Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Актуальность:
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуально по целому ряду причин:
во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его – в этом ему помогаем мы, воспитатели.
Проблема развития познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Нашему обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. И я задумалась. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у детей научить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения
На мой взгляд, для достижения этих целей применим метод проектов. Основная задача этого метода – научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.
Над этой темой я работаю с 2016 г.
Цель педагогической темы: Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающим мире;
- развивать творческие способности детей, воображение, мышление;
- развивать речевую активность детей;
- формировать умения презентовать продукт своей творческой деятельности;
- вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Принципы построения проекта:
- принцип историзма - реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);
- принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия: любовь и уважительное отношение к родному краю, Отечеству;
- принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.;
- принцип интегративности - реализуется в сотрудничестве с детьми, семьёй, педагогами детского сада, социальными партнерами.
Наиболее эффективные формы работы:
Беседы с детьми; чтение художественной литературы; экскурсии (на почту, в музей, библиотеку); просмотр видео, презентаций; творческие мастерские; встречи с интересными людьми;
организация детско-родительского клуба; мастер-классы с родителями.
При реализации проектов я сотрудничаю с несколькими социальными партнерами: МБУК «Межпоселенческая библиотека Советского района; МБУК «Музей истории и ремесел Советского района»; Мини-зоопарк центра «Созвездия»;Школа искусств.
За время работы над темой, я разработала несколько проектов.
«В гостях у дедушки Корнея»;«Ловкие пальчики»;«Игрушки деревянные - любимые, желанные»;«От зернышка до хлебушка»;
«Моя семья»;«Мост дружбы детей города Советский и города Рязань»;«Югра – наш край родной».
Я предполагаю, что системная работа по данному направлению позволит: развивать критическое мышление, внимание, память. Развивать познавательные, творческие способностей детей, коммуникативные навыки. Развивать детскую любознательность, инициативу, самостоятельность. Достичь качественных результатов в работе и при выпуске воспитанников в школу.
Новизна: применении в работе с детьми инновационных технологий: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, «Музейная педагогика»; организация детского - родительского клуба «Юрт».
Проект «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань»
Цель: Развитие заинтересованности и любознательности детей старшего дошкольного возраста через общение со сверстниками других городов.
Задачи:
способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; познакомить с городами и народами России; национальными традициями, основными историческими событиями, великими людьми разных городов России; развивать коммуникативные способности, детскую инициативу, творческие способности; воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.
Срок реализации: 2 месяца.
Я впервые решила поучаствовать в «Посткроссинге». Подтолкнуло меня на участие в данном проекте - статья Светланы Анатольевны Алешиной из города Рязань. Читая ее и просматривая фотоотчёт, я задумалась, а почему бы и нам с детьми не написать письмо в группу «Звездочка».
Для начала я написала Светлане Анатольевне, познакомившись немного заочно, обменялись адресами. На электронную почту Светлана Анатольевна выслала несколько видео о своем городе. После просмотра видео, дети стали спрашивать: а что мы можем рассказать о нашем городе? Эта тема настолько заинтересовала ребят, что каждому хотелось чем-то поделиться. Для начала мы обсудили, что же мы можем рассказать ребятам о нашем городе своим сверстникам из г. Рязань? Так возник проект на тему «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань»
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ | УЧАСТНИКИ | РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) |
1 | Беседа с родителями воспитанников на тему: «Посткроссинг - что это?» (ознакомление родителей с проектом) | Май 2019 г. | Родители воспитанников | Папка-передвижка «Посткроссинг - что это?» в приемной групповой; индивидуальные беседы с родителями |
