Эссе по мотивам художественного фильма «Первоклассница»

(Версия от 1948-го года)

Героиня фильма – девочка Маруся в возрасте 7-ми лет, поступающая на учёбу в 1-й класс школы. Этому возрасту и событию свойственен определённый круг педагогических проблем в воспитании ребёнка и способов их решения.

В фильме представлен случай, когда ребёнок – единственный в семье и живёт с любящими его мамой и бабушкой. Папа часто и подолгу отсутствует из-за специфики его работы. Он – лётчик.

В таких обстоятельствах ребёнок в дошкольном возрасте воспитывается в относительно замкнутой семье, окруженный любовью и заботой, когда требования к его поведению несколько занижены. Ему многое прощается, к его ошибкам относятся снисходительно. Как следствие у него развивается эгоцентризм и завышенная самооценка, что проявляется в его поведении в виде своеволия, непослушания и даже капризности.

При поступлении в школу образ жизни ребёнка радикально меняется. Недостатки его воспитания резко проявляются при первых же его шагах в новой среде. И он сразу получает первые уроки поведения. В таком случае очень важно, чтобы учителя и воспитатели, встретившие его в школе, тактично, но строго проявили требовательность к поведению ребёнка, объясняя ему его ошибки и подсказывая правильное поведение в конкретных ситуациях. Это и показывает фильм на примере с девочкой Марусей, явившейся самостоятельно поступать в 1-й класс школы.

Кстати, первые уроки поведения для Маруси оказались уроками и для её мамы, которой пришлось обратить внимание на то, что её любимая дочка всё-таки несколько разбалована, ведёт себя слишком самонадеянно и может даже приврать.

Второй общей педагогической проблемой, касающейся всех детей и показанной в фильме на примере Маруси, явилась проблема резкого перехода от индивидуалистичного характера воспитания детей в семье к воспитанию в коллективе. Фильм на нескольких ярких примерах показывает, как учительница тактично, но настойчиво объясняет эгоцентричному ребёнку необходимость считаться с требованиями коллектива и иногда даже отказываться от своих личных претензий в пользу подруг по классу.

Одновременно вырабатывается у маленького человечка, только начинающего свою общественную жизнь, понятие о справедливости и о том, что все члены коллектива имеют равные права. В эпизоде с ручкой для письма Марусе пришлось осознать ещё и то, что нужно держать данное слово даже в ущерб себе, и уметь сдерживать свои негативные чувства.

Кульминацией фильма, на мой взгляд, является постановка проблемы лидерства в коллективе и показ способа её решения на примере спора детей о дежурстве. Фильм обращается к гениальному педагогическому открытию и практическому его воплощению великим советским педагогом А. С. Макаренко, работавшим в детской колонии для беспризорных детей. Главной в решении этой проблемы А. С. Макаренко считал идею о том, что лидерство в коллективе не является показателем превосходства одного члена коллектива над многими.

Главным смыслом лидерства является принятие на себя основного груза долга и ответственности за порученное дело, личного примера в отношении его исполнения, возможности проявления организаторских способностей каждым ребёнком, когда возникает такая необходимость.

Все люди имеют врождённое, генетически заложенное чувство стремления к лидерству. И А. С. Макаренко считал необходимым дать возможность каждому человеку ещё в детстве опробовать себя в роли лидера, чтобы выработать правильное к ней отношение. Он нашел и реализовал способ решения проблемы через создание в детском коллективе временных «сводных отрядов» для выполнения каких-то возникших работ. Членов отряда и его командира назначал сам коллектив поочерёдно из своего состава.

На время действия отряда все его члены обязаны были беспрекословно выполнять распоряжения командира. После выполнения работ отряд распускался и его командир снова становился рядовым колонистом и готов был в следующий раз оказаться в роли члена другого сводного отряда и подчиняться распоряжениям другого колониста, назначенного командиром.

В фильме есть перекличка с идеей А. С. Макаренко в сюжете о дежурстве по классу. Марусю назначают дежурной и она прекрасно справляется с порученным делом. Наводит чистоту в классе, организует проверку чистоты и опрятности всех учениц, даёт необходимые указания к поддержанию порядка в классной комнате. И получает похвалу классной учительницы. Но на следующий день Маруся отказывается передать другой ученице дежурство по классу! Она считает, что за свои «заслуги» имеет право стать постоянной дежурной. Ведь её сама учительница похвалила!

И тут уже учительнице приходится терпеливо объяснить Марусе, что все ученицы класса имеют право и даже обязанность отдежурить своё, чтобы тоже выполнить свой долг и проверить свои организаторские способности. И тут очень красиво и убедительно прозвучала сказанная ею деликатно, но твёрдо фраза: «Наташа будет такой же хорошей дежурной, как и ты!»

Наконец, в фильме затронута ещё одна «вечная» тема – проблема безопасности детей. В нём акцентирован один аспект этой темы. Показано, что уже простейшие начальные тексты, по которым дети учатся читать, подобраны методистами так, что их содержание расширяет кругозор детей, знакомит их с устройством мира, обучает правилам жизни и, в том числе, приёмам самозащиты в случае опасности. И когда по сюжету дети теряются в лесу, они вспоминают, что читали о такой ситуации, и принимают вполне разумные решения к своему спасению. Конечно, спасают их взрослые, поскольку действуют быстрее и на их стороне опыт, но самый факт активной позиции детей интересен.

Фильм выпущен 70 лет тому назад, но проблема безопасности детей остаётся злободневной и даже обостряется. Произошедшие за эти годы глубокие изменения условий жизни и идейных основ общества расширили круг опасных ситуаций для здоровья и жизни детей. Поэтому возросла актуальность звучащего в фильме сюжетного обращения ко всем взрослым гражданам страны с призывом больше обращать внимания на встречающихся им даже незнакомых детей. Примечать, чем они занимаются, о чём галдят, не плачут ли, не зовут ли на помощь. Или что-нибудь замышляют опасное. Не вертятся ли около детей какие-нибудь подозрительные типы.

В целом фильм оптимистичен, убедителен в своём гуманизме, показывает продуманную программу отношений общества с детьми и может быть принят как педагогический образец для начинающих воспитателей и педагогов.



Комментарии  

#1 Анастасия 25.09.2022 20:54
Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа
Цитировать


Новые публикации

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Читайте также

Сценарий музыкально-патриотического мероприятия, посвящённого 75-летию Дня Победы в Великой Отечественной…

Сценарий музыкально-патриотического мероприятия, посвящённого 75-летию Дня Победы в Великой Отечественной войне «Песни, с которыми мы победили» Цель: Привлечь родителей к совместным мероприятиям. Развивать...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе на тему:…

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Что спрятано в волшебной коробке?» 1. Цель: Закрепление математических знаний, умений...

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы Цель работы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель : создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи : создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия...

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи: создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия Воспитатель -...

ООД Познавательное развитие (ФЭМП)Тема: «Необычное животное»

    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития Задачи: создать условия для:  - развития умения у детей отвечать полными ответами; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук; - воспитания отзывчивости, желания помогать другим. Ход занятия...