Региональный компонент дошкольного образования, как одно из условий реализации ФГОС ДО
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях.
Современные исследования в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Культура - как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остается понимаемой всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или к социальной группе.
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням.
Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Раннему приобщению к культуре родного края, духовно-нравственным и социокультурным ценностям, познанию его прошлого и настоящего посвящена наша работа.
В соответствии с требованиями к организации образовательного процесса в ДОУ, направленного на развитие детской личности, мы придаем особое значение таким формам организации жизнедеятельности дошкольника, как его самостоятельная деятельность (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.) и индивидуальная работа с ним.
В совместной деятельности используем разнообразные формы работы: занятия, беседы, игры (дидактические, подвижные, творческие), экскурсии в музеи, к памятникам города; целевые прогулки, наблюдения, показ спектаклей и сказок, чтение детской литературы, художественный труд, выставки детского творчества, праздничные мероприятия.
Мы исходим из того, что эффективное приобщение дошкольников к башкирской народной культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами и желаниями. Мы считаем, что развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- организация систематического образовательного процесса с использованием наглядного материала;
- тесное взаимодействие с семьей.
Чтобы сформировать у ребенка чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительные отношения к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы, поощрять желание узнавать больше об особенностях родного края.
Для решения этих задач мы стараемся дать детям географические и природоведческие представления о Башкортостане, об истории края, культуре и традициях народов, населяющих его.
Знакомство детей с башкирским краем начинаем с родного города, продумываем целевые прогулки по ознакомлению с окрестностями детского сада, рассказываем о достопримечательностях столицы (театры, музеи, парки и т.д.), организуем экскурсии к памятным местам.
На занятиях по развитию речи знакомим детей с народными сказками, легендами, с произведениями башкирских писателей и поэтов, помогаем им понять смысл пословиц и поговорок.
На занятиях художественно-эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация) знакомим детей с биографией и творчеством башкирских художников, рассматриваем их картины (Домашников Б.Ф. «Это всё берёзы», «Осень», Лутфуллин А.Ф. «Женский портрет», «Три женщины», Ситдикова А.Х. «Башкирский мёд», «В башкирской избе», Девлеткильдеев К.С. «Девочка-башкирка в голубом»). Используем картины башкирских художников при ознакомлении детей с материальной культурой (пища, утварь, жилище, одежда), представление о которой затем закрепляются на занятиях по ИЗО. Детям с удовольствием лепят из пластилина (медведь с бочонкам мёда, пиала), рисуют (кукла в башкирском наряде, юрта, дружная семья), расписывают башкирскими узорами (салфетка, красивый платок, варежка, сапожек), украшают орнаментом (палас, полотенце, фартук, платье).
На музыкальных занятиях разучиваем песни и танцы разных народов, слушаем башкирские мелодии, знакомимся с народными музыкальными инструментами (курай, кубыз, домбра), воспитываем интерес к познанию духовной культуры башкирского народа.
На физических занятиях проводим башкирские народные игры и подвижные игры других народов Башкортостана.
Особое значение для развития детей имеют дидактические игры. Через дидактическую игру мы знакомим дошкольников с культурой, бытом и национальными традициями («Угадай мелодию», «Узнай и назови театр», «Собери башкирскую посуду», «Узнай достопримечательности Уфы», «Что лишнее?», «Башкирское лото» и др.).
Одними из самых любимых игр дошкольников являются подвижные игры, в том числе народные: «Юрта», «Курай», «Медный пень», «Тимербай» и многие другие.
Такие башкирские игры как «Бой мешками», «Эстафета всадников», «Сабантуй», бег в мешках, бег ложками являются неотъемлемой частью народных праздников.
Театрализованные игры также очень любимы детьми нашей группы. Мы с детьми нашей группы всегда представляем сказки на башкирском языке («Как собака нашла себе хозяина», «Шуба ежа», «Лев и заяц»). На протяжении нескольких лет мы являемся активными участниками районного конкурса сказок народов мира на башкирском языке (Һаумы, һаумы, әкиәт! Здравствуй, здравствуй, сказка!)
К этому конкурсу мы готовимся заранее. В этом году мы готовили Армянскую народную сказку «Рыба и змея». Также в этом учебном году мы участвовали в конкуре чтецов и заняли второе место.
В нашей группе созданы благоприятные условия для сюжетно-ролевых игр регионального содержания. Предметно-пространственная среда насыщена традиционными предметами быта башкир. Оформлен специальный уголок, имитирующий обстановку в юрте (нары - …, прялка, сундук, тканый палас, подушки, лоскутное одеяло, полотенца). Имеется посуда (самовар, пиалы, расписные подносы, медовницы, бочонок для меда), куклы в башкирских, татарских и русских костюмах, макеты национальных башкирских блюд (беляш, уч-почмак, баурсак).
Развивающая среда в большом количестве представлена сувенирной продукцией производственного объединения «Агидель», предметами узорного ткачества и вышивки, фарфоровыми статуэтками.
Нашу группу украшают картины молодых художников.
Музейная педагогика в последние годы заняла в дошкольном образовании достойное место. Музей, существующий в рамках ДОУ, обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом и обогащает предметную среду детского сада, а проводимый в нем кружок развивает познавательную активность детей, расширяет их представления о быте, о традициях башкирского народа.
Вторая экспозиция представлена репродукциями картин башкирских художников:
Бурзянцев А.Д. «Сказ об Урале», «На Кара-Иделе», Лутфуллин А.Ф. «Портрет поэта М.Карима», Нестеров М.В. «Терраса на Капри», «Ранняя весна», «Зима в скиту», Домашников В.Ф. «Калужница цветет», Ситдикова А.Х. «Аромат мёда», «Урожайный год».
Таким образом, использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников включает:
- Ознакомление с родным краем через образовательный процесс, вариативную часть образовательной программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал;
- Введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам;
- Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, посиделки и т.д.);
- выбор методов и средств ознакомления с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка);
- взаимодействие с семьей на всех этапах образовательного процесса.
Читайте также |
---|
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков…
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику» Вид образовательной деятельности...
Проект «Мы будущие солдаты»
Проект «Мы будущие солдаты» Возраст детей: 5 – 6 лет. Тип проекта: Познавательно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Актуальность и...
Творческий проект «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного посредством…
Творческий проект «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного посредством танцевальной деятельности «Танцевальное конфетти» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Развитие творческого потенциала у...