Опыт работы по развитию детской инициативы детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в проектной деятельности
Проект «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань»

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: май 2019 г.

Участники проекта: воспитанники МАДОУ д/с «Малышок», группа «Улыбка»; педагоги МАДОУ д/с «Малышок», родители воспитанников группы «Улыбка» + воспитанники и педагоги детских садов России.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Необходимые материалы/оборудование для реализации проекта:

Карта ХМАО-Югры, карта России, открытки, конверты с марками по России, проектор или ТВ с USB-выходом, ноутбук.

Ключевая идея проекта: Пишите письма, ищите друзей по переписке, узнавайте много нового о других городах и странах.

Актуальность проекта: 

Дружат дети на планете, 
Ты со мной, а я с тобой. 
Кружит наши песни ветер 
Над планетой голубой! 

Если громко засмеёмся, 
Вот весёлый будет смех! 
Если за руки возьмёмся, 
Хватит радости для всех! 

Дружат дети на планете, 
Звонкой, юной, как весна. 
И одно нам солнце светит, 
И земля у нас одна!

М. Пляцковский.

Какая большая, величественная и красивая наша родная страна – Россия! Но как мало мы о ней знаем, как мало ей интересуемся. Замечательно, что сегодня в детских садах много уделяют внимание патриотическому воспитанию дошкольников: много говорится о семье – основе патриотизма, о малой родине – родном крае, городе, селе. Но также важно прививать детям любовь, уважение и гордость к родной стране, к России – самой большой стране на Земле, к самой многонациональной стране, к стране с богатейшими природными ресурсами, к стране, давшей миру величайших писателей, поэтов, художников, музыкантов…

Основы этих знаний о своей стране можно и нужно давать детям старшего дошкольного возраста. Изучая страну, детей можно легко и увлекательно познакомить с основами географии: познакомить с понятиями «географии», «карта»; с обозначениями на карте городов, областей, рек, озер, морей, гор; с названиями крупных городов и рек России; с культурными традициями народов России и т.д.

Знакомство с родной страной должно проходить для дошкольников в увлекательной форме. А что, если нам не просто познакомиться со страной, но и найти друзей в разных городах России. Современный технический прогресс, электронные письма, смс-сообщения, переписка в социальных сетях. К великому сожалению вытиснилось общение между людьми с помощью эпистолярного жанра: писем, открыток. Но все, кто когда-либо получал «живые» письма, написанные собственной рукой наших близких и знакомых, знают, какое тепло и радость несут с собой эти весточки, с каким нетерпением хочется открыть конверт и прочитать послание в нем. Приучая своих детей к электронным посланиям, мы лишаем их этой радости.

Желание познакомить подрастающее поколение с большой Россией посредством «живой» переписки с такими же дошколятами из других городов нашей страны помогло созданию и организации нового проекта «Посткроссинг между детскими садами России». За основу взят существующий и популярный сегодня во всем мире проект Посткроссинг (проект по обмену открытками между участниками из разных городов), но предполагающий помимо простого получения открытки, другие формы работы:

- работу с картой России;

- дальнейшее общение между детскими садами посредством почтовой переписки;

- получение доступной для детей дошкольного возраста информации о других городах в письмах и презентациях;

- создание подарков, поделок.

Я впервые решила поучаствовать в «Посткроссинге». Подтолкнуло меня на участие в данном проекте - статья Светланы Анатольевны Алешиной из города Рязань. Читая ее и просматривая фотоотчёт, я задумалась, а почему бы и нам с детьми не написать письмо в группу «Звездочка». Для начала я написала Светлане Анатольевне, познакомившись немного заочно, обменялись адресами. На электронную почту Светлана Анатольевна выслала несколько видео о своем городе. После просмотра видео, дети стали спрашивать: а что мы можем рассказать о нашем городе? Эта тема настолько заинтересовала ребят, что каждому хотелось чем-то поделиться. Для начала мы обсудили, что же мы можем рассказать ребятам о нашем городе своим сверстникам из г. Рязань? Так возник проект на тему «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань».

Цель проекта: Развитие заинтересованности и любознательности детей старшего дошкольного возраста через общение со сверстниками других городов.

Задачи проекта: 

  • способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
  • познакомить с городами и народами России; национальными традициями, основными историческими событиями, великими людьми разных городов России;
  • развивать коммуникативные способности, детскую инициативу, творческие способности;
  • воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.

Предполагаемый результат:

  • Дети познакомятся с картой России: узнают названия и достопримечательности городов России и т.д.;
  • Познакомятся с почтовыми отправлениями (письма, открытки, посылки);
  • У детей разовьется социальный и эмоциональный интеллект, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Создадут коллекцию открыток и подарков, полученных из разных городов России;
  • Возрастет уважение и гордость к своей Родине.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • Информирование, родителей и детей о предстоящем проекте;
  • Поиск и создание базы участников проекта среди детских садов других городов России;
  • Планирование и прогнозирование работы по данному проекту (разработка конспектов НОД, бесед, творческих мастерских и т.д.);
  • Составление приглашения, рассылка на электронные адреса детских садов России.

Основной этап:

Проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогами, пополнение развивающей предметно-пространственной среды (создание мини-музея).

Заключительный этап:

Презентация проекта:

- Создание видеоролика;

- Организация выставки;

- Родительское собрание;

- Трансляция опыта работы по проекту.

