Эссе по мотивам художественного фильма «Первоклассница»

(Версия от 1948-го года)

Героиня фильма – девочка Маруся в возрасте 7-ми лет, поступающая на учёбу в 1-й класс школы. Этому возрасту и событию свойственен определённый круг педагогических проблем в воспитании ребёнка и способов их решения.

В фильме представлен случай, когда ребёнок – единственный в семье и живёт с любящими его мамой и бабушкой. Папа часто и подолгу отсутствует из-за специфики его работы. Он – лётчик.

В таких обстоятельствах ребёнок в дошкольном возрасте воспитывается в относительно замкнутой семье, окруженный любовью и заботой, когда требования к его поведению несколько занижены. Ему многое прощается, к его ошибкам относятся снисходительно. Как следствие у него развивается эгоцентризм и завышенная самооценка, что проявляется в его поведении в виде своеволия, непослушания и даже капризности.

При поступлении в школу образ жизни ребёнка радикально меняется. Недостатки его воспитания резко проявляются при первых же его шагах в новой среде. И он сразу получает первые уроки поведения. В таком случае очень важно, чтобы учителя и воспитатели, встретившие его в школе, тактично, но строго проявили требовательность к поведению ребёнка, объясняя ему его ошибки и подсказывая правильное поведение в конкретных ситуациях. Это и показывает фильм на примере с девочкой Марусей, явившейся самостоятельно поступать в 1-й класс школы.

Кстати, первые уроки поведения для Маруси оказались уроками и для её мамы, которой пришлось обратить внимание на то, что её любимая дочка всё-таки несколько разбалована, ведёт себя слишком самонадеянно и может даже приврать.

Второй общей педагогической проблемой, касающейся всех детей и показанной в фильме на примере Маруси, явилась проблема резкого перехода от индивидуалистичного характера воспитания детей в семье к воспитанию в коллективе. Фильм на нескольких ярких примерах показывает, как учительница тактично, но настойчиво объясняет эгоцентричному ребёнку необходимость считаться с требованиями коллектива и иногда даже отказываться от своих личных претензий в пользу подруг по классу.

Одновременно вырабатывается у маленького человечка, только начинающего свою общественную жизнь, понятие о справедливости и о том, что все члены коллектива имеют равные права. В эпизоде с ручкой для письма Марусе пришлось осознать ещё и то, что нужно держать данное слово даже в ущерб себе, и уметь сдерживать свои негативные чувства.

Кульминацией фильма, на мой взгляд, является постановка проблемы лидерства в коллективе и показ способа её решения на примере спора детей о дежурстве. Фильм обращается к гениальному педагогическому открытию и практическому его воплощению великим советским педагогом А. С. Макаренко, работавшим в детской колонии для беспризорных детей. Главной в решении этой проблемы А. С. Макаренко считал идею о том, что лидерство в коллективе не является показателем превосходства одного члена коллектива над многими.

Главным смыслом лидерства является принятие на себя основного груза долга и ответственности за порученное дело, личного примера в отношении его исполнения, возможности проявления организаторских способностей каждым ребёнком, когда возникает такая необходимость.

Все люди имеют врождённое, генетически заложенное чувство стремления к лидерству. И А. С. Макаренко считал необходимым дать возможность каждому человеку ещё в детстве опробовать себя в роли лидера, чтобы выработать правильное к ней отношение. Он нашел и реализовал способ решения проблемы через создание в детском коллективе временных «сводных отрядов» для выполнения каких-то возникших работ. Членов отряда и его командира назначал сам коллектив поочерёдно из своего состава.

На время действия отряда все его члены обязаны были беспрекословно выполнять распоряжения командира. После выполнения работ отряд распускался и его командир снова становился рядовым колонистом и готов был в следующий раз оказаться в роли члена другого сводного отряда и подчиняться распоряжениям другого колониста, назначенного командиром.

В фильме есть перекличка с идеей А. С. Макаренко в сюжете о дежурстве по классу. Марусю назначают дежурной и она прекрасно справляется с порученным делом. Наводит чистоту в классе, организует проверку чистоты и опрятности всех учениц, даёт необходимые указания к поддержанию порядка в классной комнате. И получает похвалу классной учительницы. Но на следующий день Маруся отказывается передать другой ученице дежурство по классу! Она считает, что за свои «заслуги» имеет право стать постоянной дежурной. Ведь её сама учительница похвалила!