2 | Просмотр видеоролика «Наш город Рязань» от детей МАДОУ д/с «Теремок», старшей группы «Звездочки» (формулировка вопроса перед детьми «Что мы можем рассказать о нашем городе Советский»?) | Май 2019 г. | Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский, Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Тополек» г. Рязань |
- Видеоролик «Наш город Рязань»; - Карта с флажками (город Рязань и город Советский) |
3 | Беседа «Что я знаю о своем городе Советский», составление описательных рассказов на тему: «Улицы нашего города», «Знакомьтесь, детский сад «Малышок» | Май 2019 г. | Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский, родители воспитанников |
- Презентация «Достопримечательности города Советский»; |
4 | Экскурсии по улицам города Советский; Экскурсия по детскому саду «Малышок» с фоторепортажем. |
Май 2019 | Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский, родители воспитанников |
- Альбом с фотографиями: «Достопримечательности города Советский», «Знакомьтесь, детский сад «Малышок» |
5 | - Беседа с просмотром презентации на тему: «Путешествие письма; - Беседа с просмотром презентации на тему: «История открытки»; - Выставка «Советские праздники в открытках»; - Чтение худ. литературы о работе почты; - Рассматривание коллекции марок, открыток, конвертов; - Сюжетно-ролевая игра «Почта» |
Май 2019 г. | Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский, родители воспитанников |
- Экскурсия на почту (знакомство с работой почты, профессией почтальон); - Альбом с иллюстрациями, энциклопедия об истории почты; - Подборка художественной литературы; - Коллекция марок, открыток, конвертов; |
6 | Составление текстов послания детям в группу «Звездочки» детского сада «Теремок» г. Рязань | Май 2019 г. | Воспитанники, Родители воспитанников | Письма, открытки |
7 | Творческая мастерская «Подарки детям детского сада «Теремок», группы «Звездочка».Творческая мастерская «Мой любимый город Советский» | Май 2019 г. | Воспитанники МАДОУ д/с «Малышок» | Альбом с рисунками детей |
8 | Акция «Подарок другу» | Май 2019 г. | Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский, родители воспитанников |
Детские книги, поделки детского творчества, рисунки, сувениры о городе Советский, магниты с изображением города Советский, раскраски о правилах дорожного движения. |
9 | Экскурсия на почту «Отправление посылки и писем детям детского сада «Теремок» г. Рязань | Май 2019 г. | Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский, родители воспитанников |
Альбом с фотографиями |
10 | - Чтение писем от детей г. Рязань, МАДОУ д/с «Теремок», старшей группы «Звездочки» -Беседа о городе Рязань и выставка альбомов, писем, книг С. Есенина, коллекции открыток. |
сентябрь – 2019 г. | Воспитанники, Родители воспитанников | Выставка в приемной -Составление фотоколлажа. -Фотоотчеты о полученных письмах в социальных сетях. |
11. | Выступление на родительском собрании «Мы – участники проекта «Посткроссинг!». Поощрение наиболее активных участников проекта из числа родителей. |
сентябрь - 2019г. | Родители воспитанников | Презентация «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань» |
Результат работы:
- Проект на практике показал очень высокий воспитательный, обучающий, развивающий эффект развития детей старшего дошкольного возраста. Дети были инициаторами в создании подарков, в составлении писем. По инициативе детей осуществлялся выбор экскурсий. В дальнейшем, исходя из инициативы и интересов детей, узнать о каком либо городе, мы обязательно продолжим работу в этом направлении.
- Родители стали активными участниками в реализации проекта, пополняли развивающую предметно-пространственную среду, готовили подарки-сувениры, совместно с детьми посещали экскурсии.
- Проект явился востребованным среди воспитанников, педагогов и родителей. Надеемся, что проект будет успешно реализовываться педагогами нашего детского сада и в дальнейшем к участникам присоединятся новые города и страны.
Проект на тему «Югра – наш край родной»
Целью данного проекта является - формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям, культуре и жизни народов севера, патриотических чувств к малой родине на основе изучения природы, традиций и культуры наследия нашего края.
Задачи:
- познакомить детей старшего дошкольного возраста с жизнью, традициями и культурой народов севера (ханты и манси) через подвижные игры, беседы, рассказы, сказки, народный фольклор; расширить знания детей о разнообразии сибирской природы;
- развивать у детей коммуникативные навыки с взрослыми и сверстниками; развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности;
- воспитывать у детей интерес и уважение к обычаям, труду, культуре народов севера.
