Ребенок с речевыми нарушениями в школе

Речь – является важнейшей психической функцией человека, универсальным средством общения. Вместе с развитием речи, тесно связано развитие ВПФ (восприятие, память, мышление, внимания, воображения). Отклонение в развитии речи отрицательно влияют на формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.

В начале школьного обучения ребенок сталкивается с новой социальной средой, первоклассник вынужден налаживать взаимоотношения со сверстниками и учителем. Что требует от ребенка коммуникативных умений.

Для ребенка с речевыми особенностями часто невыполнима задача построения самостоятельного монологического высказывания, в силу того, что у ребенка данной категории маленький словарный запас, недостаточно сформированный грамматический строй, и ему не под силу кратко, аргументировано, грамматически правильно изложить свои мысли, все это может еще усугубляться нарушением звукопроизношения. Особенности речевого развития препятствуют осуществлению полноценного общения, и как следствие, приводит к снижению потребности в общении.

Невозможность полноценного общения со сверстниками, осознание своих особенностей, зацикливание на проблеме приводит к тому, что ребенок отстраняется от коллектива, теряет интерес к школе и, как следствие, затянувшийся адаптационный период влечет за собой психологическую травму, усугубление речевого дефекта, а также ухудшение соматического состояния здоровья. Такие дети часто тревожны, не уверенны в себе, болезненно реагируют на неудачи, несамостоятельны и т.д. Тревога может выражаться по разному - может быть излишняя эмоциональность (крик, плач, неадекватный смех), или не проявляет инициативы проявлять контакт хоть со сверстниками хоть с педагогами.

Иными словами:

Речевые нарушения, для детей это уже стресс. Адаптация – это тоже стресс, т.е. для ребенка это двойной стресс, что в совокупности может дать в результате дезадаптацию.

Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения. Которое проявляется в виде нарушения учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, а также повышенного уровня тревожности и нарушений личностного развития.

Дети с нарушениями речи, как правило, испытывают трудности в освоении навыков чтения и письма.

Как ранее я уже сказала, что речь влияет развитие ВПФ – их недоразвитие влияет на академический аспект адаптации.

Под речевыми нарушениями у детей младшего школьного возраста понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи). Рассмотрим каждый из выделенных компонентов речевой готовности более подробно, а также возможные ошибки, возникающие при их недоразвитии в процессе школьного обучения.

1. Звукопроизносительная сторона речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров.). Если у дошкольника подготовительной группы имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться к логопеду для их устранения. Как правило, немногочисленные рассматриваемые нарушения (один, два звука) не влияют на школьную успеваемость. Однако могут привести к трудностям установления контакта со сверстниками, а также являться причиной формирования у ребенка чувства неполноценности (неуверенность в себе, отказ от публичных выступлений).

2. Сформированность фонематических процессов. Фонетика (звуки родного языка).

Фонематические процессы включают в себя:

- Фонематический слух (это способность слышать и различать звуки родного языка); (физиологический слух норма, ребенок прекрасно но, что же происходит? Ребенок вместо каша – говорит каса, вместо рулет говорит – лулет, шапка – хапка, шишка – сиска, и т.д. Звукозамены, одни заменяются другими, почему так происходит. Фонематический слух - слуховое восприятие и распознавание звуков в речи. Ребенок слышит слово правильно, слово саша, сигнал звукой подается в речевой центр распознавания, распознается, но распознается с нарушением, и этот нарушенный сигнал подается уже на артикуляционный аппарат, т.е. нарушено распознавание звуков речи. И получается, ребенок, почему не может сказать звук – он его не различает не распознает.

- Фонематическое восприятие; (это способность воспринимать и различать звуки родного языка.

- Фонематический анализ и синтез;(умение выделить заданный звук в слове, назвать его место; из определенных звуков составить слов, определение последовательности звуков в слове, определение их кол-ва, определение кол-ва слогов в слове).

Выявить нарушения в развитиии фонематического слуха можно следующим образом: предложить ребенку повторить за взрослым трехсложные слоговые цепочки, цепочку слогов со сходными звуками, например, па-ба-па, са-за-ца и др. Если ребенок затрудняется повторить сочетания звуков или повторяет их неправильно – это может свидетельствовать о снижении фонематического слуха или «фонетико-фонематическом недоразвитии речи».

3. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже и существительные с числительными в числе, например: у меня нет красная платий, пять белый грибы; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол + существительное, например: пошли с карзинки, катались на санки. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце, запятой в нужном месте, предложения и написания заглавной буквы в начале.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.



Новые публикации

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть...

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в…

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в музей» Подготовительная группа Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь...

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Дидактическая игра «Спрячь мышку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Читайте также

Занятие для детей 6-7 лет. Конструирование из бумаги «Лотос»

Занятие для детей 6-7 лет Конструирование из бумаги «Лотос»

«Чиполлино и все-все-все» Сценарий

«Чиполлино и все-все-все» подготовительная группа (5 гр.) План 1. Монтаж 2. Песня «Осень пришла» 3. Монтаж 4. Песня «Осенняя песня» 5. Выход ведущих-детей 6. Сказка 7. Домик Тыквы (песенка...

Конспект НОД в средней группе по патриотическому воспитанию. Тема: Моя…

Конспект НОД в средней группе по патриотическому воспитаниюТема: Моя семья Виды детской деятельн6ости: игровая, коммуникативная, продуктивная. Цель: Формирование представлений о семье и родственных...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия по плаванию …

Средняя группа. Подготовила и провела: инструктор по плаванию Номировская Елена Николаевна. Цель:  используя оборудование, приобщать малышей к плаванию. Способствовать повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды путём закаливания.  Задачи:  совершенствовать погружение под воду с головой, смело открывая глаза при этом...

Доклад на тему:«Использование современных образовательных технологий (с обоснованием эффективного применения здоровьесберегающих технологий) на занятиях по…

Подготовила инструктор по плаванию: Номировская Елена Николаевна. Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности. И наиболее оптимальным видом физической активности является плавание, так как оказывает на ребёнка благоприятное укрепляющее и психологическое воздействие. Плавание – комплексный...

Сценарий осеннего развлечения "Пропавшая Осень" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий осеннего развлечения «Пропавшая Осень» для детей старшего дошкольного возраста Действующие лица: Взрослые: Кикимора бесцветная Леший Мусорильда Осень Дети: Самовар Хозяюшки Паучок — кукла Дети под музыку парами входят в музыкальный зал, танцуют и становятся парами в шахматном порядке. Ведущий...

Сценарий родительского собрания тему: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»

15 октября 2021 года состоялось родительское собрание. Сценарий родительского собрания тему: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»   Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто Сократ.   Здоровый малыш — счастливый малыш. Народная мудрость    ...