И тут уже учительнице приходится терпеливо объяснить Марусе, что все ученицы класса имеют право и даже обязанность отдежурить своё, чтобы тоже выполнить свой долг и проверить свои организаторские способности. И тут очень красиво и убедительно прозвучала сказанная ею деликатно, но твёрдо фраза: «Наташа будет такой же хорошей дежурной, как и ты!»

Наконец, в фильме затронута ещё одна «вечная» тема – проблема безопасности детей. В нём акцентирован один аспект этой темы. Показано, что уже простейшие начальные тексты, по которым дети учатся читать, подобраны методистами так, что их содержание расширяет кругозор детей, знакомит их с устройством мира, обучает правилам жизни и, в том числе, приёмам самозащиты в случае опасности. И когда по сюжету дети теряются в лесу, они вспоминают, что читали о такой ситуации, и принимают вполне разумные решения к своему спасению. Конечно, спасают их взрослые, поскольку действуют быстрее и на их стороне опыт, но самый факт активной позиции детей интересен.

Фильм выпущен 70 лет тому назад, но проблема безопасности детей остаётся злободневной и даже обостряется. Произошедшие за эти годы глубокие изменения условий жизни и идейных основ общества расширили круг опасных ситуаций для здоровья и жизни детей. Поэтому возросла актуальность звучащего в фильме сюжетного обращения ко всем взрослым гражданам страны с призывом больше обращать внимания на встречающихся им даже незнакомых детей. Примечать, чем они занимаются, о чём галдят, не плачут ли, не зовут ли на помощь. Или что-нибудь замышляют опасное. Не вертятся ли около детей какие-нибудь подозрительные типы.

В целом фильм оптимистичен, убедителен в своём гуманизме, показывает продуманную программу отношений общества с детьми и может быть принят как педагогический образец для начинающих воспитателей и педагогов.



Новые публикации

Картотека зоовикторин для старших дошкольников

Картотека зоовикторин для старших дошкольников Эта картотека поможет привить вашим детям современный, экологический взгляд на живую природу, поможет полюбить и сохранять...

Мастер-класс по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников

Мастер-класс по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников Участники: педагоги дошкольных муниципальных образовательных учреждений г.Бодайбо и района. Тема: Обучение детей старшего дошкольного...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема «Лесная прогулка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности (формирование элементарных математических представлений, закрепление знаний, открытое мероприятие для родителей) Тема «Лесная прогулка» Участники: дети средней группы...

Читайте также

Музыкальный спектакль по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» (для старшего…

Музыкальный спектакль по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок»(для старшего дошкольного возраста) Звучит запись песни «В гости к сказке», герои спектакля входят в...

Консультация для воспитателей: «Проектная деятельность дошкольников»

Консультация для воспитателей: «Проектная деятельность дошкольников» В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного воспитания является развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности...

Конспект занятия по математике на тему: «Город сказок»

Конспект занятия по математике на тему: «Город сказок» (старшая группа)   Цель : учить ориентироваться по плану. Закрепить счет до 10. Обратный счет ;...


Комментарии

  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...





В блогах

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

«Секреты воспитания вежливого ребенка» Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает к себе, гасит раздражительность, что облегчает человеку общение с другими или просто позволяет ему спокойно и достойно находиться среди них. От...

Беседа «Как вести себя в транспорте»

Беседа «Как вести себя в транспорте» Цель:  Закреплять знания детей о правилах поведения в транспорте. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Ход беседы: - Ребята, скажите, пожалуйста, на чем люди ездят на работу, в магазин или в другой город? -...

Фото-отчёт мини-музей "23 февраля"

Sample Image

Название  мини-музея :  « Защитники Родины » Профиль  мини-музея : познавательно-творческий Актуальность: Родина , Отечество. … Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма...

Рабочая программа кружка художественно-творческой направленности «Волшебные краски» для детей 3-4 лет. 1 год обучения

Планирование занятий кружковой работы  по художественной деятельности «Волшебные краски»  во II младшей группы   1.Содержание программы 1.1. Пояснительная записка 1.2.Цель: 1.3.Задачи: 1.4.Особенности программы. 1.5. Планируемый результат освоения программы: 1.6.Возраст обучающихся 1.7. Сроки реализации 2. Содержательный раздел 2.1.Основные способы и формы работы...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство