Развитие восприятия народной музыки у детей

Через познание музыкального искусства своего народа, духовных ценностей национальной, отечественной и мировой культуры происходит формирование духовно-нравственной, эстетической культуры дошкольников.

Особой и важной частью эстетической культуры становится национальная музыка как средство общения между людьми одной национальности и разных этносов. Поэтому важно приобщать детей к национальной музыке в современных условиях поликультурной музыкальной среды. Только развитое этномузыкальное сознание образует яркие музыкально-слуховые ощущения, представления, художественно-образные процессы дошкольника в области музыкальных традиций своего и других народов.

Каждый народ за всю свою историческую эпоху эволюционировал вместе с музыкой, которая сопровождала его на этом пути. Проследить развитие, основные вехи истории и значимые события народа можно, прослушав музыкальные композиции, принадлежащие к разному времени. Это позволит уловить самые важные мотивы в народном творчестве, которое передает всю глубину переживаний, страданий, радостей и побед в то или иное время.

Началом освоения национальной музыкальной культуры является ее восприятие. От восприятия музыки, как основного вида музыкальной деятельности, зависит эффективность музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

От того как педагог введёт детей в мир народной музыки, традиций национальной музыкальной культуры, в её звуковую, эмоциональную и нравственно-эстетическую сферу, возможно, на всю жизнь определиться их гармоничное отношение к народам, к миру, к жизни, к человечеству. Музыкальный руководитель, говоря о творчестве определенного народа, большое внимание должен уделять интонационному строю народной музыки, ее ладовым, гармоническим и ритмическим особенностям.  Тогда детям будут понятны образы народной музыки.

В связи с введением национально-регионального компонента в ФГОС, духовное наследие русского и башкирского народов приобретает особую ценность. Так как мы живем в республике Башкортостан, подробнее рассмотрим музыкальную культуру башкирского народа.

Одной из главных особенностей башкирской народной музыки является ее монодийная и импровизационная природа. Разновидности мелодики: узун-кюй (долгий, протяжный напев, включающий широкораспевные метроритмически свободные песни или инструментальные мелодии импровизационного склада), уртаса-кюй (полупротяжный напев), кыска-кюй (короткий напев, включающий скорые, чёткие по структуре ритмические моторные песни или изобразительные пьесы). К кыска-кюй примыкают различные виды инструментальных мелодий: марши, сопровождающие военные мужские танцы; бейеу-кюй — лирические и плясовые напевы; такмак — плясовая песня, наподобие частушки.

Значительное место в материальной и духовной культуре башкир занимают народные музыкальные инструменты, исполнение на которых развивалось  наряду с песенным творчеством. Инструментальная народная музыка башкир представлена наигрышами на курае, реже на кубызе, а в послереволюционный период на гармони и скрипке. Исполнение песен и наигрышей часто предваряется легендой (йыр тарихы) об истории возникновения данной песни или напева.

Для украшения мелодии в башкирской музыке широко используются мелодические обороты из звуков малой длительности, что обозначается термином орнаментика. В орнаментику входят мелизмы, пассажи, фигурации,  звукоподражательные образы (крик журавлей, перезвоны, топот копыт) и т.д. 

В башкирском детском фольклоре, как и других народов, происходит соединение мелодико-ритмических интонаций с поэтическим текстом и танцевально-игровыми движениями. Детский фольклор отличается большим своеобразием – это колыбельные песни, потешки, прибаутки, песни-хороводы, сказки, загадки и т.д. По мнению исследователя Г.С. Виноградова, детский фольклор вызван к жизни «педагогическими надобностями народа», чтобы вырастить человека, здорового телом и душой [1, с. 59]. Детский музыкальный фольклор башкирского народа являлся своеобразной школой музыкального воспитания ребенка, где без специальных педагогических методов и приемов, быстро и легко, чаще в процессе игры, у детей развивались элементарные музыкальные способности: ощущение тембра, длительности, высоты звука; навыки и умения правильного воспроизведения мелодий песен, точной передачи размера и ритмического рисунка музыки и т.д.

Восприятие народной песни является для детей наиболее понятной формой художественного творчества, так как в ней сочетается поэзия и музыка. Песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе, семье, к происходящим историческим событиям. Ребята должны познакомиться с различными жанрами народной песни. Это любовные, семейно-бытовые, трудовые, солдатские, шуточные, также обрядовые песни: календарные и свадебные и т.д. Каждый из этих жанров передает определенное эмоциональное состояние, чувства. В этих песнях передаются эстетические ценности и идеалы, традиции наших предков. В.Н. Шацкая работая с детьми, особое внимание уделяла народной песне, считая, что понимание красоты и выразительности народной музыки подготавливает к восприятию произведений мировой классики. Подчеркивал воспитательную роль народной песни В.А. Сухомлинский, который писал: «Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слова родной песни – это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния» [3, с. 9]. Венгерский композитор и теоретик З. Кодай считал, что восприимчивость к музыкальному искусству, в том числе и к народному музыкальному творчеству, в наибольшей степени пробуждает собственная исполнительская деятельность, прежде всего пение, так как для каждого человека самым доступным музыкальным инструментом является голос.

Народное музыкальное творчество – это многоликий процесс, в котором задействована история, социальный фактор, уровень образования и воспитания. Национальная классическая музыка, как составная часть национальной культуры может стать основой формирования и развития активной творческой личности, помочь решению актуальных проблем – пробуждение интереса, понимание особенностей  различных культур, и как следствие,  появление мотивации к взаимодействию и сотрудничеству в многонациональном обществе.

Литература.

  1. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: учебное пособие. – Иркутск.: Иркут.секции науч. работников, 1930. – 223 с.
  2. Кодай З. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1982. – 288 с.
  3. Сухомлинский В.А. О воспитании: монография. – М.: Просвещение, 1973. – 12 с.
  4. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества: учебное пособие. – М.: Педагогика, 1975. – 200 с.


Новые публикации

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет»

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет» Сегодня Интернет для большинства людей стал жизненной необходимостью. В наши дни мы все проводим...

Читайте также

LEGO-конструирование и робототехника в образовательном пространстве детского сада

LEGO-конструирование и робототехника в образовательном пространстве детского сада Актуальность внедрения LEGO-конструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО. Работая с конструктором LEGO, дети...

Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей к русской народной культуре

Мастер-класс по изготовлению (созданию) кукол, которые помогут в работе по духовно-нравственному воспитанию детей Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей к русской...

Конспект экологической викторины «Знатоки природы»

Конспект экологической викторины «Знатоки природы»

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”. Цель: -Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок. -Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль.  Программные задачи:  Образовательные:  -Обогатить и активизировать словарь...

Мини-проект о безопасности «Лето-территория безопасности»

Подготовила Калинина Юлия Юрьевна и Гатауллина Елена Гелаевна   Цель: Содействие формированию у детей осознанного выполнения правил поведения , обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта в летний период с учетом индивидуальных особенностей и...

Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022

  Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022 Цель: Приобщение детей к русским народным традициям. Задачи: Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас". Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей...

Конспект музыкально-логоритмической деятельности "У кошки новоселье"

«У кошки новоселье». Ход занятия. Педагог: У кого усатая, Морда полосатая, Спинка, словно мостик, За мосточком хвостик? (кошка) Мы сегодня не ребята, А веселые котята. Будем, как котята жить, Спать, мяукать и шалить. 1. Динамические упражнения. Дети ложатся на ковер...