Применение ИКТ в экологическом воспитании дошкольников

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды, умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей, а также требования к кадровому обеспечению педагогического процесса. [1]

Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим, так как в экологическом воспитании дошкольника необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.

Использование информационно-коммуникационных технологий не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекают детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивают гибкость управления познавательным процессом.[1]

В нашем дошкольном учреждении оборудована и оснащена экологическая комната.

Для проведения деятельности по экологическому воспитанию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. Поэтому на занятиях я использую интерактивную доску. Интерактивная доска объединяет огромное количество демонстрационного материала, освобождает от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры, значительно расширяет возможности предъявляемого познавательного материала, позволяет повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями, усиливает эффективность усвоения материала, повышает скорость приёма и переработки информации для лучшего запоминания ее детьми.

В работе с дошкольниками я творчески применяю ресурсы глобальной сети интернет:

• Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, моря, дождя, ветра и т. д.;

• Экранные материалы – серия отдельных кадров или слайдов, посвященных отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

• Мультимедийные презентации – это обучающие материалы, помогающие рассказать детям об окружающем мире.

• Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий, так и в свободную деятельность.

• «Виртуальные экскурсии» дают возможность посетить недоступные места, совершить уникальное путешествие. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. 

В помощь родителям оформляется информационный стенд экологического содержания «Добро пожаловать в экологию», где помещаются консультации, стихи, загадки, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Информация в родительском уголке, разработанная и оформленная с использованием ИКТ, позволяет нам не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.

Большую роль в работе с родителями и сотрудничестве с другими педагогами играет персональный сайт педагога.

Чтобы работа по экологическому воспитанию дошкольников была более интересной и познавательной, наше дошкольное учреждение приобретает новое современное оборудование.

С помощью переносного комплекта для естественно-научного биологического практикума «Чудо грядка» дети могут наблюдать процессы жизненных циклов растений: набухания и проращивания семян, роста корневой системы, стеблей и листьев. Исследовать влияние на них света, тепла, воздуха и воды. Данный комплект позволяет детям расширить свои знания об окружающем мире, создает необходимые условия для организации познавательно-исследовательской деятельности, а также формирует базовые навыки и понятия о правильном питании (можно выращивать съедобные растения).

Среди инновационного оборудования, которое позволило расширить возможности традиционного средства обучения, особое место в нашем детском саду, занимает цифровой микроскоп. Привычное средство с новыми возможностями.

Цифровой микроскоп - это приспособленный для работы в детском саду оптический прибор, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию. Давая увеличение до 200 раз, такой микроскоп является очень простым по своей конструкции и безопасным для ребёнка. С применением цифрового микроскопа, появилась возможность более качественно и интересно проводить совместную деятельность с детьми, особенно опыты, возрос интерес у детей к исследовательской деятельности.

Современный мир не стоит на месте. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, заставляют педагога изучать новые технологии и внедрять их в свою практику. ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательном образовательном пространстве ДОУ, а соответственно и в экологическом образовании дошкольников.

 

Литература:

  1. Прудских Э.В, Дурнева М.В., Зуйкова Г.В. Формирование экологической культуры дошкольников через информационно- коммуникационные технологии [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Молодой ученый, 2016. — С. 53-56
  2. Международный образовательный интернет портал МААМ.RU
  3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...

Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…

Контрольная работа по разделу«Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской психологии»Тема: №11 «Среда как фактор психического развития» Направление 440301.63 – Педагогическое образование...

Одарённый ребенок

Одарённый ребенок Одаренный человек – это сокровище для общества. По этой причине работа вместе с талантливыми детьми считается существенным, а понятие...

Читайте также

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста Аннотация. Данная статья посвящена проблеме изучения взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и...

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка...

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного…

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год № Мероприятия Срок Ответственные   Блок консультативно-просветительский 1 Рекомендации родителям по правилам дорожного движения...