Деятельный подход в формирование навыков ЗОЖ в ДОУ

Предисловие.
Уважаемые читатели, перед вами очередной сборник материалов выступлений районных педагогических чтений дошкольного образования. Педагогические чтения ДОО в нашем районе традиционно организуются весной, когда заканчивается учебный год, приходит время подвести итоги и педагоги дошкольного образования делятся лучшими находками и методическими открытиями накопленными за год.
Указом президента Российской Федерации В. В. Путиным с 2017г. объявлено десятилетие детства. Растущие вызовы современной цивилизации определяют необходимость создания условий для детствосбережения в образовании.
Детствосбережение является ключевой идеей в педагогической концепции развития дошкольного образования, стратегическим вектором, определяющим новое качество образования в интересах детей. Детство рассматривается как самоценный феномен, претерпевающий в последние десятилетия существенные трансформации. Понятие «детство сбережение» вводится в научный оборот, становится системообразующим ядром парадигмы дошкольного образования и педагогическим средством реализации приоритетов государственной политики в интересах детей. И в наступившем десятилетие детства невольно думается об образовании в ракурсе политики в интересах детей. Образование и детство. Детство и образование… Всегда ли наше образование – образование для детей? В какой мере учитывает наше образование интересах детства?
В какой мере реализован в нашем образовании принцип «не навреди»? Как уберечь детство от разрушительного воздействия деструктивных факторов современного социума, от утраты самоценности детства в глазах взрослых? Как сделать образовательное пространство настоящим пространством детства, как получить пропуск в тот сокровенный сказочный и доверчивый, прыгающий и бегающий, вопрошающий и удивляющийся мир, чтобы… нет, не учить, не наставлять, не ломать, не вести за собой, а прежде всего чтобы быть рядом, подстраховать в нужный момент, подсказать, разделить радости и печали, чтобы сберечь его таким, каким он необходим ребенку, чтобы дать ему возможность быть настоящим, искренним, радостным, успешным? Как развивать образование, чтобы оно стало детствосберегающим? Об
этом и о многих других актуальных проблемах пишут педагоги дошкольного
образования нашего района в статьях сборника и хочется верить, что все замечательные находки, идеи, лучший опыт возьмут в работу их коллеги, чтобы сделать дошкольное образование по-настоящему детствосберегающим. Мы благодарим авторов статей и желаем всем педагогам вдохновения, творческих удач, а наградой за ваш благородный труд пусть станут успехи и любовь ваших воспитанников.
Содержание
1.
Творческая группа педагогов МДОУ детского сада № 7 «Светлячок» им. П.С. Гапоненко г. Черепаново, воспитатели: Ю.В. Богоевская, О.А. –руководитель. Куликова, А.В. Ставская - члены творческой группы. «Развитие у дошкольников коммуникативных и творческих способностей средствами игровых технологий.
2. Творческая группа педагогов МДОУ детского сада «Солнышко» п. Искра: руководитель Старший воспитатель С.Э. Акпаева. Члены творческий группы – воспитатели В.А. Якубовская, А.В. Качкина. «Деятельностный подход в формировании навыков здорового образа жизни у дошкольников».
3. Е.Ю. Шитова, старший воспитатель МДОУ детского сада № 12 «Золотая рыбка» г. Черепаново. «Клубный час как средство социализации дошкольников».
4. Т.В. Смольнякова, старший воспитатель МДОУ детского сада № 5 «Берёзка» г.Черепаново. «Работе педагогического коллектива в составе областной творческий группе по краеведческому образованию дошкольников».
5. Е.А. Самойлова, старший воспитатель МДОУ детского сада № 1 «Рябинка» комбинированного вида г. Черепаново. «Музейная педагогика – как средство формирования нравственно- патриотических чувств дошкольников».
6. О.В. Матюхина, старший воспитатель МДОУ детского сада «Берёзка» п. Майский. «Интеллектуальная игра как средство краеведческого образования дошкольников».
7. Ю.В. Богоевская «Патриотическое воспитание в ДОО», воспитатель МДОУ детского сада № 7 «Светлячок» им. П.С. Гапоненко г. Черепаново
«Патриотическое воспитание в ДОО».
8. И.И. Гасс, старший воспитатель, Т.А. Куриленко учитель-логопед МДОУ детского сада «Земляника» р.п. Посевная «Организация читательского марафона посвящённому победе в ВОВ «Я помню, я горжусь!»
9. С.С. Куренкова, музыкальный руководитель МДОУ детского сада «Солнышко» п. Пушной. «Кукольный театр в ДОО, как средство воспитания любви к искусству».

