Самообразование «Лэпбук как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учреждения»

Цель: Повышение профессиональной компетентности на основе использования лэпбука.

Задачи:

1. Познакомиться с технологией лэпбук.

2. Повысить свой уровень мастерства.

3. Изучить материалы о лэпбуке.

4. Создать схемы, кармашки, выбрать тему, материалы.

5. Применить на практике в педагогической деятельности.

6. Организовать выставки.

Ожидаемый результат: работа по самообразованияю на тему «Лэпбук как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учреждения» поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство.

Актуальность

Лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования. Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

В этом году я хочу познакомиться с совершенно новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбук.

Что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта.

В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.

Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки обучения.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение рисовать и т. д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

Лэпбук – разновидность метода проекта.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

- целеполагание (выбор темы);

- разработка лэпбука (составление плана);

- выполнение (практическая часть);

- подведение итогов (лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения).

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

- организационную (экскурсии, походы);

- техническую (фото, видео);

- информационную (сбор информации для лэпбука);

- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Чем заинтересовала меня данная форма работы в ДОУ?

Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.

В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.)

Ну и в конце концов, это просто интересно!

В результате данной технологии у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования лэпбуков:

- ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;

- структурирует большой объем данных;

- побуждает интерес у детей к познавательному развитию;

- может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослыми;

- развивает креативность и творческое мышление;

- простой способ запоминания;

- объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.

Эффективно использовать лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.

Из чего состоит лэпбукЛэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме: от интересных игр, до лексики и большого количества интересно поданной информации.

С чего начать?

Тема - план - макет - оформление.

В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования.

А еще лэпбук очень мобильная система.

Практическая деятельность (мастер-класс):

Изготовление макета лэпбука 

Оборудование и материалы:

ватманы, цветная бумага, цветной и белый картон, скотч, ножницы, карандаши, маркеры, фломастеры, дырокол, клей-карандаш, бумажные снежинки разных размеров.

План по самообразованию «Лэпбук как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учреждения»

План по самообразованию

Тема: «Лэпбук, как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учреждения»

Возрастная группа: 3-4 года (младшая.

Начало работы над темой: _01.08 2017 г___

Предполагаемая дата окончания работы: _май,2018___

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов детского сада в практическом использовании лэпбуков, как проектного метода.

Задачи: построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования, развивать более доверительные отношения при работе с семьей, повышать родительскую (профессиональную) компетентность, развить интересы и потенциал дошкольников, организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал, создать условия для поддержки детской инициативы и творчества группе, создать условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка

Месяц Направление работы Способы достижения

Август 1. Изучение опыта работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме.

2. Составление перспективного планаразработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Изучение методики технологии проектирования Лэпбука.

4. Работа над Лэпбуком «Подбор литературы по данной теме:

1. Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016. — С. 89-91.

2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

3. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 97 с.

4. Изучение электронных ресурсов

- Кашицева О. А. Что такое Лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto.

- Пестова Э. Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk

Сентябрь

Октябрь

Работа над Лэпбуком» к сказке « Колобок»

Подбор необходимого оборудования, материалов.

ноябрь

Работа над Лэпбуком» к сказке « Волк и семеро козлят», « Теремок»

Привлечение родителей, детей к изготовлению Лэпбука» к сказке « Волк и семеро козлят», « Теремок»

Консультация для родителей по теме « Лепбук».

Изучение электронных ресурсов

Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln

Декабрь

  Консультация для педагогов на тему « Что такое лепбук»

Подбор литературы по данной теме.

Январь-февраль

 Работа над Лэпбуком « Занимательная математика»

Привлечение родителей, детей к изготовлению Лэпбука  « Занимательная математика»

Подбор необходимого оборудования, материалов.

Апрель

 Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

Демонстрация материала на педсовете

май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Консультация для педагогов на тему «Что такое лепбук»

На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук о Весне», «Лэпбук о Космосе», «Лэпбук о Родине» и так далее. Однако, не каждый понимает, что такое лэпбук, и как он должен выглядеть.

Зародился лэпбукинг на западе, однако американцы подхватив идею развили его до отдельного жанра. В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Она представляет из себя папку, которая удобно располагается на коленях для просмотра ее содержимого.

В Америке широкое распрастранение лэпбуки получили за счет домашнего образования (homeschooling). Лэпбук при таком обучении является финальным этапом изучения определенной темы. То есть, ученик (заметьте, школьного возраста, изучив тему, оформляет полученные знания в виде лэпбука, куда вмещает все, что он смог узнать.

Если провести аналогию с отечественным образованием, лэпбук представляет собой финальный этап проектной деятельности, широко применяемой сейчас и в школьном и в дошкольном образовании. Получается, что ребенок, получив проект, ищет информацию и по окончании сам оформляет ее в лэпбук (естественно с помощью родителей). Лэпбук – это продукт ребенка, отражение полученных им знаний.

