Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Актуальность:

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуально по целому ряду причин:

во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его – в этом ему помогаем мы, воспитатели.

Проблема развития познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Нашему обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. И я задумалась. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у детей научить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения

На мой взгляд, для достижения этих целей применим метод проектов. Основная задача этого метода – научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.

Над этой темой я работаю с 2016 г.

Цель педагогической темы: Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

Задачи:

- расширять представления детей об окружающим мире;

- развивать творческие способности детей, воображение, мышление;

- развивать речевую активность детей;

- формировать умения презентовать продукт своей творческой деятельности;

- вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Принципы построения проекта:

- принцип историзма - реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);

- принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия: любовь и уважительное отношение к родному краю, Отечеству;

- принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.;

- принцип интегративности - реализуется в сотрудничестве с детьми, семьёй, педагогами детского сада, социальными партнерами.

Наиболее эффективные формы работы:

Беседы с детьми; чтение художественной литературы; экскурсии (на почту, в музей, библиотеку); просмотр видео, презентаций; творческие мастерские; встречи с интересными людьми;

организация детско-родительского клуба; мастер-классы с родителями.

При реализации проектов я сотрудничаю с несколькими социальными партнерами: МБУК «Межпоселенческая библиотека Советского района; МБУК «Музей истории и ремесел Советского района»; Мини-зоопарк центра «Созвездия»;Школа искусств.

За время работы над темой, я разработала несколько проектов.

«В гостях у дедушки Корнея»;«Ловкие пальчики»;«Игрушки деревянные - любимые, желанные»;«От зернышка до хлебушка»;

«Моя семья»;«Мост дружбы детей города Советский и города Рязань»;«Югра – наш край родной».

Я предполагаю, что системная работа по данному направлению позволит: развивать критическое мышление, внимание, память. Развивать познавательные, творческие способностей детей, коммуникативные навыки. Развивать детскую любознательность, инициативу, самостоятельность. Достичь качественных результатов в работе и при выпуске воспитанников в школу.

Новизна: применении в работе с детьми инновационных технологий: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, «Музейная педагогика»; организация детского - родительского клуба «Юрт».

Проект «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань»

Цель: Развитие заинтересованности и любознательности детей старшего дошкольного возраста через общение со сверстниками других городов.

Задачи:

способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; познакомить с городами и народами России; национальными традициями, основными историческими событиями, великими людьми разных городов России; развивать коммуникативные способности, детскую инициативу, творческие способности; воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.

Срок реализации: 2 месяца.

Я впервые решила поучаствовать в «Посткроссинге». Подтолкнуло меня на участие в данном проекте - статья Светланы Анатольевны Алешиной из города Рязань. Читая ее и просматривая фотоотчёт, я задумалась, а почему бы и нам с детьми не написать письмо в группу «Звездочка».

Для начала я написала Светлане Анатольевне, познакомившись немного заочно, обменялись адресами. На электронную почту Светлана Анатольевна выслала несколько видео о своем городе. После просмотра видео, дети стали спрашивать: а что мы можем рассказать о нашем городе? Эта тема настолько заинтересовала ребят, что каждому хотелось чем-то поделиться. Для начала мы обсудили, что же мы можем рассказать ребятам о нашем городе своим сверстникам из г. Рязань? Так возник проект на тему «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань»

МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ УЧАСТНИКИ РЕЗУЛЬТАТ
(ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
1 Беседа с родителями воспитанников на тему: «Посткроссинг - что это?» (ознакомление родителей с проектом) Май 2019 г. Родители воспитанников Папка-передвижка «Посткроссинг - что это?»
в приемной групповой;
индивидуальные беседы с родителями
2 Просмотр видеоролика «Наш город Рязань» от детей МАДОУ д/с «Теремок», старшей группы «Звездочки» (формулировка вопроса перед детьми «Что мы можем рассказать о нашем городе Советский»?) Май 2019 г. Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский,
Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Тополек» г. Рязань
- Видеоролик «Наш город Рязань»;
- Карта с флажками (город Рязань и город Советский)
3 Беседа «Что я знаю о своем городе Советский», составление описательных рассказов на тему: «Улицы нашего города», «Знакомьтесь, детский сад «Малышок» Май 2019 г. Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский,
родители воспитанников
- Презентация
«Достопримечательности города Советский»;
4 Экскурсии по улицам города Советский;
Экскурсия по детскому саду «Малышок» с фоторепортажем.
Май 2019 Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский,
родители воспитанников
- Альбом с фотографиями:
«Достопримечательности города Советский»,
«Знакомьтесь, детский сад «Малышок»
5 - Беседа с просмотром презентации на тему: «Путешествие письма;
- Беседа с просмотром презентации на тему: «История открытки»;
- Выставка «Советские праздники в открытках»;
- Чтение худ. литературы о работе почты;
- Рассматривание коллекции марок, открыток, конвертов;
- Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Май 2019 г. Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский,
родители воспитанников
- Экскурсия на почту
(знакомство с работой почты, профессией почтальон);
- Альбом с иллюстрациями,
энциклопедия об истории почты;
- Подборка художественной литературы;
- Коллекция марок, открыток, конвертов;
6 Составление текстов послания детям в группу «Звездочки» детского сада «Теремок» г. Рязань Май 2019 г. Воспитанники, Родители воспитанников Письма, открытки
7 Творческая мастерская «Подарки детям детского сада «Теремок», группы «Звездочка».Творческая мастерская «Мой любимый город Советский» Май 2019 г. Воспитанники МАДОУ д/с «Малышок» Альбом с рисунками детей
8 Акция «Подарок другу» Май 2019 г. Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский,
родители воспитанников
Детские книги, поделки детского творчества, рисунки, сувениры о городе Советский, магниты с изображением города Советский, раскраски о правилах дорожного движения.
9 Экскурсия на почту «Отправление посылки и писем детям детского сада «Теремок» г. Рязань Май 2019 г. Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский,
родители воспитанников
Альбом с фотографиями
10 - Чтение писем от детей г. Рязань, МАДОУ д/с «Теремок», старшей группы «Звездочки»
-Беседа о городе Рязань и выставка альбомов, писем, книг С. Есенина, коллекции открыток.
сентябрь – 2019 г. Воспитанники, Родители воспитанников Выставка в приемной
-Составление фотоколлажа.
-Фотоотчеты о полученных письмах в социальных сетях.
11. Выступление на родительском собрании «Мы – участники проекта «Посткроссинг!».
Поощрение наиболее активных участников проекта из числа родителей.
сентябрь - 2019г. Родители воспитанников Презентация
«Мост дружбы детей города Советский и города Рязань»

Результат работы:

- Проект на практике показал очень высокий воспитательный, обучающий, развивающий эффект развития детей старшего дошкольного возраста. Дети были инициаторами в создании подарков, в составлении писем. По инициативе детей осуществлялся выбор экскурсий. В дальнейшем, исходя из инициативы и интересов детей, узнать о каком либо городе, мы обязательно продолжим работу в этом направлении.

- Родители стали активными участниками в реализации проекта, пополняли развивающую предметно-пространственную среду, готовили подарки-сувениры, совместно с детьми посещали экскурсии.

- Проект явился востребованным среди воспитанников, педагогов и родителей. Надеемся, что проект будет успешно реализовываться педагогами нашего детского сада и в дальнейшем к участникам присоединятся новые города и страны.

Проект на тему «Югра – наш край родной»

Целью данного проекта является - формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям, культуре и жизни народов севера, патриотических чувств к малой родине на основе изучения природы, традиций и культуры наследия нашего края.

Задачи:

- познакомить детей старшего дошкольного возраста с жизнью, традициями и культурой народов севера (ханты и манси) через подвижные игры, беседы, рассказы, сказки, народный фольклор; расширить знания детей о разнообразии сибирской природы;

- развивать у детей коммуникативные навыки с взрослыми и сверстниками; развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности;

- воспитывать у детей интерес и уважение к обычаям, труду, культуре народов севера.

МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ УЧАСТНИКИ РЕЗУЛЬТАТ
(ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
1.
Занятия на тему:
1. «Город, в котором мы живём» с просмотром презентации;
2. «Край, в котором мы живём – мы Югорией зовём»;
3. «Моя малая родина»
4. «Достопримечательности г. Советский»
5. «Откуда пришла кукла Акань?»
Октябрь – декабрь 2019 г. Дети,
Воспитатели.
Библиотекарь
Конспекты бесед
Презентация
Фотоальбом «Советский – город мой!»
2.
Беседы на темы:
1. «А знаете ли вы, что означает название «ханты?»;
2. «Что такое чум?»;
3. «Какими промыслами занимаются коренные народы Югры?»;
4. «Главный промысел народов ханты и манси»;
5. «Звали меня югорцем, землю мою – Югрой»;
6. «Национальная одежда народов ханты и манси».
Сентябрь 2019 г.- декабрь 2020 г. Дети,
Музей истории и ремёсел Советского района»,
Детская межпоселенческая библиотека
Конспекты бесед,
Фотоматериал, фотоальбомы
3.
Познавательные занятия детско-родительского клуба «ЮРТ» в музее истории и ремёсел:
1. «Орнаменты и бисероплетение народов ханты и манси».
2.«Рыбы в орнаментах обских угров: щучьи зубы»;
3. «Животные в орнаментах обских угров: короткий след соболя»;
4. «Животные в орнаментах обских угров: зячьи ушки»;
5. «Красота северных узоров».
«Подвеска «Птица-хранительница сна»
«Подвеска с орнаментом «Береза», «Тутчан»
«Футляр для флешки с орнаментом «Человек»
«Футляр для ручки с орнаментом «Щучьи зубы»
Тема занятия «Ворона»
Октябрь 2019 г. - апрель 2020 г. Дети,
Родители,
Воспитатели
Фото-видеоматериалы «Клубный час», размещённые на сайте Музея истории и ремёсел, странице группы «Улыбка» сайта д/с.
Выставка детско-родительских работ на темы: оберег, игольница с орнаментом «Короткий след соболя», варежка на ёлку с орнаментом «Заячьи ушки», народная кукла «Акань» из лоскутков ткани, подвеска, футляр для телефона, футляр для ручек с орнаментом «Щучьи зубы», панно «Глухарка».
4
Экскурсии:
«Экологическая тропа детского сада»
«В библиотеку»;
«Природа заповедника Малая Сосьва»;
К памятнику «Наказ матери» (возложение цветов);
«Улицы нашего города»; «Осенний парк»;
«Зимний парк»; «Музей истории и ремёсел».
В течение года Дети,
Детская межпоселенческая библиотека,
Музей Малая Сосьва,
Музей истории и ремесел.
Фото-видеоматериалы,
Фотоальбом «Достопримечательности родного города»,
Природный материал для изготовления поделок,
Видеоролик «Интересные встречи»
по взаимодействию с соц.партнерами.
5.
Выставки рисунков:
«Хантыйские узоры» ;«Я рисую свой край»; «Шубка для девочки хантыйки»»;
Народная кукла «акань».
Сентябрь – март Дети, Воспитатели,
Детская межпоселенческая библиотека.
Фотоматериал, альбомы с рисунками детей.
6.
Создание макета:
«Мансийский чум»
Октябрь 2019 г. - февраль 2020 г. Родители,
Дети.
Макет «Чум»
7 Сюжетно – ролевая игра «»;
Игровая деятельность с макетом чума
Февраль – май 2020 г. Дети
Воспитатели
Пополнение РППС игровым материалом
8 Информационно - познавательный занятие «Край, в котором я живу» к Дню рождения округа. Декабрь 2019 г. Дети, Детская межпоселенческая библиотека. Фото-видеоматериалы
9
Творческая мастерская
Изготовление коллажа «Я живу в Югре»;
Рисование «Животные и птицы заповедника «Малая Сосьва»;
Открытка к Дню рождения округа; . Изготовление гвоздик и возложение к памятнику А. Бузина;
В течение года Дети
Воспитатели,
Музей истории и ремесел.
Фотоматериал, коллажи, альбомы с рисунками детей, поделки детей.
10.
Работа с картами:
«Путешествие по улицам и достопримечательностям города Советский»;
«Путешествие по Советскому району»;
«Путешествие по нашему округу».
Сентябрь 2019 г.- март 2020 г. Дети
Воспитатели
Карта города Советский, Советского района, ХМАО.