 

1
2

Деятельностный подход в формировании навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Опыт работы МДОУ детского сада «Солнышко» п. Искра.
Старший воспитатель С.Э. Акпаева, воспитатель В.А. Якубовская

«Посеешь поступок-пожнёшь привычку,
посеешь привычку-пожнёшь характер»
Народная мудрость.

В свете обозначенной проблемы - формирование навыков ЗОЖ, эта
пословица приобретает особый смысл, ведь привычки здорового образа
обеспечивают качество нашей жизни и здоровье, которого мы так желаем и
себе и друг другу.
Педагогический коллектив нашего ДОО проводит большую образовательную деятельность с детьми по формированию навыков ЗОЖ по направлениям:
1. Приобщение детей к активному образу жизни, формирование потребности в двигательной активности (занятия спортом и физическими упражнениями, прогулки на свежем воздухе и пр.).
2. Формирование знаний о здоровом и правильном питании.
3. Формирование здоровых привычек: соблюдение правил гигиены, правил здорового питания, соблюдение режима дня, содержание своего жилища в чистоте, активный отдых и пр.).
4. Формирование знаний о строении человека и организме, о факторах позитивно и негативно влияющих на здоровье.
Организуя образовательную деятельность по вышеперечисленным направлениям мы
рассматриваем эту проблему в различных аспектах:
1. Формирование навыков ЗОЖ особенно важно в дошкольном возрасте, т.к. дети приобретают.
жизненно важные навыки, так необходимые им в будущей жизни.
2. Создание здоровье сберегающей образовательной и жизненной среды в детском саду
обеспечивающей сохранность здоровья ребёнка и его оздоровление, что является
первостепенной задачей ДОО.
3. Приобретение навыков ЗОЖ является одним из компонентов общей готовности ребёнка к школе.
В процессе целенаправленно выстроенной образовательной деятельности, с учётом интеграции образовательных областей и обеспечением разнообразных видов детской деятельности ребёнок постепенно переходит от знаний себе, о значении тех или иных правил ЗОЖ к умениям сохранять и укреплять своё здоровье, формированию привычек ЗОЖ. В основу формирования навыков ЗОЖ наш пед.коллектив заложил деятельностный подход - это организация процесса развития, в котором главное место отводится активной и разносторонней в максимальной степени самостоятельной деятельности дошкольника т.е. деятельность организуется таким образом, чтобы ребёнок сам открыл для себя разного рода знания и правила. Через все направления работы, а в нашем случае это формирование навыков ЗОЖ, проводятся идеи о том, что могут и должны делать сами дети по охране своего тела и здоровья, определяются правила безопасности и сохранения своего здоровья.
Работа по формированию навыков ЗОЖ в нашем детском саду осуществляется через совместную деятельность с детьми в ходе занятий и режимных моментах, организацию самостоятельной деятельности, создание развивающей среды, работу с родителями. Образовательная деятельность строится нами по перспективному плану, в основу которого заложен следующий алгоритм:
1) Сообщение доступных детям знаний и представлений на занятиях по познавательному развитию, так же через опытно-экспериментальную деятельность, чтение познавательной литературы, проектную деятельность. Так в комплексно -тематическом планировании заложены темы: «Вода, вода, кругом вода» - о значение воды в жизни человека, «Неделя спорта», «Наши помощники» - органы чувств человека, «Сам себе я помогу-я здоровье сберегу», в совместной деятельности детям педагоги читают детям разнообразные художественные произведения: С. Михалков «прививка», С. Коростылёв «Королева зубная щётка» и др., проводят элементарную исследовательскую деятельность: «Кто живёт у нас во рту», «Вредное влияние колы», «Как микробы боятся мыла» и пр.
2) Уточнение знаний в дидактической игре, опытно-экспериментальной деятельности. Например: «Умный нос», «Значение локтевого сустава», дидактическая игра «Мой день», «Чудесный мешочек» (полезные и вредные продукты), «Правила гигиены», «Врачи –наши помощники» и пр. Игры с лэп - буком на тему ЗОЖ.
3) Закрепление знаний детей в ходе праздников, досугов, в сюжетно-ролевой игре, продуктивной деятельности. Например, с.р.и. «Спортивная секция», «Фитнесс-клуб», «Кафе «Здоровье» и пр.
Изготовление коллажа «Полезно-вредно», лепка «Лыжные соревнования», рисование «Мой режим дня» и пр.
4) Закрепление знаний и формирование привычек ЗОЖ в самостоятельной деятельности, а в частности в режимных моментах: ежедневные утренние гимнастики, гигиенические процедуры, регулярное правильное питание, двигательная активность, трудовая деятельность по поддержке чистоты и порядка и др. А точнее говоря, у детей не сформируется потребность занимается гимнастикой и содержать своё
тело в чистоте в ходе рисования или в ходе игры, привычки и навыки ЗОЖ могут сформироваться только в постоянной, ежедневной деятельности, которая может стать ритуалом, например проснулся утором – умылся, почистил зубы, потребностью: например непреодолимое желание подвигаться и пройтись пешком, а не ехать на автобусе, либо внутренним запретом – «Откажусь от пирожного, сладкое вредно».
