Психолого-педагогические компоненты на уроках хореографии
Для успешного обучения искусству танца необходимо желание и стремление ребенка. Высокий уровень профессионально правильно мотивации на занятиях хореографии компенсирует даже недостаточность природных физических данных ребенка. Именно этот фактор главным образом влияет на успешность профессиональной деятельности воспитанника. В педагогике и психологии выделяют два типа мотивации — внешняя и внутренняя.
Воздействие на человека каких-либо внешних факторов-внешняя мотивация. Она может формироваться на различных видах стимуляции, напрямую влияющих на поведение человека. Внутренняя мотивация взаимосвязана с процессом непосредственной деятельности и не зависит от внешних факторов и обстоятельств, моменты сильного напряжения и трудности сопровождаются воодушевлением и интересом.
Создание на занятии обстановки «увлеченности» зависит от преподавателя, который, ориентируясь в первую очередь на образность, придает обучению заинтересовывающий характер, делает педагогическое воздействие эффективным, «эксплуатируя» эмоции, как один из важных компонентов мотивации.
В процессе обучения начальным двигательным навыкам и умениям педагоги чаще всего, не задумываясь, применяют и используют в своей деятельности, по- мимо профессиональных объяснений, такие средства обучения, как образные и сравнительные выражения. В этом случае выполняемые движения становятся более доступными обучающимся, ведь они сталкиваются с чем-то знакомым, понятным, базирующимся на приобретенных ранее представлениях и знаниях. В своей работе педагог может придумать более доходчивые слова и таким образом добиваться от детей умения анализировать, понимать и правильно выполнять разучиваемое упражнение. Когда в уроке хореографии педагогом используются соответствующие образные выражения, воспитанник быстрее осознает верные мышечные ощущения и осваивает новые двигательные навыки.
Точно найденные педагогом слова и выражения не только влияют на правильность мышечных ощущений, но и создают творческую эмоциональную атмосферу урока, делают процесс обучения эффективнее.
Умело направляя процесс обучения, педагог помогает детям через создание в их воображении знакомого образа, проявить свои знания, умения и навыки. Использование педагогом в своей работе образных, сравнительных выражений дает возможность ученикам легче освоить новые технические движения. Анализ совершаемых упражнений, предание им образности позволяет детям лучше почувствовать свое тело и делает урок увлекательным и интересным, а, значит, помогает достичь больших результатов.
Руководитель в своей деятельности, должен учитывать возрастные и психологические особенности своих участников. Каждому возрасту необходим свой подход. В настоящий момент выделяются такие возрастные категории как:
Дошкольный возраст от 3 до 7 лет. Детство - период, который играет важную роль в развитии психики ребенка в целом. Это период обучения совместным действиям с другими сверстниками, общению. В этот момент очень ярко проявляется способность дошкольника хотеть радоваться и огорчаться, познавать новое вокруг себя. Дети очень чувствительны к различным воздействиям, полученные знания, умения и стиль поведения, обязательно проявятся в будущем. Происходит развитие личности: формируется характер, появляются определенные интересы, познания, раскрываются способности и склонности.
Важной особенностью возраста от 3 до 7 лет является возникновение определённых отношений со сверстниками. Собственная внутренняя позиция ребенка по отношению к обществу характеризуется осознанием собственного «Я» и значения собственных поступков.
Основной составляющей образовательной деятельности дошкольника является - игра. Педагог формирует и планирует занятия используя игровые приемы. Игровые и сюжетные танцы должны способствовать развитию ребёнка, вызывать у него интерес к образовательной деятельности. В игровых условиях на занятиях открываются отношения, которые существуют между людьми. Исполнение дошкольником определённых ролей дисциплинирует и формирует чувство ответственности. В совместной игровой деятельности дети учатся согласовывать свои действия. Ориентировка на сверстников, на мнение окружающего социума формируют в ребёнке: самостоятельность, способность к сопереживанию, адаптацию в коллективе.
Именно в дошкольном возрасте происходит колоссальное обогащение чувственного опыта ребёнка, приобретение основных форм восприятия и мышления, развитие воображения, формирование внимания.
Педагог в процессе обучения должен уметь выявлять детей различные способности.
Способности - это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков. Психологические исследования свидетельствуют о том, что человек первоначально что-то не умевший в процессе обучения начинает довольно быстро овладевать навыками и вскоре становится более успешным на пути к мастерству.
Высшую степень развития способностей называют талантом. Талант- выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие добиваться высоких результатов.
В творческой деятельности педагога главную роль играет психическое состояние, которое называется вдохновением. Вдохновение - это момент в творчестве, когда должна произойти полная сосредоточенность, мобилизация памяти, воображения и мышления.
Педагог в процессе обучения должен формировать группы одной возрастной категории, учитывая их психическое развитие и возрастные особенности. Каждый ребенок индивидуален, у него свой характер и темперамент, которые важно учитывать и анализировать. Также педагог должен уметь выявлять способности у воспитанников и помогать их развитию. Эффективность гармоничного развития детей в образовательной деятельности будет зависеть от художественных и педагогических приемов, которые будут взаимосвязаны друг с другом.
Читайте также |
---|
Путешествие в музыкальную страну
Путешествие в музыкальную страну Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивающие задачи: • обучение умению давать характеристику прослушанной пьесе; • формирование певческой культуры...
Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы
Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...
Физическое воспитание в детском саду
Физическое воспитание в детском саду В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна...