Ребенок с речевыми нарушениями в школе
Речь – является важнейшей психической функцией человека, универсальным средством общения. Вместе с развитием речи, тесно связано развитие ВПФ (восприятие, память, мышление, внимания, воображения). Отклонение в развитии речи отрицательно влияют на формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.
В начале школьного обучения ребенок сталкивается с новой социальной средой, первоклассник вынужден налаживать взаимоотношения со сверстниками и учителем. Что требует от ребенка коммуникативных умений.
Для ребенка с речевыми особенностями часто невыполнима задача построения самостоятельного монологического высказывания, в силу того, что у ребенка данной категории маленький словарный запас, недостаточно сформированный грамматический строй, и ему не под силу кратко, аргументировано, грамматически правильно изложить свои мысли, все это может еще усугубляться нарушением звукопроизношения. Особенности речевого развития препятствуют осуществлению полноценного общения, и как следствие, приводит к снижению потребности в общении.
Невозможность полноценного общения со сверстниками, осознание своих особенностей, зацикливание на проблеме приводит к тому, что ребенок отстраняется от коллектива, теряет интерес к школе и, как следствие, затянувшийся адаптационный период влечет за собой психологическую травму, усугубление речевого дефекта, а также ухудшение соматического состояния здоровья. Такие дети часто тревожны, не уверенны в себе, болезненно реагируют на неудачи, несамостоятельны и т.д. Тревога может выражаться по разному - может быть излишняя эмоциональность (крик, плач, неадекватный смех), или не проявляет инициативы проявлять контакт хоть со сверстниками хоть с педагогами.
Иными словами:
Речевые нарушения, для детей это уже стресс. Адаптация – это тоже стресс, т.е. для ребенка это двойной стресс, что в совокупности может дать в результате дезадаптацию.
Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения. Которое проявляется в виде нарушения учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, а также повышенного уровня тревожности и нарушений личностного развития.
Дети с нарушениями речи, как правило, испытывают трудности в освоении навыков чтения и письма.
Как ранее я уже сказала, что речь влияет развитие ВПФ – их недоразвитие влияет на академический аспект адаптации.
Под речевыми нарушениями у детей младшего школьного возраста понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи). Рассмотрим каждый из выделенных компонентов речевой готовности более подробно, а также возможные ошибки, возникающие при их недоразвитии в процессе школьного обучения.
1. Звукопроизносительная сторона речи.
Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров.). Если у дошкольника подготовительной группы имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться к логопеду для их устранения. Как правило, немногочисленные рассматриваемые нарушения (один, два звука) не влияют на школьную успеваемость. Однако могут привести к трудностям установления контакта со сверстниками, а также являться причиной формирования у ребенка чувства неполноценности (неуверенность в себе, отказ от публичных выступлений).
2. Сформированность фонематических процессов. Фонетика (звуки родного языка).
Фонематические процессы включают в себя:
- Фонематический слух (это способность слышать и различать звуки родного языка); (физиологический слух норма, ребенок прекрасно но, что же происходит? Ребенок вместо каша – говорит каса, вместо рулет говорит – лулет, шапка – хапка, шишка – сиска, и т.д. Звукозамены, одни заменяются другими, почему так происходит. Фонематический слух - слуховое восприятие и распознавание звуков в речи. Ребенок слышит слово правильно, слово саша, сигнал звукой подается в речевой центр распознавания, распознается, но распознается с нарушением, и этот нарушенный сигнал подается уже на артикуляционный аппарат, т.е. нарушено распознавание звуков речи. И получается, ребенок, почему не может сказать звук – он его не различает не распознает.
- Фонематическое восприятие; (это способность воспринимать и различать звуки родного языка.
- Фонематический анализ и синтез;(умение выделить заданный звук в слове, назвать его место; из определенных звуков составить слов, определение последовательности звуков в слове, определение их кол-ва, определение кол-ва слогов в слове).
Выявить нарушения в развитиии фонематического слуха можно следующим образом: предложить ребенку повторить за взрослым трехсложные слоговые цепочки, цепочку слогов со сходными звуками, например, па-ба-па, са-за-ца и др. Если ребенок затрудняется повторить сочетания звуков или повторяет их неправильно – это может свидетельствовать о снижении фонематического слуха или «фонетико-фонематическом недоразвитии речи».
3. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже и существительные с числительными в числе, например: у меня нет красная платий, пять белый грибы; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол + существительное, например: пошли с карзинки, катались на санки. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце, запятой в нужном месте, предложения и написания заглавной буквы в начале.
Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.
Читайте также |
---|
Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа)
Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа) Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном...
Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики»
Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики» Программное содержание: выявлять знания и умения детей по следующим критериям: - навыки счёта в...
Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и…
Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и мотивация офтальморазминки» Цель: познакомить коллег с обыгрыванием и веселой мотивацией для...