Формирование навыков измерительной деятельности у детей 6 лет в сюжетных играх с математическим содержанием

Обучению дошкольников шести лет основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Одним из важных аспектов математического развития дошкольников является умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов. Выделение величины как свойства предметов, обозначение этого свойства словом оказывает влияние на развитие мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, обобщение) и на их основе позволяет понять каждый предмет в отдельности, а также понять отношения между предметами. В результате этого понимания и формируются знания об окружающем мире.

Формирование элементарных математических представлений о величине предмета, овладение умением сравнивать предметы по размеру на основе использования приемов наложения и приложения, глазомера, измерительной деятельности является базой для успешного обучения в школе и служит средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Исследование проходилось на базе ГБОУ Школа №875 с детьми двух старших групп, с одинаковым количественным составом (по 24 человек).

Дети были разделены на две подгруппы: контрольная и экспериментальная. При проведении экспериментальной работы дети находились в равных условиях.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов:

Подготовительный этап - проведение констатирующего эксперимента с целью выявления имеющего уровня развития детей сформированности приемов измерительной деятельности.

Основной этап - формирующий эксперимент, цель которого развитие и совершенствование развитие навыков измерительной деятельности.

Заключительный этап - на основе констатирующего (контрольного) эксперимента установить изменения в имеющемся уровне развития детей и оценка эффективности проведенной работы.

Для выявления представлений детей о величине предметов, овладение предметов по размеру была использована серия диагностических заданий З.А. Михайловой.

5 лент разной длины, одна лента предъявлялась для образца. Необходимо было найти из 5 лент одну, соответствующую по длине образцу.

Нужно было составить из 3 палочек треугольник, взять 6 палочек и построить из них еще один треугольник. Что ты можешь сказать об этих треугольниках? (Первый треугольник меньше второго, второй больше первого). Можно ли построить третий треугольник больше второго. Что для этого нужно сделать? Посмотри внимательно на эти треугольники. Чем они похожи, чем они отличаются? Помочь детям сформулировать вывод: в каждом последующем треугольнике сторона длиннее на одну палочку, а в каждом предыдущем - короче на одну палочку.

По аналогии предложили построить квадрат с увеличивающейся стороной, прямоугольник с увеличивающейся длиной и шириной.

На формирующем этапе мы использовали игры для совершенствования у детей полученных умений и навыков, предложенные Т.И. Ерофеевой, направленные на развитие представлений детей о величине предметов:

Игра «Достань мяч». Перед детьми создастся проблемная ситуация: необходимо достать мяч с высокого шкафа.

Игра «Помоги гномам найти клад». Перед детьми создается проблемная ситуация, в которой необходимо сравнить предметы путем измерения. Подробнее описание игры дано в приложении.

Игра «Сними кошку с дерева». Дети упражняются в измерении предметов меркой.

На контрольном этапе экспериментальной работы использовались те же диагностические задания, что и на подготовительном. После проведения контрольного диагностическою исследования были получены следующие результаты.

В экспериментальной группе задание на последовательность предметов по заданному условию 95 % детей выполнили на высоком уровне, 5 % детей на среднем уровне, низкого уровня нет. Задание на поиск пропущенного элемента 93 % детей выполнили на высоком уровне, 7 % - на среднем уровне, на низком уровне задание не выполнил никто.

Контрольный эксперимент выявил рост всех показателей в экспериментальной группе. Следовательно, это доказывает, что проведенная нами работа с детьми, а именно: последовательное и систематическое обучение детей способам расположения предметов по размеру, использование системы игровых упражнений, дидактических игр, игр и упражнений с палочками Кюизенера, актуализация полученных умений в продуктивной и трудовой деятельности - показала свою эффективность.

Результаты контрольного эксперимента показывают, что задачи на развитие у детей умения выполнять последовательность и расположение предметов по размеру, были решены успешно.

 

Список литературы:

1. Аванесов, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника /под ред. Н.Н. Подьякова. - М.: 2013. -263с.

2. Амонашвили, Ш.А. В школу – с шести лет / Ш.А. Амонашвили – М.: 2012.- 172с.

3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. / А.В. Белошистая - М.: ВЛАДОС, 2013.- 400с.

4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду/ А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 2015.-175с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект «Как ходят деревья»

Экологический проект «Как ходят деревья» Актуальность Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях...

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается...

Читайте также

Способы работы над формированием устной речи

Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного…

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное…

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество Дошкольный возраст – важный период, когда формируется личность и...