Формирование восприятия художественной литературы и окружающего мира через создание тактильной книги

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,

если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает,

как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». 

В.А. Сухомлинский.

Книга служит людям на протяжении многих веков. За всю историю своего существования она не раз меняла внешний вид. Современная книга обрела новый облик, став электронной. Не умаляя ее достоинств, однако, следует отметить, что именно общение с книгой, страницы которой буквально оживают в руках, способствует развитию воображения и фантазии ребенка, подвигает на поиски нового и интересного в окружающем мире. И поэтому задачу формирования у детей целостной картины мира лучше решать посредством использования тактильной книги.

Что такое «тактильная книга»?

Термин «тактильная книга» появился не так давно. Толковый словарь трактует слово «тактильный» как «осязательный». Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Из книг, похожих на мини-энциклопедии, дети узнают об особенностях по ведения живых организмов в окружающей природе, закрепляют последовательность сказок, заучивают стихотворные произведения. Книги, полные сюрпризов, получились яркими и привлекающими детское внимание. Дошкольники с большим интересом и восхищением их рассматривают, в то время как обычные книги они просто перелистывали. Страницы тактильных книг с рисунками представляют собой объемные картинки-конструкции, для создания которых использовались различные материалы. Благодаря творческому подходу педагогов на книжных страницах можно увидеть песок из манной крупы, водоросли из тесьмы, бисера и бархатной бумаги, бабочек, листья из войлока, кораллы, ягоды из бисера, елочки, облака из ватных дисков и др. С фигурами главных героев, которые прикреплены липучками, можно осуществлять всевозможные действия.

С помощью этих книг можно решать следующие задачи:

• развивать у воспитанников познавательный интерес к окружающему к миру;

• привлечь внимания к книге как к источнику знаний;

• развивать психические процессы;

По сравнению с традиционными книгами, которые педагоги ДОО также широко используют в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, у тактильных книг есть характерные особенности и преимущества - соответствие дидактическим принципам:

• развивающего образования (энциклопедические знания);

• научной обоснованности и практической применимости- полноты, необходимости и достаточности (информация подобрана с учетом возраста детей);

• интеграции образовательных областей;

• комплексно-тематического построения образовательного процесса;

• наглядность - дают возможность ощутить структуру различных природных материалов (мягкий мех животных, шелковая трава, шершавая кора деревьев, круглые чешуйки рыб и т. д.);

• эффективное усвоение детьми новых знаний;

• возможность долго удерживать внимание и интерес дошкольников;

• подходят для использования в совместной деятельности взрослых и детей.

Тематика подобных книг разнообразна. Она может быть связана со сказками, с живой природой, с предметным миром, историей и эволюцией развития человечества. Тактильные книги единственные в своем роде и неповторимые, поэтому запоминаются надолго, так же как и знания, которые они помогают усвоить. Наблюдая за совместной работой педагогов и воспитанников, родители заинтересовались тактильными книгами, брали их домой, с удовольствием рассматривали и выполняли задания с детьми. Таким образом, в группе появилась своеобразная мини библиотека умных книг.

Благодаря проведенной работе у воспитанников повысилось внимание, улучшились память, мыслительные процессы и речь.

Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица) и т.д.

Рекомендации по изготовлению тактильной книги

Выделяются три ступени сложности тактильной книги:

• Книги 1-ой ступени сложности — для самых маленьких — должны быть напрямую связаны с жизнью ребенка — одеванием, умыванием, едой.

Их задача — сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день.

Цель книг 1-ой ступени сложности — способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

- для детей до 1 года — без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов;

- для детей от 2 до 4 лет — книги могут быть с текстом.

• Книги 2-ой ступени сложности — для детей 5-6 лет может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знаний.

Цель книг 2-ой ступени сложности - развитие когнитивных (т. е. познавательных) процессов мышления у ребенка.

• Книги 3-ей ступени сложности — для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен.

Цель книг 3-ей ступени — углубление развития познавательных процессов мышления у ребенка.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов воспитанников, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Различают два вида тактильных книг:

• ассоциативная книга - сказки, рассказы и т.д., т.е. альтернативный вариант плоскопечатной детской книги с цветными изображениями;

• дидактическая книга (развивающая). Предназначена для помощи в обучении, познании окружающего мира.

Необходимо обратить внимание на некоторые моменты при изготовлении тактильных книг:

- не очень большой формат книги;

- книга не должна быть тяжелой;

- по возможности, страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь, уголки страницы – закругленными;

- должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали;

- цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим;

- цвета не должны быть очень яркими;

- изображения максимально приближены к настоящим предметам;

- максимально задействуются другие органы чувств, помимо осязания - слух, обоняние, и т.д., т.е. используются предметы, издающие звуки, запахи;

- широко используются всевозможные карманы, кошельки, мешочки, которые можно закрывать и открывать, что-то в них класть и вынимать.

Методы изготовления:

различные аппликации (ткань, дерево, бумага, и т.д.), мягкая игрушка, и т.д.

Отдельные предметы и персонажей книги лучше прикрепить к книге с помощью шнурков, липучек, заклепок, и. т.д. Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурки, липучки, и т.д., лучше, чтобы книга закрывалась (на завязки, липучки, кнопки, и т.д.).

Этапы изготовления тактильной книги:

Первый этап «Придумать», представить книгу. Выбирается формат и вид книги. Необходимо также решить, из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности. Цветовая гамма также должна быть натуральной.

Второй этап «Нарисовать» каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице.

Третий этап «Сделать» выкройки страниц и предметов и изготовить их.

Четвертый этап «Прикрепить» предметы к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить нетоксичным клеем, даже привернуть на болты. А те предметы, которые изготовлены целиком, и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек и др. так, чтобы они не потерялись. Очень важен игровой момент. Детям нравится, когда предмет можно потрогать и поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия и т.д.; молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т.п.

Пятый этап «Сшивание страниц». Страницы сшиваются в виде «мешка», желательно, чтобы углы страницы были закругленными, чтобы ребенок не поранился, не оцарапался. В каждый такой «мешок-страницу» вкладывается основа (например, лист плотного картона с закругленными уголками, лист поролона или плотная проклеенная ткань). Главное назначение этой основы — держать страницу книги. Заключительная операция Соединение страниц вместе в готовую книгу. Лучше всего, чтобы обложка застегивалась на пуговицу, липучку или завязывалась шнуром, т.к. съемные детали могут выпасть и потеряться. Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурках, липучках и т. д., то лучше, чтобы книга закрывалась на завязки, липучки или кнопки. Внутрь каждой шитой страницы лучше бы вложить слой ткани, чтобы страница была пухлой. Это, как показывает практика, делает книгу для ребенка более тактильно комфортной, а аппликации более выпуклыми и удобными для восприятия. Материалы используются только экологически чистые материалы и клей. Можно использовать хорошо отполированное дерево, покрытое экологически чистым лаком; различные ткани (вельвет, бархат, плюш, байка, фланель); мех с коротким ворсом, кожу; бумагу с не очень гладкой, шероховатой, бархатистой поверхностью. Для развития мелкой моторики у детей рекомендуем широко использовать мягкую игрушку, карманы, клапаны, мешочки, которые можно закрывать и открывать, а также молнии, пуговицы, липучки, настоящие предметы — свистки, кошельки, крупы и т. д.

Рекомендуемая тематика книг - не ограничена! Могут быть рекомендованы: художественные произведения — рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей, русские народные сказки. Обучающие книги — счет, форма предметов, процессы и т. д.

 

Литература:

1. Владимирова Г.А., Окишева О.А. Формирование у детей целостной картины мира посредством тактильной книги. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №3 март 2014 год.

2. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 160 с .



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие «Веселая ферма»

Дидактическое пособие «Веселая ферма» Актуальность: В наше время дети мало знакомы с жизнью домашних животных, с условиями, в которых они живут, как...

Квантум химия для дошкольников

Квантум химия для дошкольников

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Читайте также

Нравственно-патриотическое воспитание посредством художественной литературы

Нравственно-патриотическое воспитание посредством художественной литературы (Опыт работы Макоевой З.Б.) В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению...

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...