Работа по формированию навыков здорового образа жизни в ДОО должна начинаться с обеспечения здоровье сберегающей среды: четко установленного режима дня, создания оптимально гигиенических условий, правильного питания,выполнения ежедневных утренних зарядок, динамических пауз, закаливанию организма и пр., это способствует правильному формированию физических качеств ребёнка, поэтому работа по формированию навыков ЗОЖ так тесно связана с здоровье сберегающими технологиями, в нашем ДОО используются следующие здоровье сберегающие технологии:
- дыхательные гимнастики;
- пальчиковый игротреннинг;
- гимнастика для глаз;
- утренняя гимнастика;
- закаливающие процедуры (босохождение, обтирания тела прохладной водой и обливание ног в тёплый период, умывание лица и рук до локтя прохладной водой, хождение по дорожкам здоровья в зимний период);
- полоскание полости рта после еды, и пр.
В нашем ДОО разработаны комплексы динамических часов в которые включены такие здоровье сберегающие технологии как кинезиологические упражнения, ритмопластика, пальчиковые гимнастики и пр. Динамические часы проводятся нами во время невозможности организовать прогулку. Ознакомится, скачать карты динамического часа можно по ссылке https://yadi.sk/d/4WxrZLUt3ZzyJo
В описании опыта работы нашего коллектива по формированию навыков ЗОЖ хотелось бы остановится на проектной деятельности. В дошкольном детстве этот метод приобрёл особенную актуальность, так как принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта делается его собственностью. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их применения в разных ситуациях. Для формирования навыков ЗОЖ это особенно актуально, ведь каждый из нас знает эти правила, но к сожалению не каждый их выполняет. В своей работе по формированию навыков ЗОЖ мы провели 2 проекта: детский исследовательский проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» и детско-взрослый проект «Праздник здоровья». Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности, что как нельзя лучше подходит к проблеме формирования навыков ЗОЖ. Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка, способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
На организацию проекта «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» педагога побудил вопрос детей о пользе солнца, воздуха и воды, появилась педагогическая задача: как эффективно познакомить детей с неживой природой, что бы знания о ней усвоились. Какие виды деятельности использовать, чтобы побудить детей к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области, а именно воды, воздуха и солнца. Детям предложили провести эксперимент, а о результатах рассказать друзьям. Элементарная экспериментальная деятельность в проекте связывает творческие проявления с познавательным развитием ребенка, а в частности формирование
навыков и умений исследовательской деятельности, требующих от ребенка не столько конкретных знаний, сколько умение думать, находить собственные решения, выдвигать гипотезы – догадки.
Проект разделен на 4 этапа, в котором дети в увлекательной форме приобретали знания о свойствах воды, солнца, и воздуха и их воздействии на организм человека.
На I этапе появилась познавательная мотивация и постановка проблемы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Почему так говорят?» Дети договорились проверить, что будет если они все лето будут гулять на солнышке, дышать свежим воздухом и принимать водные процедуры. Педагог помогла детям поставить познавательно-исследовательскую задачу: измерить рост, вес, и силу мышц в начале эксперимента ( в начале лета) и в конце эксперимента ( конце лета), сравнить результаты и сделать вывод.
На II этапе дети со взрослыми (педагог и родители) занялись поиском информации и планированием - подбирали познавательную литературу и информацию с сайтов в сети Интернет на тему проекта, планировали проект с использованием трех вопросов:
1 Что мы хотим узнать?
2. Как мы это узнаем?
3. Что, и кто нам в этом поможет?
Педагоги провели работу с родителями: предложили организовать полноценный летний отдых детям, в том числе на природе.
На III этапе началась реализацию проектных мероприятий: организовывали прогулки на свежем воздухе с закаливающимися процедурами, проводили эксперименты (знакомились со свойствами солнца, воздуха и воды и их воздействием на организм человека). Воспитатели и дети замерили и зафиксировали рост детей, вес и силу мышц. В конце лета с детьми подвели итоги и выяснили, что ребята подросли, увеличился вес и сила мышц.
На IV этапе стали готовить презентацию проекта, помогли ребятам в составлении описания проекта и сняли видео. Показали видео ребятам и на родительском собрании, а с проектом приняли участие в районном конкурсе «Маленький Леонардо», заняли 3 место.
Зимой 2019 г. в ДОО был организован детско-взрослый проект «Праздник здоровья». В проекте педагоги постарались охватить все основные направления по формированию ЗОЖ. Целью проекта стало: формировать у детей навыки здорового образа жизни. Повышать культуру родителей по вопросам здорового образа жизни: формировать ответственное отношения к здоровью детей и собственному здоровью, способствовать стремлению и желанию каждой семьи восстанавливать и поддерживать здоровье с помощью здоровье сберегающих технологией и навыков ЗОЖ.
Был разработан план проектных мероприятий, в который входили:
1. Детское зимнее развлечение «Мы богатыри!» - его основной задачей было повышение двигательной активности детей, приобщение к активному отдыху на свежем воздухе, оздоровление детей.
2. Акция среди родителей «Мы - за здоровый образ жизни!», её задачей была привлечь семью к активному отдыху и двигательной активности. В течение месяца родители и дети высылали нам фотографии о своём активном зимнем отдыхе.
3. Конкурс среди родителей «Лучшее здоровое меню на неделю», задача конкурса-формирование осознанного и ответственного отношения у родителей к организации детского питания. Мамы вместе с детьми не только изучали принципы здорового питания, но и эстетично оформляли бланк меню.
4. Съёмка видеофильма «Мы живём здорово!» главные роли в этом фильме были конечно у наших воспитанников, мы сняли основные компоненты ЗОЖ перечисленные ранее в направлениях работы. В ходе съёмок дети, как главные его участники актуализировали свои знания в этой области, потому что помимо проектных мероприятий в группах у нас оформлены уголки ЗОЖ, изготовлен леп бук, с детьми проводили игровую деятельность, в режимных моментах постоянно формировались здоровые привычки. Так же через фильм мы постарались донести родителям содержание нашей образовательной деятельности по формированию навыков ЗОЖ.
Кроме того видеофильм отличный способ мотивировать родителей на участие в мероприятиях детского сада, в нашем случае на празднике здоровья, ведь каждому родителю приятно и интересно увидеть своего ребёнка на экране. 
5. Наконец, на этапе завершения проекта была проведена презентация в форме общего «Праздника здоровья». Сценарий его нужно было продумать таким образом, чтобы и дети и родители были в нём активными и главными участниками, что бы познакомить родителей с нашей работой по формированию навыков ЗОЖ, что бы родители прониклись важностью и необходимостью этой работы и судя по отзывам это нам удалось.
Открывали праздник показательные выступления старших ребят с гимнастикой на степ платформах под музыку, далее ребята средней группы показали игровую физкультуру с парашютом. Продолжила праздник агидбригада с выступлением о пользе физкультуры.
Далее мы показали фотопрезентацию под музыку о прошедшей акции «Движение-жизнь!» на основе фотоматериалов о зимнем отдыхе, в том числе об участии в лыжных соревнованиях на приз Тропникова и зимнем развлечении в детском саду. После, родители вместе с детьми приняли участие в эстафете «Мама, папа, я - дружная семья!», далее посмотрели фильм и все вместе дружно выполняли упражнения под веселую физ. минутку «Солнышко». Далее мы подвели итоги на лучшее здоровое меню. Участников конкурса оказалось не мало, все родители постарались и не только составили правильное здоровое меню, но и красочно оформили его в виде раскладушек, книжек, плакатов, бланков. Все были награждены дипломами. Завершился праздник дегустацией, ведь меню на бумаги это как - то грустно, а наши мамочки замечательные хозяйки! Они угощали всех своими блюдами здорового питания.
Закончился праздник, прошла зима, но тёплые воспоминания о празднике здоровья остались, родители долго нас благодарили, на память все получили файл с видеофильмом. Но самое главное, что каждый родитель и дети осознали важность здорового образа жизни, поняли, что забота о своём здоровье - это личная ответственность каждого, а мы взрослые ещё и несём ответственность за сохранение и укрепление здоровья наших детей и воспитанников, а значит обязаны формировать у них навыки ЗОЖ.
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети вырастая жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервною систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость, от того, что живешь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное…

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество Дошкольный возраст – важный период, когда формируется личность и...

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского…

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского садаТема: Путешествие в страну «финансовой грамотности» Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие…

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие (Формированию элементарных математических представлений)на тему: «Путешествие в страну Математики» Цель занятия: Развитие интереса к предмету...

Читайте также

Спортивное развлечение «Зимние забавы»

Спортивное развлечение «Зимние забавы» Цель: Формировать у дошкольников стойкий интерес к занятиям физической культурой развивать и совершенствовать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость. Задачи: Прививать любовь...

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»