Условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей в семье

Подготовить ребенка к школе - это значит подготовить его к учебному труду. Школа ждет не столько «образованного» ребенка, сколько психологически подготовленного к учебной деятельности. А это означает, что ребенок должен быть усидчивым, внимательным, умеющим проявлять усилия воли, терпение, настойчивость и обладать трудолюбием.

Формирование всех этих ценных свойств личности, столь важных и для обучения в школе и для всей последующей жизни, надо начинать как можно раньше, дело здесь не столько в каких-то специальных мероприятиях, сколько во всей системе воспитания.

Первые пробы терпения и усидчивости ребенок проявляет еще тогда, когда на наше стремление помочь ему, он заявляет: «Я сам!» И от того, как взрослые воспримут это заявление, будет зависеть дальнейшее развитие его волевых качеств. Ведь это драгоценное «Я сам» всегда связано с необходимостью проявить настойчивость, упорство, терпения.

Делая что-то сам, малыш непременно встречается с затруднениями. Самостоятельно одеться, застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинок, умыться - все это представляет для него большие трудности т.к. он не имеет еще большой сноровки. Но он сосредоточен, проявляет терпение, упорство. И если взрослые стараются оказать ему «скорую помощь» в его неудачных начинаниях, они совершают большую ошибку. Безусловно, помощь малышу требуется, но она должна быть в пределах разумного и не мешать развитию самостоятельности.

1

Одни родители считают: помочь - значит самим сделать за ребенка. Другие видят помощь в том, чтобы побуждать малыша к преодолению трудностей: похвалят его за усердие, тактично подскажут или покажут, как действовать, чтобы добиться результата с наименьшей затратой сил и времени.

- Молодец, что сам надел ботиночки. Только ты их перепутал, надев не на ту ногу. Вот видишь, носы ботинок смотрят в разные стороны, придется их снять. А теперь вот этот ботинок надень на эту ногу. Не торопись, делай сам.

С «Я САМ» начинает складываться привычка к усилию. Эта же привычка лежит в основе нормирования трудолюбия. Через труд прививается чувство ответственности, усидчивости нормируются ценные для будущего ученика нравственно-волевые качества, ответственное отношение к делу, умение обдумывать ход работы, преодолевать определенные трудности для достижения намеченного.

Дети, которым своевременно не привито трудолюбие, учатся с нежеланием, о.н. В.А.Сухомлинский утверждал: «Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень», каждый ребенок должен иметь свои маленькие обязанности по дому: уборка своей постели, содержание в чистоте обуви, поддержание порядка в игрушках, вещах.

Обязанности по дому, если они закрепляются за ребенком, помогают ему на практике усвоить одно из жизненного важных правил: «Кончил дело - гуляй смело!» Прочно усвоенное в дошкольные годы, оно в дальнейшем поможет в организации учебного труда.

Трудолюбивый ребенок всегда более усидчив, организован. Он быстрее овладевает умением организовать свой день, свою учебную деятельность, сделать домашнее задание так, чтобы осталось время для труда, отдыха, прогулки.

Организованность, собранность, как известно, не приходят к первокласснику сами собой. Здесь известную роль играет вся предшествующая жизнь - четкий режим, постоянная занятость, общий порядок в доме. Иногда случается, что организация детской жизни ограничивается руководящими указаниями взрослого, вроде таких как: «Ну что ты бездельничаешь? Занялся бы чем-нибудь». Но будет ли такая занятость благоприятно влиять на ребенка?

Деятельность, которая лишь забавляет и не требует усилий, стараний, приносит мало пользы. Не надо забывать и о том, что даже прилежные дети могут быть неусидчивыми, если нет соответствующих условий для занятий, например, если ребенка что-либо отвлекает: он сел заниматься, а взрослые в это время смотрят телевизор или громко разговаривают.

Отношение ребенка к выполнению задания во многом зависит от окружающей обстановки. Нужно выделить для него постоянное рабочее место, где бы он мог сложить книги, альбомы, тетради. Стол и стул должны соответствовать росту. Следует разъяснить ребенку, что любая деятельность - игра, труд, занятие - требуют от него, чтобы он прикинул заранее, что ему необходимо для работы. Подскажите ему, как расположить книги, тетради. Это подтягивает ребенка, создает уважение к предстоящему делу. Любое задание, которое выполняет ребенок, требует внимания взрослых. Нужно проверить, как он выполняет его, не торопится ли, не оставил ли незаконченным.

В особом внимании всегда нуждаются дети, которым даются дела, требующие усидчивости. Это дети, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, для них характерны подвижность, непоседливость, живость, чрезмерная энергия. Во время непосредственно образовательной деятельности такие дети, случается, плохо себя ведут, т.к. утомляются от неподвижности. У таких детей особенно важно тренировать сдержанность. Например, переключать от подвижных игр на спокойные, следить, чтобы дети были постоянно чем-то заняты и, вместе с тем, давать им разрядить энергию в подвижных играх, интересных занятиях.

Работа по формированию у детей предпосылок учебной деятельности очень сложна и многогранна. Она требует от родителей больших усилий и постоянного внимания к организации жизни ребенка в семье.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить…

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить правильно» Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Задачи: 1. Развивать связную речь...

Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Звуковая культура…

Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ Задачи. Упражнять детей в умении...

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом…

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе...

Читайте также

Конспект игры - путешествия для детей 6-7 лет «Как Принцесса…

Конспект игры - путешествия для детей 6-7 лет «Как Принцесса изучала правила дорожного движения» Цель: способствовать формированию навыков и мотивации осознанного...

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора…

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора Айболита в весенний лес», посвященное всемирному Дню Здоровья Цель: повышение интереса...

Картотека пошаговых рисунков «Животные»

Картотека пошаговых рисунков «Животные» Аннотация. К шестому году ребёнок успешно, самостоятельно и с интересом применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает...