Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии
Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, а также в формировании способности к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира.
Проблему развития творческих способностей дошкольников рассматривают в своих работах Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов Ю.А. Афонькина, Н.А. Ветлугина, Г.А. Урунтаева, B.C. Юркевич и др.
На сегодняшний день в мире накоплен определенный опыт применения арт-терапии в образовательной среде. Отечественный опыт применения арт-терапии в школах отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, Т.А. Добровольской и др. [3].
Изучение теоретических источников по проблеме развития творческих способностей дошкольников средствами арт-терапии и опыта деятельности в данном направлении показало наличие ряда противоречий между:
возрастающими требованиями к развитию творческих способностей дошкольников средствами арт-терапии и недостаточной эффективностью осуществления данного процесса в дошкольных учреждениях;
необходимостью достоверной диагностики творческих способностей и недостаточной разработанностью соответствующего научно-обоснованного аппарата диагностических методик.
Данные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Объект исследования: творческие способности детей. Предметом исследования является процесс развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте с помощью арт-терапии.
Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие творческих способностей старших дошкольников будет успешным при следующих условиях:
если будет проведена программа по развитию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками и родителями;
если работа с детьми будет включать в себя разные виды арт-терапевтической деятельности (изотерапии, игротерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и др.).
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нам предстоит решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы развития творческих способностей детей 5-6 лет посредством арт-терапии;
отразить результаты экспериментального исследования развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Решению поставленных задач и подтверждению рабочей гипотезы способствовало применение комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих этапам исследования: теоретических методов; диагностических методов; методов экспериментального исследования; математическая обработка полученных результатов.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие диагностические методики, проведенные индивидуально с каждым ребенком.
1) Методика «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.Ф. Афонькина).
2) Методика «Неоконченный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.Ф. Афонькина).
3) Методика «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
4) Методика «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
Результаты констатирующего эксперимента двух групп, свидетельствуют о том, что значительная одинаковая часть детей обеих групп приходится на низкий уровень творческих способностей (50% и 50%).
На средний уровень развития творческих способностей в обеих группах приходится почти одинаковое количество испытуемых (50% - в экспериментальной группе и 48% - в контрольной группе).
С высоким уровнем развития творческих способностей в контрольной группе 2%, а в экспериментальной группе нее выявлено.
Подводя итоги первичной диагностике можно сделать вывод, что творческие способности дошкольников в обеих группах сформированы недостаточно, преобладают низкий и средой уровни творческих способностей. Вследствие этого считаем нужным сконцентрировать внимание на развитии творческих способностей у избранной группы дошкольников.
Формирующий эксперимент был направлен на проверку гипотезы исследования о том, что разработанная нами программа работы с детьми и их родителями будет способствовать развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии.
В этой связи были определены следующие основные задачи:
разработать и апробировать программу развития творческих способностей у детей экспериментальной группы,
проверить эффективность разработанной программы.
Программа развития творческих способностей старших дошкольников средствами арт-терапии обеспечивает возможность развивать у них воображение и креативное мышление непринужденно и этим она педагогически целесообразна.
Для реализации поставленных задач использовались следующие элементы арт-терапии: изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.
В ходе реализации программы комплексно и системно были использованы такие методы и приемы: эмоциональный настрой, художественное слово, педагогическая драматургия, игра.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей средствами арт-терапии мы использовали следующие направления:
1. Проведение занятий для дошкольников, направленных на развитие творческого воображения и мышления.
2. Совместная и индивидуальная работа с детьми.
3. Обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам развития личности ребёнка:
- консультирование родителей,
- организация и проведение занятий.
Сравнение итогов констатирующего и контрольного экспериментов двух групп показывает, что в экспериментальной группе доля детей с низким уровнем творческих способностей снизилась на 50%, а в контрольной группе ничего не изменилось.
Сопоставление результатов распределения испытуемых в двух группах по итогам всех методик констатирующего и контрольного экспериментов удостоверяет в том, что число детей со средним уровнем развития творческих способностей на контрольном этапе эксперимента в контрольной группе осталось неизменным, а в экспериментальной группе уменьшилось на 8%.
Таким образом, анализируя сравнительные результаты по всем методикам, можно сделать общий вывод о том, что в экспериментальной группе целенаправленная систематическая работа педагога с детьми и родителями посредством арт-терапии (изотерапии, игротерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и др.) привела к положительной динамике показателей развития творческих способностей старших дошкольников, а в контрольной группе сходных изменений не замечается. Значит, наша гипотеза подтвердилась.
Список литературы:
1. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. - М.: Академический Проект, 2009. - 432 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2009. – 193 с.
3. Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: «Питер», 2009. – 448 с.
4. Юдина, Е., Егошина, В. Первые шаги к творчеству / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1991. - №8. – С. 12-24.
Читайте также |
---|
Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с…
Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей...
Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…
Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы...
Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка
Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка Цели: развивать творческих способностей дошкольников посредством театрализации, вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание...