Ребенок с речевыми нарушениями в школе

Речь – является важнейшей психической функцией человека, универсальным средством общения. Вместе с развитием речи, тесно связано развитие ВПФ (восприятие, память, мышление, внимания, воображения). Отклонение в развитии речи отрицательно влияют на формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.

В начале школьного обучения ребенок сталкивается с новой социальной средой, первоклассник вынужден налаживать взаимоотношения со сверстниками и учителем. Что требует от ребенка коммуникативных умений.

Для ребенка с речевыми особенностями часто невыполнима задача построения самостоятельного монологического высказывания, в силу того, что у ребенка данной категории маленький словарный запас, недостаточно сформированный грамматический строй, и ему не под силу кратко, аргументировано, грамматически правильно изложить свои мысли, все это может еще усугубляться нарушением звукопроизношения. Особенности речевого развития препятствуют осуществлению полноценного общения, и как следствие, приводит к снижению потребности в общении.

Невозможность полноценного общения со сверстниками, осознание своих особенностей, зацикливание на проблеме приводит к тому, что ребенок отстраняется от коллектива, теряет интерес к школе и, как следствие, затянувшийся адаптационный период влечет за собой психологическую травму, усугубление речевого дефекта, а также ухудшение соматического состояния здоровья. Такие дети часто тревожны, не уверенны в себе, болезненно реагируют на неудачи, несамостоятельны и т.д. Тревога может выражаться по разному - может быть излишняя эмоциональность (крик, плач, неадекватный смех), или не проявляет инициативы проявлять контакт хоть со сверстниками хоть с педагогами.

Иными словами:

Речевые нарушения, для детей это уже стресс. Адаптация – это тоже стресс, т.е. для ребенка это двойной стресс, что в совокупности может дать в результате дезадаптацию.

Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения. Которое проявляется в виде нарушения учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, а также повышенного уровня тревожности и нарушений личностного развития.

Дети с нарушениями речи, как правило, испытывают трудности в освоении навыков чтения и письма.

Как ранее я уже сказала, что речь влияет развитие ВПФ – их недоразвитие влияет на академический аспект адаптации.

Под речевыми нарушениями у детей младшего школьного возраста понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи). Рассмотрим каждый из выделенных компонентов речевой готовности более подробно, а также возможные ошибки, возникающие при их недоразвитии в процессе школьного обучения.

1. Звукопроизносительная сторона речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров.). Если у дошкольника подготовительной группы имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться к логопеду для их устранения. Как правило, немногочисленные рассматриваемые нарушения (один, два звука) не влияют на школьную успеваемость. Однако могут привести к трудностям установления контакта со сверстниками, а также являться причиной формирования у ребенка чувства неполноценности (неуверенность в себе, отказ от публичных выступлений).

2. Сформированность фонематических процессов. Фонетика (звуки родного языка).

Фонематические процессы включают в себя:

- Фонематический слух (это способность слышать и различать звуки родного языка); (физиологический слух норма, ребенок прекрасно но, что же происходит? Ребенок вместо каша – говорит каса, вместо рулет говорит – лулет, шапка – хапка, шишка – сиска, и т.д. Звукозамены, одни заменяются другими, почему так происходит. Фонематический слух - слуховое восприятие и распознавание звуков в речи. Ребенок слышит слово правильно, слово саша, сигнал звукой подается в речевой центр распознавания, распознается, но распознается с нарушением, и этот нарушенный сигнал подается уже на артикуляционный аппарат, т.е. нарушено распознавание звуков речи. И получается, ребенок, почему не может сказать звук – он его не различает не распознает.

- Фонематическое восприятие; (это способность воспринимать и различать звуки родного языка.

- Фонематический анализ и синтез;(умение выделить заданный звук в слове, назвать его место; из определенных звуков составить слов, определение последовательности звуков в слове, определение их кол-ва, определение кол-ва слогов в слове).

Выявить нарушения в развитиии фонематического слуха можно следующим образом: предложить ребенку повторить за взрослым трехсложные слоговые цепочки, цепочку слогов со сходными звуками, например, па-ба-па, са-за-ца и др. Если ребенок затрудняется повторить сочетания звуков или повторяет их неправильно – это может свидетельствовать о снижении фонематического слуха или «фонетико-фонематическом недоразвитии речи».

3. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже и существительные с числительными в числе, например: у меня нет красная платий, пять белый грибы; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол + существительное, например: пошли с карзинки, катались на санки. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце, запятой в нужном месте, предложения и написания заглавной буквы в начале.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа)

Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа) Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном...

Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики»

Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики» Программное содержание: выявлять знания и умения детей по следующим критериям: - навыки счёта в...

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и…

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и мотивация офтальморазминки» Цель: познакомить коллег с обыгрыванием и веселой мотивацией для...

Читайте также

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад»

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к театральным постановкам, по средствам русских подвижных игр Е.А. Покровского/ Задачи: -...

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера. Тема…

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера Тема «Книги сказок» Цель: закрепление литературных знаний с помощью геометрических схем -...

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...