Развитие восприятия народной музыки у детей

Через познание музыкального искусства своего народа, духовных ценностей национальной, отечественной и мировой культуры происходит формирование духовно-нравственной, эстетической культуры дошкольников.

Особой и важной частью эстетической культуры становится национальная музыка как средство общения между людьми одной национальности и разных этносов. Поэтому важно приобщать детей к национальной музыке в современных условиях поликультурной музыкальной среды. Только развитое этномузыкальное сознание образует яркие музыкально-слуховые ощущения, представления, художественно-образные процессы дошкольника в области музыкальных традиций своего и других народов.

Каждый народ за всю свою историческую эпоху эволюционировал вместе с музыкой, которая сопровождала его на этом пути. Проследить развитие, основные вехи истории и значимые события народа можно, прослушав музыкальные композиции, принадлежащие к разному времени. Это позволит уловить самые важные мотивы в народном творчестве, которое передает всю глубину переживаний, страданий, радостей и побед в то или иное время.

Началом освоения национальной музыкальной культуры является ее восприятие. От восприятия музыки, как основного вида музыкальной деятельности, зависит эффективность музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

От того как педагог введёт детей в мир народной музыки, традиций национальной музыкальной культуры, в её звуковую, эмоциональную и нравственно-эстетическую сферу, возможно, на всю жизнь определиться их гармоничное отношение к народам, к миру, к жизни, к человечеству. Музыкальный руководитель, говоря о творчестве определенного народа, большое внимание должен уделять интонационному строю народной музыки, ее ладовым, гармоническим и ритмическим особенностям.  Тогда детям будут понятны образы народной музыки.

В связи с введением национально-регионального компонента в ФГОС, духовное наследие русского и башкирского народов приобретает особую ценность. Так как мы живем в республике Башкортостан, подробнее рассмотрим музыкальную культуру башкирского народа.

Одной из главных особенностей башкирской народной музыки является ее монодийная и импровизационная природа. Разновидности мелодики: узун-кюй (долгий, протяжный напев, включающий широкораспевные метроритмически свободные песни или инструментальные мелодии импровизационного склада), уртаса-кюй (полупротяжный напев), кыска-кюй (короткий напев, включающий скорые, чёткие по структуре ритмические моторные песни или изобразительные пьесы). К кыска-кюй примыкают различные виды инструментальных мелодий: марши, сопровождающие военные мужские танцы; бейеу-кюй — лирические и плясовые напевы; такмак — плясовая песня, наподобие частушки.

Значительное место в материальной и духовной культуре башкир занимают народные музыкальные инструменты, исполнение на которых развивалось  наряду с песенным творчеством. Инструментальная народная музыка башкир представлена наигрышами на курае, реже на кубызе, а в послереволюционный период на гармони и скрипке. Исполнение песен и наигрышей часто предваряется легендой (йыр тарихы) об истории возникновения данной песни или напева.

Для украшения мелодии в башкирской музыке широко используются мелодические обороты из звуков малой длительности, что обозначается термином орнаментика. В орнаментику входят мелизмы, пассажи, фигурации,  звукоподражательные образы (крик журавлей, перезвоны, топот копыт) и т.д. 

В башкирском детском фольклоре, как и других народов, происходит соединение мелодико-ритмических интонаций с поэтическим текстом и танцевально-игровыми движениями. Детский фольклор отличается большим своеобразием – это колыбельные песни, потешки, прибаутки, песни-хороводы, сказки, загадки и т.д. По мнению исследователя Г.С. Виноградова, детский фольклор вызван к жизни «педагогическими надобностями народа», чтобы вырастить человека, здорового телом и душой [1, с. 59]. Детский музыкальный фольклор башкирского народа являлся своеобразной школой музыкального воспитания ребенка, где без специальных педагогических методов и приемов, быстро и легко, чаще в процессе игры, у детей развивались элементарные музыкальные способности: ощущение тембра, длительности, высоты звука; навыки и умения правильного воспроизведения мелодий песен, точной передачи размера и ритмического рисунка музыки и т.д.

Восприятие народной песни является для детей наиболее понятной формой художественного творчества, так как в ней сочетается поэзия и музыка. Песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе, семье, к происходящим историческим событиям. Ребята должны познакомиться с различными жанрами народной песни. Это любовные, семейно-бытовые, трудовые, солдатские, шуточные, также обрядовые песни: календарные и свадебные и т.д. Каждый из этих жанров передает определенное эмоциональное состояние, чувства. В этих песнях передаются эстетические ценности и идеалы, традиции наших предков. В.Н. Шацкая работая с детьми, особое внимание уделяла народной песне, считая, что понимание красоты и выразительности народной музыки подготавливает к восприятию произведений мировой классики. Подчеркивал воспитательную роль народной песни В.А. Сухомлинский, который писал: «Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слова родной песни – это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния» [3, с. 9]. Венгерский композитор и теоретик З. Кодай считал, что восприимчивость к музыкальному искусству, в том числе и к народному музыкальному творчеству, в наибольшей степени пробуждает собственная исполнительская деятельность, прежде всего пение, так как для каждого человека самым доступным музыкальным инструментом является голос.

Народное музыкальное творчество – это многоликий процесс, в котором задействована история, социальный фактор, уровень образования и воспитания. Национальная классическая музыка, как составная часть национальной культуры может стать основой формирования и развития активной творческой личности, помочь решению актуальных проблем – пробуждение интереса, понимание особенностей  различных культур, и как следствие,  появление мотивации к взаимодействию и сотрудничеству в многонациональном обществе.

Литература.

  1. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: учебное пособие. – Иркутск.: Иркут.секции науч. работников, 1930. – 223 с.
  2. Кодай З. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1982. – 288 с.
  3. Сухомлинский В.А. О воспитании: монография. – М.: Просвещение, 1973. – 12 с.
  4. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества: учебное пособие. – М.: Педагогика, 1975. – 200 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы «Дома для трёх поросят» Цель: развитие познавательных способностей детей при помощи конструктивной деятельности (формирование способности производить...

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками»

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками» I. Пояснительная записка 1.1. Тема проекта Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной...

Читайте также

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для…

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для средней группы Цель: формировать представление о домашнем животном кролике и его...

Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного…

Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом своей работы...

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности