Сообщение из опыта работы с детьми 4-5 лет на тему: «Проектная деятельность как средство партнерского взаимодействия образовательной организации с семьёй»

На сегодняшний день обновление системы дошкольного образования требует улучшения его качества, и это во многом зависит от согласованности действий семьи и образовательной организации. Положительный результат достигается только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Конструктивное взаимодействия с семьей - важнейшее условие целостного развития личности ребенка, поэтому необходимо использовать в своей работе современные интерактивные формы для организации образовательного процесса, где родители становятся его непосредственными участниками.

Осуществлению данной задачи в полной мере способствует проектная деятельность, как одна из современных педагогических технологий. Проводимые совместно с родителями проекты приобретают всё большую популярность в ДОУ. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Таким образом, учитывая все преимущества «метода проекта», решили применить его в своей деятельности с родителями.

Определили цель работы: вовлечение родителей в совместную деятельность для создания единого образовательного пространства посредством проектной деятельности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • Оказывать практическую и теоретическую помощь родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.
  • Развивать познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки общения, эмоционально-мотивационную сферу всех участников проекта.
  • Содействовать гармонизации отношений между взрослыми и детьми.

С целью вовлечения родителей в совместную проектную деятельность, выяснения образовательных потребностей и интересов родителей, установления контакта с её членами и для согласования воспитательных воздействий на ребенка, начали свою работу с ознакомления родителей на родительском собрании с проектной деятельностью, её структурой и реализацией, эффективностью использования в работе с дошкольниками. На основе положительных отзывов (анкетирования и опроса) родителей, их согласии на активное участие и помощь в проектах группы, определили темы и разработали перспективный план дальнейших проектов на учебный год.

Темы проектов выбирали исходя из комплексно-тематического планирования программы, интересов, возраста детей и потребностей родителей. В процессе их реализации параллельно решали задачи по различным направлениям развития дошкольников.

В средней группе в этом учебном году прошли следующие групповые, краткосрочные и среднесрочные проекты: «Хибинские грибочки», «Мы – Кировчане!», «Пернатые друзья», «Разговор про бумагу», «Вода - всему госпожа!».

В ходе реализации всех наших проектов выделяли следующие направления в своей работе, которые способствовали достижению оптимальных результатов:

  • Подготовка информационно – педагогического материала по теме проекта и использовали следующие формы работы с родителями: видео – журналы, консультации, папки-передвижки, листовки, «Дни открытых дверей», мультимедийные презентации, буклеты.
  • Ознакомление родителей с содержанием проекта, с этапами реализации проекта: через «Вечер встреч», «Разговор по душам», «Круглый стол», «Педагогическая гостиная».
  • Участие родителей в разных видах деятельности: концерты, совместные праздники, «Семейный театр», « Семейная лаборатория», выставки, акции, мини - музеи, выставки, совместные целевые прогулки и экскурсии, конкурсы, фестивали, открытые практические занятия, мастер-классы.

В процессе реализации проекта «Хибинские гибочки» перед началом и в конце проекта проводили опрос детей и родителей, и была отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и родителей.

Информационный блок родительского уголка в рубрике «Это интересно!»

пополнился консультацией для взрослых: «Осторожно, ядовитые грибы!», «Мифы о грибах», буклетами рецептов блюд из грибов.

Родители оказали помощь в составлении флеш игры для детей «Отгадай грибок» и были соавторами детской познавательной презентации «В царстве грибов».

Родители воспитанников приняли участие во всех предложенных мероприятиях:

- выставка поделок из природного материала «Выросли грибочки у нас в лесочке»;

- фотовыставка: «Юные - грибники».

Пополнили детскую библиотеку книгами, журналами, раскрасками про грибы.

Силами педагогов и родителей были созданы:

- новые пособия для дидактических игр;

- атрибуты к сказке В. Сутеева «Под грибом»;

- лэпбук «Царство грибов»;

- подборка стихов, загадок, открыток грибов нашего края.

Проект способствовал:

  • Расширению знаний и детей и взрослых знаний о грибах, их свойствах и ценности для человека.
  • Воспитанию бережного отношения к природе.
  • Улучшению взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.
  • Повышению уровня нравственно-экологической образованности детей и взрослых.

Данная форма работы очень понравилась, как детям, так и взрослым и способствовало объединению коллектива детей, родителей и педагогов, установлению добрых, доверительных отношений.

Проект «Хибинские грибочки» получил высокую оценку на всероссийском Педогагическом интернет-сайте «Образование. Развитие. Воспитание» (на всероссийском интернет конкурсе диплом 1 степени) и занял 3 место на городском конкурсе экологических проектов.

С целью формирования патриотических чувств у детей проходил среднесрочный познавательно-творческий проект «Мы – Кировчане. Одной из задач данного проекта являлось знакомство детей с родным городом и его достопримечательностями, историей, символикой и культурой. Все родители заинтересовались данным проектом, осознали его важность и актуальность.

Для привлечения родителей к сотрудничеству и расширения знаний об истории и достопримечательностях г. Кировска пополнилась стендовая и наглядная информация группы консультациями для взрослых «Формирование у детей нравственных основ», «Наша Родина - Россия», «Ознакомление дошкольников с родным городом», «Маршрут выходного дня», фото-ширмой «Путешествие по Кировску», буклетами и брошюрами Музейно-выставочного центра.

Родители приняли участие в целевых прогулках по улице Олимпийской, посредством которых дети расширили свои знания о родном городе, достопримечательностях, получали новые впечатлениями о природе нашего края и закрепили правила поведения на улице.

Совместная экскурсия в детско-юношескую библиотеку г. Кировска была одним из ярких мероприятий данного проекта и очень запомнилась взрослым и ребятам. Дети вместе с родителями приняли участие в увлекательной викторине «Раз, два, три – Кировчане: я и ты». Они с удовольствием смотрели познавательную презентацию, вместе со взрослыми играли в разные игры с горнячком Мишей, составляли пазлы, читали стихи, демонстрировали свои поделки и рисунки про Кировск.

Участие всех детей в продуктивной деятельности способствовало развитию их творческих способностей, фантазии, внимания. Они с удовольствием вместе с родителями рисовали свою семью, улицу и транспорт, оформили совместный коллаж «Мой город».

Итогом проекта стала, организованная в группе, семейная творческая выставка «Мы любим Кировск!». Каждый из ребят с интересом рассматривал макеты, рисунки, поделки, иллюстрации и фотографии Кировска, гор Хибин и природы Заполярья, охотно делился своими впечатлениями от прогулок по родному городу с родителями.

В результате проведённого проекта силами педагогов и родителей обогатилась развивающая среда группы:

  • дидактическая игра «Путешествие по городу»;
  • альбомы с символикой города; «Природа Заполярья», «Животные Заполярья», «История города»;
  • атрибуты к сюжетно- ролевым играм «Больница», «Шофёры», «Горняки».

Создана:

  • подборка стихов про Кировск;
  • фото-подборка «Достопримечательности Кировска», «Прогулка по Кировску».

Данный проект содействовал воспитанию интереса, бережному и уважительному отношению к Малой Родине, как детей, так и взрослых, природе и достопримечательностям родного северного края,
развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми и совершенствованию детско-родительских отношений.

Работу информационно-творческого проекта «Пернатые друзья» строили исходя из предварительной беседы дошкольников и опроса родителей и выяснили, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой, недостаточно развиты коммуникативные навыки общения друг с другом.

С целью вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространства детского сада и активизации детско-взрослой творческой деятельности проводили ряд совместных мероприятий:

  • конкурс «Лучшая птичья столовая», развешивание кормушек на территории д/с и за её пределами;
  • совместная разработка интерактивной игры «Зимующие птицы нашего края»;
  • акция «Покормите птиц зимой»- помощь в сборе корма для птиц,
  • творческая мастерская «Птичий слет»;
  • выставка художественной литературы и дидактических пособий (плакатов, открыток, раскрасок, дид. игр, лэпбука «Пернатые друзья»).

Итогом проекта стало совместное чаепитие с родителями - запоминающееся событие для детей и взрослых, на котором ребята выступали с небольшим концертом (читали стихи, пели песни), обменивались впечатлениями о совместно проделанной работы, с предоставлением видео – отчета, награждением всех участников проекта и обсуждение совместных планов на будущие мероприятия.

Активная любознательность детей и стремление познать явления окружающего мира - отличительная особенность детей 4-5 лет. Наши «Непоседы» проявляют особый интерес к познавательно- исследовательской деятельности. Удовлетворить эту потребность решили посредством исследовательских проектов «Разговор о бумаге», «Вода - всему госпожа!».

Обследовать новые объекты, учиться наблюдать и экспериментировать выполнять творческие и поисковые задания в совместной деятельности со взрослыми - всё это с удовольствием делают дети в нашей групповой мини- лаборатории «Нескучных наук».

Познакомив родителей с задачами и содержанием проектов, им было дано задание подготовить дома небольшие опыты, игры поискового характера и продемонстрировать их в лаборатории всем детям с целью выявления свойств бумаги и воды.

Родители с энтузиазмом откликнулись на это предложение и приняли активное участие в работе лаборатории. В нашу лабораторию с удовольствием приходили родители и сначала немного скромно, затем с большей уверенностью играли с детьми, загадывали загадки, показывали опыты, рассуждали и учились вместе делать маленькие открытия: рассказали о пользе воды, познакомили детей с разными видами бумаги, продемонстрировали ряд занимательных опытов и игр с водой, помогли жителям волшебной страны и вместе с детьми сделали из воды и бумаги радугу. С их помощью в нашей лаборатории появился главный и любимый игровой персонаж – робот Всезнайка.

В процессе экспериментирования совместно с родителями наши дети получали огромное удовольствие и возможность удовлетворить присущую им любознательность. Они вместе учились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать небольшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности, обсуждать происходящее со сверстниками и родителями.

Данная лаборатория пользовалась огромным успехом у детей и взрослых,

поэтому было принято решение расширить её работу - открыть «Семейную лабораторию» и привлечь родителей с целью перспективой работы лаборатории в будущем в различных дальнейших проектах. В рамках данной «Семейной лаборатории» любой желающий из членов семьи может и в дальнейшем посетить её и поделиться своим опытом, знаниями, идеями, успехами, увлечениями и быть просто желанным гостем лаборатории и самому учиться чему-то новому.

Вовлечение родителей в совместную с детьми исследовательскую деятельность стала новой для нас и очень интересной для всех формой работы и частью образовательной деятельности в нашей группе. Ценно то время, проведенное вместе с мамой и папой, бабушкой, сестрой, ведь только заинтересованный родитель сможет стать своему ребенку настоящим другом и авторитетом. Это залог будущих крепких семейных связей, фундамент развития целостной, гармоничной личности ребенка.

Использование «метода проекта» в нашей работе с детьми, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволило:

1

Родители, участвуя в данных проектах, являлись не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы, но и становились непосредственными участниками образовательного процесса, обогащали свой педагогический опыт, испытывали чувство сопричастности и удовлетворения, гордости от своих успехов и достижений ребенка.

2

Такая совместная проектная деятельность способствовала сплочению коллектива родителей. Они получили возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение замысла ребёнка и его родителей укрепило детско-родительские отношения.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме проектной деятельности представляет собой эффективную интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. А данные проекты оказались лишь составной частью нашей большой работы, мотивировали на разработку дальнейших проектов и стали хорошим началом к созданию крепкого коллектива детей и взрослых.

Литература:

  1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  2. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. – 2006. — №7.
  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
  4. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
  5. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.
  6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова.– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  7. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями –М.: Мозаика — Синтез, 2008.-144с.
  8. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П.Колодяжная, Р.М. и др. –Ростов- н/Д, 2002. –119 с.
  9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с
  10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие //Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. — М.: АРКТИ, 2003 — 96 с.
  11. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
  • Анализирую итоги внедрения проектной деятельности в работу с родителями для создания единого образовательного пространства, можно сделать следующие выводы:


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методические рекомендации по организации деятельности педагога, направленные на формирование умений…

Методические рекомендации по организации деятельности педагога, направленные на формирование умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Учитывая результаты проведенной диагностики...

Логопедическое развлечение «От улыбки станет всем светлей»

Логопедическое развлечение «От улыбки станет всем светлей» (Совместная деятельность детей, педагогов, родителей в старшей группе) Логпедическое развлечение – такая форма логопедической работы...

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый»

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый» (Посвящается 85-летию Алтайского края) Задачи: - Приобщать детей дошкольного возраста к истории и...

Читайте также

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сокровища потерянного рюкзака» Цель проекта: Развитие познавательного интереса, умения взаимодействовать...

Дидактическая игра «Народные промыслы»

Дидактическая игра «Народные промыслы» Дидактическая игра «Народные промыслы» направлена на культурное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В занимательной игровой форме дошкольники знакомятся с...

Консультация для родителей «Значение игры для дошкольников»

Консультация для родителей «Значение игры для дошкольников» Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен...