Снятие психомышечного напряжения через организацию двигательной активности у детей раннего возраста
Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается периодом адаптации к новым для него условиям существования. Для многих детей привыкание к детскому саду оказывается чрезвычайно трудным делом и может затянуться на длительное время.
Инструктор по физической культуре должен знать и использовать эффективные средства физического воспитания для снятия психомышечного напряжения у детей раннего возраста. Как правило, вся двигательная активность детей в этом возрасте сопровождается играми. Ведь, именно играя, дети незаметно для себя, без принуждения выполняют все необходимые требования и совершенствуются в двигательном развитии.
Какие же формы двигательной активности используются для снятия психомышечного напряжения?
На первом этапе адаптации эффективнее применять игры, как бы это не звучало странно, которые снижают двигательную активность, а также излишнюю импульсивность, агрессию. Это игры на формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослым, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом. Ребенок должен увидеть во взрослом доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Это игры «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок» (построение высокой башни из кубиков), «Устроим кукле комнату», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».
Постепенно для снятия психомышечного напряжения используются игры с целью развлечь детей, переключить их внимание на активную двигательную деятельность. Это народные игры с текстом и припеванием. Например: «Великаны и карлики», «Мыши водят хоровод», «Птички в гнездышках», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Мой веселый звонкий мяч» и др.
Для увеличения двигательной активности детей и вовлечения их в спортивную среду дошкольного учреждения детям предлагают выполнять активные упражнения в игровой форме. Это могут быть простые задания на подражание действиям животных, предметов. Например: «Ребята, сейчас мы с вами превратимся в маленьких медвежат, которые идут друг за другом» - для отработки правильной ходьбы в колонне; или, «Сегодня мы с вами будем прыгать как зайчата. Зайчики очень быстро прыгают. Каждому зайчику нужно добежать до своей морковки», или, «Сегодня мы с вами будем запускать бумажных самолетиков. Постарайтесь, чтобы ваши самолетики летели высоко и далеко» - (для отработки броска вперед-вверх.). А также задания с использованием многофункционального игрового физкультурного оборудования (мягких модулей разного цвета и формы, оборудования для развития сенсомоторики, и традиционного физкультурного оборудования, например: мячей, кубиков, дуг, ребристых дорожек и т.д.). Все это помогает разнообразить содержание работы с детьми 2-3 лет.
Использование индивидуально-коррекционных игр даёт хороший эффект снятия психомышечного напряжения, особенно велика их роль при работе с детьми с тяжелой степенью адаптации. При внедрении этой формы за основу взята методика направленной игротерапии А.А. Романова. Это вид игровой терапии, когда взрослый, являясь источником игровой активности для ребенка и превращаясь в его состояние, в то же время сохраняет контроль над нарушенным его поведением в сотрудничестве с ребенком. Например: игра «Ты «Нападайка», а я «Небояйка!»: взрослый дает ребенку легкий мячик и просит попасть в него мячом, сам взрослый во время игры показывает, как можно увернуться от мяча, и лишь иногда позволяет ребенку попасть в него. Такая игра проводится с целью стимуляции положительных эмоций и чувства успеха, двигательной активности для преодоления нерешительности и обидчивости у детей.
Отдельно хотелось бы выделить дыхательную гимнастику. Медленный выдох помогает ребенку расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, а тем более в период адаптации детей к детскому саду. Например: «Часики» (часики вперед идут за собою нас ведут), «Петух» (крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг), «Ежик» и др.
Использование комплекса разнообразных игровых форм двигательной активности положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, помогает организовывать различные виды индивидуальной и коллективной двигательной деятельности.
Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Читайте также |
---|
Социальный педагогический проект на тему «Твори добро»
Социальный педагогический проект на тему «Твори добро» Паспорт проекта Вид проекта – творческий. По содержанию – социально-педагогический. По числу контактов – совместная деятельность педагогов...
Рабочая программа кружка «Английский язык»
Рабочая программа кружка «Английский язык»
Дыхание весны
Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...