Планирование проекта «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань» в старшей группе «Улыбка» (5-6 лет)

№ п/п Мероприятия Сроки Участники Результат (продукт деятельности)
1. Беседа с родителями воспитанников на тему: «Посткроссинг - что это?» (ознакомление родителей с проектом) Май 2019 г. Родители воспитанников Папка-передвижка «Посткроссинг - что это?» в приемной групповой;
индивидуальные беседы с родителями
2. Просмотр видеоролика «Наш город Рязань» от детей МАДОУ д/с «Теремок», старшей группы «Звездочки» (формулировка вопроса перед детьми «Что мы можем рассказать о нашем городе Советский»?) Май 2019 г. Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский,
Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Тополек» г. Рязань
- Видеоролик «Наш город Рязань»;
- Карта с флажками (город Рязань и город Советский)
3. Беседа «Что я знаю о своем городе Советский», составление описательных рассказов на тему: «Улицы нашего города», «Знакомьтесь, детский сад «Малышок» Май 2019 г. Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский,
родители воспитанников
- Презентация «Достопримечательности города Советский»;
4. Экскурсии по улицам города Советский;
Экскурсия по детскому саду «Малышок» с фоторепортажем.
Май 2019 Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский,
родители воспитанников
- Альбом с фотографиями: «Достопримечательности города Советский», «Знакомьтесь, детский сад «Малышок»
5. - Беседа с просмотром презентации на тему: «Путешествие письма;
- Беседа с просмотром презентации на тему: «История открытки»;
- Выставка «Советские праздники в открытках»;
- Чтение художественной литературы о работе почты;
- Рассматривание коллекции марок, открыток, конвертов;
- Рассматривание открыток, конвертов;
- Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Май 2019 г. Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский,
родители воспитанников
- Экскурсия на почту (знакомство с работой почты, профессией почтальон);
- Альбом с иллюстрациями, энциклопедия об истории почты;
- Подборка художественной литературы;
- Коллекция марок, открыток, конвертов;
6. Составление текстов послания детям в группу «Звездочки» детского сада «Теремок» г. Рязань Май 2019 г. Воспитанники, Родители воспитанников Письма, открытки
7. Творческая мастерская «Подарки детям детского сада «Теремок», группы «Звездочка».
Творческая мастерская «Мой любимый город Советский»
Май 2019 г. Воспитанники МАДОУ д/с «Малышок» Альбом с рисунками детей
8. Акция «Подарок другу» Май 2019 г. Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский,
родители воспитанников
Детские книги, поделки детского творчества, рисунки, сувениры о городе Советский, магниты с изображением города Советский, раскраски о правилах дорожного движения.
9. Экскурсия на почту «Отправление посылки и писем детям детского сада «Теремок» г. Рязань Май 2019 г. Дети и воспитатели МАДОУ д/с «Малышок» г. Советский,
родители воспитанников
Альбом с фотографиями
10. - Чтение писем от детей г. Рязань, МАДОУ д/с «Теремок», старшей группы «Звездочки»

- Беседа о городе Рязань и выставка альбомов, писем, книг С. Есенина, коллекции открыток.

сентябрь – 2019 г. Воспитанники, Родители воспитанников

Выставка в приемной

- Составление фотоколлажа.

- Фотоотчеты о полученных письмах в социальных сетях.
11. Выступление на родительском собрании «Мы – участники проекта «Посткроссинг!».
Поощрение наиболее активных участников проекта из числа родителей.
сентябрь - 2019г. Родители воспитанников Презентация «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань»


Вывод:

Проект «Мост дружбы детей города Советский и города Рязань» заинтересовал педагогов и многие внедрили проект в свою педагогическую деятельность, заинтересовав темой воспитанников и родителей.

Проект на практике показал высокий воспитательный, обучающий, развивающий эффект развития детей старшего дошкольного возраста. В начале проекта и по окончании проводилась беседа-анкетирование с детьми. Полные, правильные ответы на вопросы дали в начале проекта 50% детей, 35% дали неполные ответы, 15% затруднились с ответами. В конце проекта полные правильные ответы на вопросы дали 90% детей, 10% дали неполные, частичные ответы.

Дети были инициаторами в создании подарков, в составлении писем. По инициативе детей осуществлялся выбор экскурсий. В дальнейшем, исходя из инициативы детей, мы обязательно продолжим знакомство со сверстниками из других городов.

Родители стали активными участниками в реализации проекта, пополняли развивающую предметно-пространственную среду, готовили подарки-сувениры, совместно с детьми посещали экскурсии.

Проект явился востребованным среди воспитанников, педагогов и родителей. Актуальность проекта очевидна - это неформальное общение между педагогами и детьми разных городов России с помощью несправедливо забытого эпистолярного жанра имеет большое познавательное и воспитательное нравственно-патриотическое значение.

Надеемся, что проект будет успешно реализовываться педагогами нашего детского сада и в дальнейшем к участникам присоединятся новые города и страны.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!»

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!» Цель: Создать у детей радостное настроение в движениях и игровых, действиях под музыку...

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во…

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Путешествие в лес» Цель: формирование первоначальных представлений о...

Конспект мероприятия для средней и старшей группы «Всемирный день Спасибо»

Конспект мероприятия для средней и старшей группы «Всемирный день Спасибо» Цель: сформировать у детей понятие «вежливое поведение».  Задачи: • учить детей выражать свою благодарность...

Читайте также

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки…

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки для матрёшки» Программное содержание: - развивать мышление; - учить различать один, много, маленький, большой; -...