Опыт работы по развитию детской инициативы детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в проектной деятельности
Проект «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань»
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: май 2019 г.
Участники проекта: воспитанники МАДОУ д/с «Малышок», группа «Улыбка»; педагоги МАДОУ д/с «Малышок», родители воспитанников группы «Улыбка» + воспитанники и педагоги детских садов России.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Необходимые материалы/оборудование для реализации проекта:
Карта ХМАО-Югры, карта России, открытки, конверты с марками по России, проектор или ТВ с USB-выходом, ноутбук.
Ключевая идея проекта: Пишите письма, ищите друзей по переписке, узнавайте много нового о других городах и странах.
Актуальность проекта:
Дружат дети на планете,
Ты со мной, а я с тобой.
Кружит наши песни ветер
Над планетой голубой!
Если громко засмеёмся,
Вот весёлый будет смех!
Если за руки возьмёмся,
Хватит радости для всех!
Дружат дети на планете,
Звонкой, юной, как весна.
И одно нам солнце светит,
И земля у нас одна!
М. Пляцковский.
Какая большая, величественная и красивая наша родная страна – Россия! Но как мало мы о ней знаем, как мало ей интересуемся. Замечательно, что сегодня в детских садах много уделяют внимание патриотическому воспитанию дошкольников: много говорится о семье – основе патриотизма, о малой родине – родном крае, городе, селе. Но также важно прививать детям любовь, уважение и гордость к родной стране, к России – самой большой стране на Земле, к самой многонациональной стране, к стране с богатейшими природными ресурсами, к стране, давшей миру величайших писателей, поэтов, художников, музыкантов…
Основы этих знаний о своей стране можно и нужно давать детям старшего дошкольного возраста. Изучая страну, детей можно легко и увлекательно познакомить с основами географии: познакомить с понятиями «географии», «карта»; с обозначениями на карте городов, областей, рек, озер, морей, гор; с названиями крупных городов и рек России; с культурными традициями народов России и т.д.
Знакомство с родной страной должно проходить для дошкольников в увлекательной форме. А что, если нам не просто познакомиться со страной, но и найти друзей в разных городах России. Современный технический прогресс, электронные письма, смс-сообщения, переписка в социальных сетях. К великому сожалению вытиснилось общение между людьми с помощью эпистолярного жанра: писем, открыток. Но все, кто когда-либо получал «живые» письма, написанные собственной рукой наших близких и знакомых, знают, какое тепло и радость несут с собой эти весточки, с каким нетерпением хочется открыть конверт и прочитать послание в нем. Приучая своих детей к электронным посланиям, мы лишаем их этой радости.
Желание познакомить подрастающее поколение с большой Россией посредством «живой» переписки с такими же дошколятами из других городов нашей страны помогло созданию и организации нового проекта «Посткроссинг между детскими садами России». За основу взят существующий и популярный сегодня во всем мире проект Посткроссинг (проект по обмену открытками между участниками из разных городов), но предполагающий помимо простого получения открытки, другие формы работы:
- работу с картой России;
- дальнейшее общение между детскими садами посредством почтовой переписки;
- получение доступной для детей дошкольного возраста информации о других городах в письмах и презентациях;
- создание подарков, поделок.
Я впервые решила поучаствовать в «Посткроссинге». Подтолкнуло меня на участие в данном проекте - статья Светланы Анатольевны Алешиной из города Рязань. Читая ее и просматривая фотоотчёт, я задумалась, а почему бы и нам с детьми не написать письмо в группу «Звездочка». Для начала я написала Светлане Анатольевне, познакомившись немного заочно, обменялись адресами. На электронную почту Светлана Анатольевна выслала несколько видео о своем городе. После просмотра видео, дети стали спрашивать: а что мы можем рассказать о нашем городе? Эта тема настолько заинтересовала ребят, что каждому хотелось чем-то поделиться. Для начала мы обсудили, что же мы можем рассказать ребятам о нашем городе своим сверстникам из г. Рязань? Так возник проект на тему «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань».
Цель проекта: Развитие заинтересованности и любознательности детей старшего дошкольного возраста через общение со сверстниками других городов.
Задачи проекта:
- способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
- познакомить с городами и народами России; национальными традициями, основными историческими событиями, великими людьми разных городов России;
- развивать коммуникативные способности, детскую инициативу, творческие способности;
- воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с картой России: узнают названия и достопримечательности городов России и т.д.;
- Познакомятся с почтовыми отправлениями (письма, открытки, посылки);
- У детей разовьется социальный и эмоциональный интеллект, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- Создадут коллекцию открыток и подарков, полученных из разных городов России;
- Возрастет уважение и гордость к своей Родине.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Информирование, родителей и детей о предстоящем проекте;
- Поиск и создание базы участников проекта среди детских садов других городов России;
- Планирование и прогнозирование работы по данному проекту (разработка конспектов НОД, бесед, творческих мастерских и т.д.);
- Составление приглашения, рассылка на электронные адреса детских садов России.
Основной этап:
Проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогами, пополнение развивающей предметно-пространственной среды (создание мини-музея).
Заключительный этап:
Презентация проекта:
- Создание видеоролика;
- Организация выставки;
- Родительское собрание;
- Трансляция опыта работы по проекту.
Планирование проекта «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань» в старшей группе «Улыбка» (5-6 лет)
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Участники | Результат (продукт деятельности) |
1. | Беседа с родителями воспитанников на тему: «Посткроссинг - что это?» (ознакомление родителей с проектом) | Май 2019 г. | Родители воспитанников | Папка-передвижка «Посткроссинг - что это?» в приемной групповой; индивидуальные беседы с родителями |
2. | Просмотр видеоролика «Наш город Рязань» от детей МАДОУ д/с «Теремок», старшей группы «Звездочки» (формулировка вопроса перед детьми «Что мы можем рассказать о нашем городе Советский»?) | Май 2019 г. | Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский, Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Тополек» г. Рязань |
- Видеоролик «Наш город Рязань»; - Карта с флажками (город Рязань и город Советский) |
3. | Беседа «Что я знаю о своем городе Советский», составление описательных рассказов на тему: «Улицы нашего города», «Знакомьтесь, детский сад «Малышок» | Май 2019 г. | Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский, родители воспитанников |
- Презентация «Достопримечательности города Советский»; |
4. | Экскурсии по улицам города Советский; Экскурсия по детскому саду «Малышок» с фоторепортажем. |
Май 2019 | Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский, родители воспитанников |
- Альбом с фотографиями: «Достопримечательности города Советский», «Знакомьтесь, детский сад «Малышок» |
5. | - Беседа с просмотром презентации на тему: «Путешествие письма; - Беседа с просмотром презентации на тему: «История открытки»; - Выставка «Советские праздники в открытках»; - Чтение художественной литературы о работе почты; - Рассматривание коллекции марок, открыток, конвертов; - Рассматривание открыток, конвертов; - Сюжетно-ролевая игра «Почта» |
Май 2019 г. | Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский, родители воспитанников |
- Экскурсия на почту (знакомство с работой почты, профессией почтальон); - Альбом с иллюстрациями, энциклопедия об истории почты; - Подборка художественной литературы; - Коллекция марок, открыток, конвертов; |
6. | Составление текстов послания детям в группу «Звездочки» детского сада «Теремок» г. Рязань | Май 2019 г. | Воспитанники, Родители воспитанников | Письма, открытки |
7. | Творческая мастерская «Подарки детям детского сада «Теремок», группы «Звездочка». Творческая мастерская «Мой любимый город Советский» |
Май 2019 г. | Воспитанники МАДОУ д/с «Малышок» | Альбом с рисунками детей |
8. | Акция «Подарок другу» | Май 2019 г. | Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский, родители воспитанников |
Детские книги, поделки детского творчества, рисунки, сувениры о городе Советский, магниты с изображением города Советский, раскраски о правилах дорожного движения. |
9. | Экскурсия на почту «Отправление посылки и писем детям детского сада «Теремок» г. Рязань | Май 2019 г. | Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский, родители воспитанников |
Альбом с фотографиями |
10. | - Чтение писем от детей г. Рязань, МАДОУ д/с «Теремок», старшей группы «Звездочки» - Беседа о городе Рязань и выставка альбомов, писем, книг С. Есенина, коллекции открыток. |
сентябрь – 2019 г. | Воспитанники, Родители воспитанников |
Выставка в приемной - Составление фотоколлажа. - Фотоотчеты о полученных письмах в социальных сетях. |
11. | Выступление на родительском собрании «Мы – участники проекта «Посткроссинг!». Поощрение наиболее активных участников проекта из числа родителей. |
сентябрь - 2019г. | Родители воспитанников | Презентация «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань» |
Вывод:
Проект «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань» заинтересовал педагогов и многие внедрили проект в свою педагогическую деятельность, заинтересовав темой воспитанников и родителей.
Проект на практике показал высокий воспитательный, обучающий, развивающий эффект развития детей старшего дошкольного возраста. В начале проекта и по окончании проводилась беседа-анкетирование с детьми. Полные, правильные ответы на вопросы дали в начале проекта 50% детей, 35% дали неполные ответы, 15% затруднились с ответами. В конце проекта полные правильные ответы на вопросы дали 90% детей, 10% дали неполные, частичные ответы.
Дети были инициаторами в создании подарков, в составлении писем. По инициативе детей осуществлялся выбор экскурсий. В дальнейшем, исходя из инициативы детей, мы обязательно продолжим знакомство со сверстниками из других городов.
Родители стали активными участниками в реализации проекта, пополняли развивающую предметно-пространственную среду, готовили подарки-сувениры, совместно с детьми посещали экскурсии.
Проект явился востребованным среди воспитанников, педагогов и родителей. Актуальность проекта очевидна - это неформальное общение между педагогами и детьми разных городов России с помощью несправедливо забытого эпистолярного жанра имеет большое познавательное и воспитательное нравственно-патриотическое значение.
Надеемся, что проект будет успешно реализовываться педагогами нашего детского сада и в дальнейшем к участникам присоединятся новые города и страны.
Читайте также |
---|
Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!»
Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!» Цель: Создать у детей радостное настроение в движениях и игровых, действиях под музыку...
Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во…
Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Путешествие в лес» Цель: формирование первоначальных представлений о...
Конспект мероприятия для средней и старшей группы «Всемирный день Спасибо»
Конспект мероприятия для средней и старшей группы «Всемирный день Спасибо» Цель: сформировать у детей понятие «вежливое поведение». Задачи: • учить детей выражать свою благодарность...