Срок реализации проекта: 1 год (с сентября 2019 года по апрель 2020 г.) Социальными партнёрами нашего проекта являются: МБУК «Музей истории и ремёсел Советского района», Детская межпоселенческая библиотека, Детская школа искусств, мини-зоопарк Центра «Созвездие».

Для того чтобы закрепить знания детей о родном крае – ХМАО - Югра и пробудить у детей интерес и любовь к родному краю не только у детей, но и родителей воспитанников был организован клуб «Юрт». Один раз в месяц, в субботу, мы с группой детей посещаем занятия в музее истории и ремесел. Сотрудничаем мы с Ириной Игоревной Барановой, Клуб называется «Юрт», что в переводе означает - друг. Первая наша встреча состоялась 12 октября 2019 г. Ирина Игоревна провела ознакомительную беседу и экскурсию по музею.(как выяснилось многие дети и их родители были впервые в музее Советского ). Так вот, И.И. рассказала много интересного о быте и народах нашего края. Познакомила детей с интересным музыкальным инструментом «Варган». Далее, дети изготовили подвески с орнаментом "Глухарка"- птица хранительница сна младенца.

2 ноября состоялась наша вторая встреча в музее истории и ремесел. В этот раз к нам присоединились еще ребята, и пришли они не одни, а с бабушками и мамами. Ирина Игоревна, она рассказала новым ребятам о правилах поведения в музее и проводила нас в мастерскую. Тема нашей встречи: игольница с орнаментом «Короткий след соболя». Началась встреча с загадок о животных нашего края, затем детям раздали картинки с изображением их следов. На этой встрече оформляли игольницы. Дети получили домашнее задание: украсить игольницы бисером, либо мехом по желанию. 

7 декабря состоялась 3 встреча. Детям была показана хантыйская сказка «Почему у зайца уши длинные». (Обратите внимание, что сказку показывает не одна И.И., а с помощницей, она также в костюме народов севера.) Затем ребята украшали варежку из фетра, орнаментом «Заячьи уши». 18 января состоится уже 4 заседание клуба.

Также мы сотрудничаем с детской библиотекой, в декабре рисовали куклу «Акань». Галина Николаевна провела экскурсию, затем предложила ребятам поучаствовать в театрализованной постановке сказки народов севера. Далее дети раскрасили хантыйскую куклу.

Воспитательно-образовательный процесс активно включаются родители воспитанников, так в октябре 2019 г. прошла встреча с интересными людьми - представителем коренных народов севера. Дарья Ивановна – бабушка одного из воспитанников показала детям одежду с орнаментами, поиграла в игры, пела песни, рассказала о своем детстве. Также она принесла небольшую коллекцию изделий, вышитых бисером, рассказала об орнаментах народов ханты и манси. Значимость данного мероприятия состояла в том, что Дарья Ивановна знакомила детей с мансийским языком и дети заучивали простейшие слова и даже считали до 10. Работа детей в группе, совместно с воспитателем: это составление коллажа о Югре, выполнение коллективной аппликации, а также рисунки детей с изображением природы родного края.

Пополнилась предметно развивающая среда, но так как проект еще в процессе, то к концу года наш мини - музей еще пополнится.

Презентацией (итогом) проекта «Югра мой край родной» станет участие в городском празднике «Вороний день», где дети подготовят выставку своих работ, будут участвовать в квест-игре.

Результат работы:

- у детей расширились представления о жизни, традициях и культуре народов севера.

- Проект позволил сформировать у них такие черты характера, как активность, инициативность, стремление и желание к получению новых знаний, которые помогут детям стать патриотами и гражданами своей малой родины; у детей развиваются социальный и эмоциональный интеллект, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

- Обновилась и пополнилась развивающая предметно-пространственная среда (макеты, коллажи, панно, дидактические игры, коллекции, мини-музеи);

- Дети научились проявлять творческую активность в познании окружающего мира и реализовать свои творческие способности;

- Повысилась активность участия родителей в воспитательно-образовательном процессе с 82% до 94%;

- Расширились познавательные интересы (усвоение программы с 49 % до 72 %)

- У детей развивается детская инициатива, успешная социализация и коммуникация;

- Сотрудничество с социальными партнерами вышло на новый качественный уровень.

- Участие в конкурсах различного уровня.

Имя ребенка конкурс результат
Насибуллин Захар Всероссийский открытый конкурс фотографий «Зимушка -зима» 1 место, грамота
Соловьева Мария Всероссийский открытый конкурс рисунков «Осенние краски» категория «Юные художники» 2 место, грамота
Костина София Всероссийский открытый конкурс поделок «Осенние фантазии» категория «Оригинальная поделка» 1 место, диплом
Мульнючкин Денис Районный конкурс «Забавные щебетунчики», номинация индивидуальная работа. 1 место, диплом
Костина Софья Открытый районный конкурс художественного чтения «Синяя птица» 3 место, грамота
Соловьева Мария Региональный конкурс -«Моя Югра» номинация «Пусть всегда будет мама!» 1 место, диплом
Мульнючкин Денис Региональный конкурс -«Моя Югра» номинация «День космонавтики» «Макет солнечной системы» 1 место, диплом

Трансляция опыта:

- 1 место в районном конкурсе «Лучший проект» в рамках заседания районного методического объединения «Школа молодого педагога» среди молодых педагогов дошкольных образовательных организаций Советского района, 2016 год.

- 1 место в региональном конкурсе «Моя Югра», номинация «Педагогический проект», 2017 г.

- 3 место в международном профессиональном конкурсе «Лучший проект педагога». Педагогический проект по социально - коммуникативному развитию детей «В гостях у дедушки Корнея» 2017год.

- Участие в районном конкурсе «Есть идея», номинация «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда», 2019 год.

- Трансляция опыта в средствах массовой информации (сайты: образовательной организации, музея и истории и ремесел; Маам.ру; школлеги, портал педагога).



Новые публикации

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Лес. Грибы, ягоды» Цель: формировать представление о растениях леса: грибах и...

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...

Спортивный праздник «Зимушка-зима»

Спортивный праздник «Зимушка-зима» (Средняя группа) Ход мероприятия: 1-й ребёнок С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые снежинки. 2-й ребёнок Нужно глубоко вздохнуть, Чтобы на снежинку нам...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Голубь мира». Пластилинография

Конспект образовательной деятельности «Голубь мира». Пластилинография (Старший дошкольный возраст) Приоритетная область: «Художественно – эстетическое развитие». Цель: Формировать представление о празднике День победы, символах...

Педагогический проект «Ёлочка»

Педагогический проект «Ёлочка»

Дети и гаджеты. Работа с родителями, первая группа младшего возраста

Дети и гаджеты. Работа с родителями, первая группа младшего возраста В наш век цифровых технологий мы свыклись, смирились с тем, что телефоны...

Читайте также

Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста 1. Грамматический строй родного языка; значение его усвоения для развития ребенка Грамматический строй речи...

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Празднование Дня пожилого человека

Празднование Дня пожилого человека





В блогах

День защитника Отечества

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. Сценарий праздника для детей средней группы Звучит музыка. В зал входят дети и становятся полукругом у центральной стены. Ведущий: Сегодня все мамы и девочки знают, Что пап и мальчишек они поздравляют – Ведь праздник февральский всегда для...

ООД Познавательное развитие в старшей группе. Тема: «Что у нас под ногами»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития. Задачи: создать условия для: - знакомства детей с некоторыми свойствами камней; - обучения видеть необычное в обычном; - развития речевой и познавательной активности, умения делать выводы, умозаключения. Ход Воспитатель: Мне передали письмо...

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» младшая группа

  СИСТЕМЕ РАБОТЫ   Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»  младшая группа Воспитатель Лисогурская Марина Владимировна 2021 – 2022 учебного года Информационная справка. Ф.И.О. : Лисогурская Марина Владимировна Занимаемая должность : воспитатель...

Особенности развития и формирования памяти у детей

Особенности развития и формирования памяти у детей. Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими...