Разрешение эмоциональных комплексов у дошкольников через обучение рисованию

Сегодня среди важнейших проблем нашего общества является проблема эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Комплекс - совокупность черт личности, приобретаемых в детстве и на протяжении большей части бессознательного периода жизни, обладающая значительной аффективной силой и заставляющая человека проявлять по отношению к людям стереотипное поведение. Страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 3-5 лет и встречаются в норме у большинства детей этого возраста. Как правило, дети самостоятельно избавляются от многих страхов через спонтанные психотехники, выработанные детской культурой («страшилки», организации походов в «страшные места» и т. д.). Существует группа детей, которые не могут использовать традиционные психотехники самокоррекции вследствие личностных или семейных особенностей, либо степень страха настолько велика, что препятствует его естественной переработке. В этом случае показана индивидуальная коррекционная работа педагога и психолога с ребенком. Поэтому я поставила перед собой цельнаучить детей дошкольного возраста конструктивным способам разрешения эмоциональных комплексов через рисование.

В настоящее время педагогами и психологами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и т.п.). В современных условиях именно методы арттерапии, в частности, психотерапии через рисунок, оказываются наиболее эффективными.

Рисование как метод арттерапии представляла собой альтернативный вариант работы с эмоциональными комплексами детей. Арттерапия является относительно новым методом психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

Методики арттерапии основываются на том предположении, что внутреннее "Я" отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. Хотя Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал арттерапию в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается арттерапией.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например, она помогает справиться со страхами.

Эмоциональные комплексы могут иметь положительные и отрицательные последствия. Многие дети дошкольного возраста самостоятельно могут справиться с эмоциональными комплексами. В данном случае эмоциональные комплексы усложняют психическую жизнь, но и способствуют ее переходу на новые уровни функционирования.

Неразрешенные эмоциональные комплексы могут тормозить развитие личности, к деструкции существующих межличностных отношений в семье, в детском коллективе. Эмоциональные комплексы могут привести к развитию невротических реакций у детей дошкольного возраста. Непосредственной задачей педагогов, родителей и, несомненно, психологов становится необходимость создать для детей атмосферу физического и психологического комфорта, обеспечить их психологическую безопасность.

В процессе работы по проблеме мною была разработана и внедрена коррекционная программа эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного возраста. Коррекционные занятия проводились 4 раза в неделю по 2 часа. Занятия проводились в групповой и индивидуальной формах и носили игровой характер.

В основу коррекционной программы легли следующие принципы:

­ рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции;

­ рисунок рассматривается как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;

­ любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка;

­ рисование обязательно должно сопровождаться беседой психолога с ребенком о его рисунке;

­ главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка.

Следует особо подчеркнуть, что невозможно описать четкий алгоритм работы педагога, поскольку каждое занятие совершенно не похоже на другие. Не следует ускорять процесс: если ребенок не чувствует достаточно ресурсов, чтобы преодолеть основной страх, полезно проработать «периферийные» страхи: рано или поздно, в том или ином обличье «коренной» страх проявит себя в рисунке.

С целью определения эмоциональных комплексов было проведенодиагностическое исследование у 65 детей дошкольного возраста и получены следующие данные:

Самочувствие дома у 33% (4 ребенка) можно определить как положительное, у 25% (3 ребенка) присутствуют инфантильные установки, 33% (4 детей) испытывают тревогу и беспокойство, неприятные физиологические ощущения. 8% (1 ребенок) самочувствие дома отмечают черным цветом, то есть в семье, дома они испытывают негативные эмоции.

Рассмотрим эмоциональное отношение у детей этой группы в дошкольном учреждении, на занятиях. 33% (4 детей) свое отношение определяют как положительное, у 25% (3 ребенка) наблюдаются инфантильные установки, у 17% (2 детей) характеризует нейтральное отношение, 17% детей (2 ребенка) испытывают страх и беспокойство. 8% (1ребенк) отношение к учебному заведению определяет негативно.

Взаимоотношения с воспитателем, 69% (9 детей) охарактеризовали как положительные, у 31% (4 детей) - инфантильные установки.

Положительное эмоциональное отношение при общении с педагогами можно увидеть у 42% детей (5детей), у 25% (3 ребенка) сохраняют позицию «ребенок» при взаимодействии с воспитателями, педагогами. У 25% (3детей) наблюдается беспокойство, напряжение и страх. 8% (1ребенок) пассивны и равнодушны при общении с педагогами.

Таким образом, в созданной коррекционной группе преобладает негативная эмоциональная самооценка. В типичных жизненных ситуациях дети этой группы склонны реагировать негативно, они испытывают страх, тревогу и беспокойство. Их характеризуют инфантильные установки. Возможно агрессивное поведение.

Далее мною были проанализированы полученные результаты по проективной методике «Рисунок несуществующего животного»:

Выше среднего самооценка (большой размер фигуры) наблюдается у 33%. Ниже среднего самооценка зафиксирована у 59%. Инфантильная установка может наблюдаться у 8% .

Открытая агрессия со стремлением к превосходству, к лидерству отмечена у 17%. Защитная агрессия, появляющаяся в результате тревоги – у 25% .

Нервное напряжение, неуверенность в себе, обидчивость, нервозность наблюдается у 17% .

Инфантилизм, стремление к защите, к любви и ласке наблюдается у 8%.

Демонстративность может наблюдаться у 8%. Это говорит о том, что дети стремятся обратить на себя внимание любой ценой.

Анализ рисунков позволяет сказать, что животное нарисованное детьми вызывает неприятные ощущения, зачастую носит агрессивный характер. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, которого они и добиваются.

Таким образом, в группе могут наблюдаться следующие эмоциональные комплексы: комплекс неполноценности, превосходства, неуверенность, тревожность, агрессивность.

Анализ рисунков животных показывает, что дети свои страхи и комплексы проецируют на рисунках, это говорит о том, что дети не могут самостоятельно справиться с возникающими эмоциональными проблемами.

Именно через рисунок ребенка, можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения.

Использование техники рисования обусловлено тем, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста выражение мыслей и чувств затруднено. Коррекции эмоциональных комплексов через рисование позволяет вербализовать чувства и эмоции у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Коррекционная работа состояла из нескольких этапов:

1 этап: создание единого психологического пространства.

Задачи: знакомство с правилами группы; выделение общепринятых принципов поведения в группе; установление доверительных межличностных контактов; создание психологического комфорта и безопасности;

2 этап: коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного возраста;

Задачи: активизация произвольной экспрессии, механизмов восприятия и идентификации эмоциональных состояний; научить детей идентифицировать свои эмоциональные состояния и адекватно реагировать в сложившихся ситуациях; эмоциональное отреагирование детских проблем; знакомство с внутренним миром; дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация; устранение неадекватных состояний и эмоциональных реакций; снижение напряжения; научить ребенка справляться с негативными эмоциями и др.

3 этап: релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия. Задачи: развитие у детей уверенности в себе; сплочение группы, ритуал прощания; научить ребенка поверить в свои силы; проведение разминки, снятие напряжения среди участников и др.

Анализ результатов третьего этапа экспериментального исследования показал, что программа коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста является эффективной.

 

Библиографические ссылки

  1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А. С. Белкин. - М.: Академия, 2010. - 192 с. - ISBN 5-7695-0658-Х.
  2. Болотова, А. К. Прикладная психология [Текст]: Учебник для вузов / А. К. Болотова, И. В. Макарова. - М.: Аспект Пресс, 2009. – 383 с - ISBN 5-7567-0150-8.
  3. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. – М.: Феникс, 2009. - 234 с. - ISBN 5-8288-0190-2
  4. Годфруа, Ж.Что такое психология [Текст]: В 2–х т. Изд. 2–е, стереотипное. Т.1: Пер. с франц. / ЖГодфруа. – М.: Феникс, 2007. – 496 с., ил. - ISBN 5 – 03 – 001901 – 4.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7…

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7 лет

Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста…

Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок Одна из важнейших задач воспитания ребенка — его интеллектуальное...

Развивающая технология "Логические блоки Дьенеша" в интеллектуальном развитии детей младшего…

Развивающая технология "Логические блоки Дьенеша" в интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста (Из опыта работы)

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием экологической сказки Тема: «Деревья и кустарники» Цель: закрепить, активизировать представления детей...

Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет»

Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет» Возраст: Дети старшего дошкольного возраста. Форма взаимодействия: групповая. Цель. Формирование знаний у детей о сервировке...

Развлечение по математике в подготовительной группе «Крестики, нолики»

Развлечение по математике в подготовительной группе «Крестики, нолики» Цели: 1. Развитие мышления, внимания, смекалки. 2. Приобщение детей к работе в коллективе. 3. Развивать чувство...