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ | УЧАСТНИКИ | РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) |
1. |
Занятия на тему:
1. «Город, в котором мы живём» с просмотром презентации; 2. «Край, в котором мы живём – мы Югорией зовём»; 3. «Моя малая родина» 4. «Достопримечательности г. Советский» 5. «Откуда пришла кукла Акань?» |
Октябрь – декабрь 2019 г. | Дети, Воспитатели. Библиотекарь |
Конспекты бесед Презентация Фотоальбом «Советский – город мой!» |
2. |
Беседы на темы:
1. «А знаете ли вы, что означает название «ханты?»; 2. «Что такое чум?»; 3. «Какими промыслами занимаются коренные народы Югры?»; 4. «Главный промысел народов ханты и манси»; 5. «Звали меня югорцем, землю мою – Югрой»; 6. «Национальная одежда народов ханты и манси». |
Сентябрь 2019 г.- декабрь 2020 г. | Дети, Музей истории и ремёсел Советского района», Детская межпоселенческая библиотека |
Конспекты бесед, Фотоматериал, фотоальбомы |
3. |
Познавательные занятия детско-родительского клуба «ЮРТ» в музее истории и ремёсел:
1. «Орнаменты и бисероплетение народов ханты и манси». 2.«Рыбы в орнаментах обских угров: щучьи зубы»; 3. «Животные в орнаментах обских угров: короткий след соболя»; 4. «Животные в орнаментах обских угров: зячьи ушки»; 5. «Красота северных узоров». «Подвеска «Птица-хранительница сна» «Подвеска с орнаментом «Береза», «Тутчан» «Футляр для флешки с орнаментом «Человек» «Футляр для ручки с орнаментом «Щучьи зубы» Тема занятия «Ворона» |
Октябрь 2019 г. - апрель 2020 г. | Дети, Родители, Воспитатели |
Фото-видеоматериалы «Клубный час», размещённые на сайте Музея истории и ремёсел, странице группы «Улыбка» сайта д/с. Выставка детско-родительских работ на темы: оберег, игольница с орнаментом «Короткий след соболя», варежка на ёлку с орнаментом «Заячьи ушки», народная кукла «Акань» из лоскутков ткани, подвеска, футляр для телефона, футляр для ручек с орнаментом «Щучьи зубы», панно «Глухарка». |
4 |
Экскурсии:
«Экологическая тропа детского сада» «В библиотеку»; «Природа заповедника Малая Сосьва»; К памятнику «Наказ матери» (возложение цветов); «Улицы нашего города»; «Осенний парк»; «Зимний парк»; «Музей истории и ремёсел». |
В течение года | Дети, Детская межпоселенческая библиотека, Музей Малая Сосьва, Музей истории и ремесел. |
Фото-видеоматериалы, Фотоальбом «Достопримечательности родного города», Природный материал для изготовления поделок, Видеоролик «Интересные встречи» по взаимодействию с соц.партнерами. |
5. |
Выставки рисунков:
«Хантыйские узоры» ;«Я рисую свой край»; «Шубка для девочки хантыйки»»; Народная кукла «акань». |
Сентябрь – март | Дети, Воспитатели, Детская межпоселенческая библиотека. |
Фотоматериал, альбомы с рисунками детей. |
6. |
Создание макета:
«Мансийский чум» |
Октябрь 2019 г. - февраль 2020 г. | Родители, Дети. |
Макет «Чум» |
7 | Сюжетно – ролевая игра «»; Игровая деятельность с макетом чума |
Февраль – май 2020 г. | Дети Воспитатели |
Пополнение РППС игровым материалом |
8 | Информационно - познавательный занятие «Край, в котором я живу» к Дню рождения округа. | Декабрь 2019 г. | Дети, Детская межпоселенческая библиотека. | Фото-видеоматериалы |
9 |
Творческая мастерская
Изготовление коллажа «Я живу в Югре»; Рисование «Животные и птицы заповедника «Малая Сосьва»; Открытка к Дню рождения округа; . Изготовление гвоздик и возложение к памятнику А. Бузина; |
В течение года | Дети Воспитатели, Музей истории и ремесел. |
Фотоматериал, коллажи, альбомы с рисунками детей, поделки детей. |
10. |
Работа с картами:
«Путешествие по улицам и достопримечательностям города Советский»; «Путешествие по Советскому району»; «Путешествие по нашему округу». |
Сентябрь 2019 г.- март 2020 г. | Дети Воспитатели |
Карта города Советский, Советского района, ХМАО. |
Срок реализации проекта: 1 год (с сентября 2019 года по апрель 2020 г.) Социальными партнёрами нашего проекта являются: МБУК «Музей истории и ремёсел Советского района», Детская межпоселенческая библиотека, Детская школа искусств, мини-зоопарк Центра «Созвездие».
Для того чтобы закрепить знания детей о родном крае – ХМАО - Югра и пробудить у детей интерес и любовь к родному краю не только у детей, но и родителей воспитанников был организован клуб «Юрт». Один раз в месяц, в субботу, мы с группой детей посещаем занятия в музее истории и ремесел. Сотрудничаем мы с Ириной Игоревной Барановой, Клуб называется «Юрт», что в переводе означает - друг. Первая наша встреча состоялась 12 октября 2019 г. Ирина Игоревна провела ознакомительную беседу и экскурсию по музею.(как выяснилось многие дети и их родители были впервые в музее Советского ). Так вот, И.И. рассказала много интересного о быте и народах нашего края. Познакомила детей с интересным музыкальным инструментом «Варган». Далее, дети изготовили подвески с орнаментом "Глухарка"- птица хранительница сна младенца.
2 ноября состоялась наша вторая встреча в музее истории и ремесел. В этот раз к нам присоединились еще ребята, и пришли они не одни, а с бабушками и мамами. Ирина Игоревна, она рассказала новым ребятам о правилах поведения в музее и проводила нас в мастерскую. Тема нашей встречи: игольница с орнаментом «Короткий след соболя». Началась встреча с загадок о животных нашего края, затем детям раздали картинки с изображением их следов. На этой встрече оформляли игольницы. Дети получили домашнее задание: украсить игольницы бисером, либо мехом по желанию.
7 декабря состоялась 3 встреча. Детям была показана хантыйская сказка «Почему у зайца уши длинные». (Обратите внимание, что сказку показывает не одна И.И., а с помощницей, она также в костюме народов севера.) Затем ребята украшали варежку из фетра, орнаментом «Заячьи уши». 18 января состоится уже 4 заседание клуба.
Также мы сотрудничаем с детской библиотекой, в декабре рисовали куклу «Акань». Галина Николаевна провела экскурсию, затем предложила ребятам поучаствовать в театрализованной постановке сказки народов севера. Далее дети раскрасили хантыйскую куклу.
Воспитательно-образовательный процесс активно включаются родители воспитанников, так в октябре 2019 г. прошла встреча с интересными людьми - представителем коренных народов севера. Дарья Ивановна – бабушка одного из воспитанников показала детям одежду с орнаментами, поиграла в игры, пела песни, рассказала о своем детстве. Также она принесла небольшую коллекцию изделий, вышитых бисером, рассказала об орнаментах народов ханты и манси. Значимость данного мероприятия состояла в том, что Дарья Ивановна знакомила детей с мансийским языком и дети заучивали простейшие слова и даже считали до 10. Работа детей в группе, совместно с воспитателем: это составление коллажа о Югре, выполнение коллективной аппликации, а также рисунки детей с изображением природы родного края.
Пополнилась предметно развивающая среда, но так как проект еще в процессе, то к концу года наш мини - музей еще пополнится.
Презентацией (итогом) проекта «Югра мой край родной» станет участие в городском празднике «Вороний день», где дети подготовят выставку своих работ, будут участвовать в квест-игре.
Результат работы:
- у детей расширились представления о жизни, традициях и культуре народов севера.
- Проект позволил сформировать у них такие черты характера, как активность, инициативность, стремление и желание к получению новых знаний, которые помогут детям стать патриотами и гражданами своей малой родины; у детей развиваются социальный и эмоциональный интеллект, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Обновилась и пополнилась развивающая предметно-пространственная среда (макеты, коллажи, панно, дидактические игры, коллекции, мини-музеи);
- Дети научились проявлять творческую активность в познании окружающего мира и реализовать свои творческие способности;
- Повысилась активность участия родителей в воспитательно-образовательном процессе с 82% до 94%;
- Расширились познавательные интересы (усвоение программы с 49 % до 72 %)
- У детей развивается детская инициатива, успешная социализация и коммуникация;
- Сотрудничество с социальными партнерами вышло на новый качественный уровень.
- Участие в конкурсах различного уровня.
Имя ребенка | конкурс | результат |
Насибуллин Захар | Всероссийский открытый конкурс фотографий «Зимушка -зима» | 1 место, грамота |
Соловьева Мария | Всероссийский открытый конкурс рисунков «Осенние краски» категория «Юные художники» | 2 место, грамота |
Костина София | Всероссийский открытый конкурс поделок «Осенние фантазии» категория «Оригинальная поделка» | 1 место, диплом |
Мульнючкин Денис | Районный конкурс «Забавные щебетунчики», номинация индивидуальная работа. | 1 место, диплом |
Костина Софья | Открытый районный конкурс художественного чтения «Синяя птица» | 3 место, грамота |
Соловьева Мария | Региональный конкурс -«Моя Югра» номинация «Пусть всегда будет мама!» | 1 место, диплом |
Мульнючкин Денис | Региональный конкурс -«Моя Югра» номинация «День космонавтики» «Макет солнечной системы» | 1 место, диплом |
Трансляция опыта:
- 1 место в районном конкурсе «Лучший проект» в рамках заседания районного методического объединения «Школа молодого педагога» среди молодых педагогов дошкольных образовательных организаций Советского района, 2016 год.
- 1 место в региональном конкурсе «Моя Югра», номинация «Педагогический проект», 2017 г.
- 3 место в международном профессиональном конкурсе «Лучший проект педагога». Педагогический проект по социально - коммуникативному развитию детей «В гостях у дедушки Корнея» 2017год.
- Участие в районном конкурсе «Есть идея», номинация «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда», 2019 год.
- Трансляция опыта в средствах массовой информации (сайты: образовательной организации, музея и истории и ремесел; Маам.ру; школлеги, портал педагога).
Читайте также |
---|
Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях…
Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях отсутствия инструктора по физической культуре В общей системе образовательной деятельности детского...
Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс…
Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс адаптации к саду наиболее мягким? Как вести себя родителям, что...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ. Тема…
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ Тема «Дикие животные» Возрастная группа 4-5 лет. Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение...