Использование занимательного математического материала, при формировании представлений о форме

Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами.

Форма – это внешнее очертание предмета. Множество форм бесконечно. Геометрическая фигура – это эталон для определения формы предмета, всякое непустое множество точек: обобщенное абстрактное понятие. Наблюдая за предметами окружающего мира, человек заметил, что есть некоторое общеесвойство позволяющее объединить предметы в одну группу. Это свойство было названо геометрической фигурой.

Представления о форме предметов возникают у детей достаточно рано. В 4-5 лет дети в основном зрительно воспринимают геометрические фигуры. Осязательно-двигательное обследование становится ненужным. В процессе зрительного восприятия они фиксируют контур и на этой основе включают фигуру в определенную группу, выделяют виды фигур, классифицируют, упорядочивают и систематизируют предметы по форме.

В среднем дошкольном возрасте преобладает зрительное распознавание фигур и их отличительных признаков, словесная характеристика формы предметов и геометрических фигур.

Таким образом, форма — это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого. Восприятие формы предметов у детей 4-5 лет осуществляется на основе одновременного обследования ее зрительным и осязательно-двигательным способом, сопровождаемым называнием основных особенностей той или иной формы.

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, который способствует развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи и т.д. Занимательные задачи и головоломки составлены на основе знания законов мышления. Догадке как способу решения головоломки предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных признаков.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.

Одним из видов занимательного математического материала являются задачи-головоломки. Головоломка — это непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Из всего многообразия задач-головоломок наиболее приемлемы для детей 4-5 лет головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию.

В результате регулярно организуемых занятий, упражнений по решению задач-головоломок дети приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески. Характер поиска при этом постепенно меняется.От решения задач-головоломок с помощью воспитателя (частичные подсказки, наводящие вопросы, подтверждение верного хода решения) дошкольники переходят к самостоятельным действиям.

Таким образом, занимательный математический материал, а именно задачи-головоломки при организации работы по развитию представлений о форме предметов у детей 4-5 лет, является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мини-музей «Коми керка»

Мини-музей «Коми керка» Цель: приобщить детей к Коми культуре, изучить быт коми избы, активизировать словарь детей названиями предметов быта коми народа. Оборудование:...

Технологическая карта по ФГОС ДО непрерывной образовательной деятельности по образовательной…

Технологическая карта по ФГОС ДО непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе на тему: «Петя - петушок»

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары»

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары» Программное содержание. Упражнять детей в вырезывании круглых форм из квадрата и овальных...

Читайте также

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «Космические…

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Космические помощники» Цель: дифференциация сонорных звуков Р-РЬ-Л-ЛЬ в речи, развитие связной речи...

Заседание семейного клуба «Первые шаги к интеллекту»

Заседание семейного клуба «Первые шаги к интеллекту» Цель: повысить уровень знаний родителей в области интеллектуального развития младших дошкольников;  познакомить родителей с психологическими особенностями...