Сейчас же, каждый уважающий себя воспитатель стремится наделать кучу лэпбуков с информацией, играми и другим. Это замечательно. Но давайте тогда определим для себя, что мы подразумеваем под лэпбуком дидактическое пособие для детей. Где «для детей» - ключевые слова.

Вот некоторые правила по созданию и оформлению лэпбука, которые я выработала для себя:

1. Эстетичность. Лепбук должен быть оформлен аккуратно, красиво. У детей должно появиться желание взять его в руки. В оформлении не стоит использовать много ярких цветов, ни в коем случае не использовать кислотные цвета.

2. Долговечность. Конечно ни одно пособие, да даже игрушка, не хранится вечно, но изготавливая лэпбук, стоит учесть, что с ним будут заниматься дети. Он должен быть достаточно крепким.

3. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации. Все подписи должны быть напечатаны понятным для детей шрифтом (в дошкольном образовании это только печатные буквы) .

4. Все игры должны быть доступны пониманию детей. Взяв лэпбук, ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться.

5. В лэпбуке приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков. Они вызовут интерес у детей.

6. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребенку и подобрана в соответствии с возрастом.

Лэпбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, - это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя. Но использовать его нужно правильно.

Консультация для родителей «Лэпбук — форма совместной деятельности детей и взрослых по развитию познавательной активности»

Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с детским садом, усилия педагогического коллектива будут ненапрасными. Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, то есть - активное участие родителей в работе образовательного учреждения, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию Образовательной Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В соответствии с ФГОС ДО Образовательная Организация должна:

  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Формы работы с родителями постоянно меняются.

Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обученияразвития и познания собственного ребенка.

Сегодня я хочу познакомить вас с интересным способом представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной темы.

Лэпбук (lapbook) - это самодельная тематическая или интерактивная папка в виде бумажной книжечки с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собира-ется материал по какой-то определенной теме.

Создание лэпбука помогает закреплять и систематизировать изученный материал, а рассматривание готовой папки - позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Зародился лэпбукинг на западе, однако американцы подхватив идею развили его до отдельного жанра. В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Она представляет из себя папку, которая удобно располагается на коленях для просмотра ее содержимого.

В Америке широкое распрастранение лэпбуки получили за счет домашнего образо-вания (homeschooling)Лэпбук при таком обучении является финальным этапом изучения определенной темы. То есть, ученик (заметьте, школьного возраста, изучив тему, оформляет полученные знания в виде лэпбука, куда вмещает все, что он смог узнать.

Если провести аналогию с отечественным образованием, лэпбук представляет собой финальный этап проектной деятельности, широко применяемой сейчас и в школьном и в дошкольном образовании. Получается, что ребенок, получив проект, ищет информацию и по окончании сам оформляет ее в лэпбук (естественно с помощью родителей).

Вот некоторые правила по созданию и оформлению лэпбука:

1. Эстетичность. Лепбук должен быть оформлен аккуратно, красиво. У детейдолжно появиться желание взять его в руки. В оформлении не стоит использовать много ярких цветов, ни в коем случае не использовать кислотные цвета.

2. Долговечность. Конечно ни одно пособие, да даже игрушка, не хранится вечно, но изготавливая лэпбук, стоит учесть, что с ним будут заниматься дети. Он должен быть достаточно крепким.

3. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации. Все подписи должны быть напечатаны понятным для детей шрифтом (в дошкольном образовании это только печатные буквы).

4. Все игры должны быть доступны пониманию детей. Взяв лэпбук, ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться.

5. В лэпбуке приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков. Они вызовут интерес у детей.

6. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребенку и подобрана в соответствии с возрастом.

Лэпбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, это интересный и полезный инструмент в работе с дошкольниками. Но использовать его нужно правильно.

Рекомендуемый возраст воспитанников для создания лэпбука - 5 лет. Дети 7 - 8 лет могут совершенно самостоятельно изготавливать свои собственные лэпбуки



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в…

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Веселые приключения» Задачи: Развить связную речь дошкольников с использованием мнемотехники. Учить...

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной…

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной дезадаптации первоклассников Благополучная адаптация ребенка в начале школьного обучения является залогом...

Квест-игра «Эколята – друзья природы»

Квест-игра «Эколята – друзья природы» Цель: формирование экологических знаний посредством игровой деятельности и создание условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на...

Читайте также

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД»

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 – 7 лет) Цель: сформировать у детей устойчивые знания и...

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального…

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса (Из опыта работы) Дошкольное образовательное дошкольное учреждение №36 «Звоночек»...

Развитие выразительной речи при ознакомлении с художественной литературой

Развитие выразительной речи при ознакомлении с художественной литературой Образная, богатая синонимами дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление...