердилась.

 

Список литературы:

1. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. - М.: Академический Проект, 2009. - 432 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2009. – 193 с.

3. Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: «Питер», 2009. – 448 с.

4. Юдина, Е., Егошина, В. Первые шаги к творчеству / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1991. - №8. – С. 12-24.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с…

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей...

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы...

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка Цели: развивать творческих способностей дошкольников посредством театрализации, вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание...

Читайте также

Проект: «Динозавры»

Проект: «Динозавры»

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для…

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для подготовительной группы Цель: Развитие математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки измерения жидкости с...

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным…

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным животным» Интеграция: речевое, художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие. Цель: формировать представления...