Условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей в семье

Подготовить ребенка к школе - это значит подготовить его к учебному труду. Школа ждет не столько «образованного» ребенка, сколько психологически подготовленного к учебной деятельности. А это означает, что ребенок должен быть усидчивым, внимательным, умеющим проявлять усилия воли, терпение, настойчивость и обладать трудолюбием.

Формирование всех этих ценных свойств личности, столь важных и для обучения в школе и для всей последующей жизни, надо начинать как можно раньше, дело здесь не столько в каких-то специальных мероприятиях, сколько во всей системе воспитания.

Первые пробы терпения и усидчивости ребенок проявляет еще тогда, когда на наше стремление помочь ему, он заявляет: «Я сам!» И от того, как взрослые воспримут это заявление, будет зависеть дальнейшее развитие его волевых качеств. Ведь это драгоценное «Я сам» всегда связано с необходимостью проявить настойчивость, упорство, терпения.

Делая что-то сам, малыш непременно встречается с затруднениями. Самостоятельно одеться, застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинок, умыться - все это представляет для него большие трудности т.к. он не имеет еще большой сноровки. Но он сосредоточен, проявляет терпение, упорство. И если взрослые стараются оказать ему «скорую помощь» в его неудачных начинаниях, они совершают большую ошибку. Безусловно, помощь малышу требуется, но она должна быть в пределах разумного и не мешать развитию самостоятельности.

1

Одни родители считают: помочь - значит самим сделать за ребенка. Другие видят помощь в том, чтобы побуждать малыша к преодолению трудностей: похвалят его за усердие, тактично подскажут или покажут, как действовать, чтобы добиться результата с наименьшей затратой сил и времени.

- Молодец, что сам надел ботиночки. Только ты их перепутал, надев не на ту ногу. Вот видишь, носы ботинок смотрят в разные стороны, придется их снять. А теперь вот этот ботинок надень на эту ногу. Не торопись, делай сам.

С «Я САМ» начинает складываться привычка к усилию. Эта же привычка лежит в основе нормирования трудолюбия. Через труд прививается чувство ответственности, усидчивости нормируются ценные для будущего ученика нравственно-волевые качества, ответственное отношение к делу, умение обдумывать ход работы, преодолевать определенные трудности для достижения намеченного.

Дети, которым своевременно не привито трудолюбие, учатся с нежеланием, о.н. В.А.Сухомлинский утверждал: «Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень», каждый ребенок должен иметь свои маленькие обязанности по дому: уборка своей постели, содержание в чистоте обуви, поддержание порядка в игрушках, вещах.

Обязанности по дому, если они закрепляются за ребенком, помогают ему на практике усвоить одно из жизненного важных правил: «Кончил дело - гуляй смело!» Прочно усвоенное в дошкольные годы, оно в дальнейшем поможет в организации учебного труда.

Трудолюбивый ребенок всегда более усидчив, организован. Он быстрее овладевает умением организовать свой день, свою учебную деятельность, сделать домашнее задание так, чтобы осталось время для труда, отдыха, прогулки.

Организованность, собранность, как известно, не приходят к первокласснику сами собой. Здесь известную роль играет вся предшествующая жизнь - четкий режим, постоянная занятость, общий порядок в доме. Иногда случается, что организация детской жизни ограничивается руководящими указаниями взрослого, вроде таких как: «Ну что ты бездельничаешь? Занялся бы чем-нибудь». Но будет ли такая занятость благоприятно влиять на ребенка?

Деятельность, которая лишь забавляет и не требует усилий, стараний, приносит мало пользы. Не надо забывать и о том, что даже прилежные дети могут быть неусидчивыми, если нет соответствующих условий для занятий, например, если ребенка что-либо отвлекает: он сел заниматься, а взрослые в это время смотрят телевизор или громко разговаривают.

Отношение ребенка к выполнению задания во многом зависит от окружающей обстановки. Нужно выделить для него постоянное рабочее место, где бы он мог сложить книги, альбомы, тетради. Стол и стул должны соответствовать росту. Следует разъяснить ребенку, что любая деятельность - игра, труд, занятие - требуют от него, чтобы он прикинул заранее, что ему необходимо для работы. Подскажите ему, как расположить книги, тетради. Это подтягивает ребенка, создает уважение к предстоящему делу. Любое задание, которое выполняет ребенок, требует внимания взрослых. Нужно проверить, как он выполняет его, не торопится ли, не оставил ли незаконченным.

В особом внимании всегда нуждаются дети, которым даются дела, требующие усидчивости. Это дети, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, для них характерны подвижность, непоседливость, живость, чрезмерная энергия. Во время непосредственно образовательной деятельности такие дети, случается, плохо себя ведут, т.к. утомляются от неподвижности. У таких детей особенно важно тренировать сдержанность. Например, переключать от подвижных игр на спокойные, следить, чтобы дети были постоянно чем-то заняты и, вместе с тем, давать им разрядить энергию в подвижных играх, интересных занятиях.

Работа по формированию у детей предпосылок учебной деятельности очень сложна и многогранна. Она требует от родителей больших усилий и постоянного внимания к организации жизни ребенка в семье.



Новые публикации

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети...

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Читайте также

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы…

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы дошкольного учреждения по агроэкологии» Аннотация Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в…

Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок» Актуальность. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья...

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”. Цель: -Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок. -Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль.  Программные задачи:  Образовательные:  -Обогатить и активизировать словарь...

Мини-проект о безопасности «Лето-территория безопасности»

Подготовила Калинина Юлия Юрьевна и Гатауллина Елена Гелаевна   Цель: Содействие формированию у детей осознанного выполнения правил поведения , обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта в летний период с учетом индивидуальных особенностей и...

Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022

  Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022 Цель: Приобщение детей к русским народным традициям. Задачи: Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас". Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей...

Конспект музыкально-логоритмической деятельности "У кошки новоселье"

«У кошки новоселье». Ход занятия. Педагог: У кого усатая, Морда полосатая, Спинка, словно мостик, За мосточком хвостик? (кошка) Мы сегодня не ребята, А веселые котята. Будем, как котята жить, Спать, мяукать и шалить. 1. Динамические упражнения. Дети ложатся на ковер...