Совместная изобразительная деятельность в разновозрастной группе

В соответствии с ФГОС, современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В разновозрастной группе педагог должен варьировать формат занятий с детьми. При проведении таких занятий педагогу необходимо держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. 

Занятия проводятся со всеми одновременно, по одной теме, но с разными программным содержанием, для каждой возрастной подгруппы. Например, на занятии по аппликации “Фруктовый сад” дети 4 лет учат правильно держать ножницы, вырезать фрукты по силуэту, наклеивать их; дети 5-6 лет закрепляют умения, создают сюжетную аппликацию и дополняют её. 

Так же в разновозрастной группе используются разные варианты организации занятий.

1 вид — поэтапное начало занятия

Педагог начинает роботу с детьми старшей подгруппы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия к работе подключают детей младшей подгруппы. С ними работает педагог, старшие дети работают самостоятельно. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.

2 вид – поэтапное окончание занятия

Начало деятельности общее для всех детей. На втором этапе активная работа воспитателя с детьми младшей подгруппы, старшие дополняют и уточняют. После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети старшей подгруппы: заключительная беседа, диалог, выводы.

Надо стремиться к тому, чтобы материал каждого занятия был доступен и интересен детям соответствующего возраста.

Такая организация занятия помогает осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если ребёнок 5 лет слабо владеет навыками рисования, лепки, аппликации следует в течение некоторого времени разрешать ему выполнять те задания, которые запланированы для 4-х летних детей. И наоборот, если ребёнок 4 лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.

Целесообразность одновременного включения всех детей очевидна, так как на них организуется однотипная деятельность разных подгрупп, и педагог может дать общие указания. При этом обучающие указания должны быть краткими и четкими. В одних случаях педагог в двух- трех словах говорит о предстоящем занятии и предлагает всем рассмотреть картину, для того чтобы потом самим рассказывать, что на ней нарисовано, одновременно подчеркивается своеобразие цели для детей разных подгрупп , например:

Младшая подгруппа – описывать предметы, называя характерные признаки картины.

Старшая подгруппа – уточняют и расширяют ответы младших и последовательно рассказывают об изображенном на картине самостоятельно.

В этом случае речь и действия старших выступают в качестве своеобразного образца.

Как обеспечить активность и работоспособность детей во всех подгруппах? Необходимо избегать многословных объяснений, находить правильный темп и ритм занятия. Вопросы и задания разной степени сложности должны чередоваться между собой, чтобы в каждый момент занятия все дети были активны. Это с самого начала позволяет активизировать всю группу. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.

Иногда виды деятельности могут и не совпадать. Скажем, в том случае, когда одной подгруппе дается более легкое задание на повторение пройденного, и дети могут использовать свой личный опыт, проявить самостоятельность, а педагог больше внимания уделяет другой подгруппе.

Сотрудничество младших и старших дошкольников очень эффективно и обладает огромным воспитательным потенциалом и особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал.

В создание и обработки методического материала мы использовали литературу таких авторов, как Софья Густавовна Якобсон, Татьяна Васильевна Волкова.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач...

Проект: «Что мы знаем о воде?»

Проект: «Что мы знаем о воде?» Введение. Тип проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность: средней длительности (ноябрь - апрель). Предмет исследований: свойства воды. По количеству участников: групповой. В период...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...

Читайте также

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его...

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют…

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют Победы» Задачи: Формировать представления детей о военных событиях. Воспитывать патриотические чувства...

Безопасность дошкольника – обучение с увлечением

Безопасность дошкольника – обучение с увлечением (Из опыта работы) «Надо видеть, предвидеть, учить. По возможности все избежать, А где надо на помощь позвать». Т. Г...