Развитие восприятия народной музыки у детей
Через познание музыкального искусства своего народа, духовных ценностей национальной, отечественной и мировой культуры происходит формирование духовно-нравственной, эстетической культуры дошкольников.
Особой и важной частью эстетической культуры становится национальная музыка как средство общения между людьми одной национальности и разных этносов. Поэтому важно приобщать детей к национальной музыке в современных условиях поликультурной музыкальной среды. Только развитое этномузыкальное сознание образует яркие музыкально-слуховые ощущения, представления, художественно-образные процессы дошкольника в области музыкальных традиций своего и других народов.
Каждый народ за всю свою историческую эпоху эволюционировал вместе с музыкой, которая сопровождала его на этом пути. Проследить развитие, основные вехи истории и значимые события народа можно, прослушав музыкальные композиции, принадлежащие к разному времени. Это позволит уловить самые важные мотивы в народном творчестве, которое передает всю глубину переживаний, страданий, радостей и побед в то или иное время.
Началом освоения национальной музыкальной культуры является ее восприятие. От восприятия музыки, как основного вида музыкальной деятельности, зависит эффективность музыкально-эстетического воспитания дошкольников.
От того как педагог введёт детей в мир народной музыки, традиций национальной музыкальной культуры, в её звуковую, эмоциональную и нравственно-эстетическую сферу, возможно, на всю жизнь определиться их гармоничное отношение к народам, к миру, к жизни, к человечеству. Музыкальный руководитель, говоря о творчестве определенного народа, большое внимание должен уделять интонационному строю народной музыки, ее ладовым, гармоническим и ритмическим особенностям. Тогда детям будут понятны образы народной музыки.
В связи с введением национально-регионального компонента в ФГОС, духовное наследие русского и башкирского народов приобретает особую ценность. Так как мы живем в республике Башкортостан, подробнее рассмотрим музыкальную культуру башкирского народа.
Одной из главных особенностей башкирской народной музыки является ее монодийная и импровизационная природа. Разновидности мелодики: узун-кюй (долгий, протяжный напев, включающий широкораспевные метроритмически свободные песни или инструментальные мелодии импровизационного склада), уртаса-кюй (полупротяжный напев), кыска-кюй (короткий напев, включающий скорые, чёткие по структуре ритмические моторные песни или изобразительные пьесы). К кыска-кюй примыкают различные виды инструментальных мелодий: марши, сопровождающие военные мужские танцы; бейеу-кюй — лирические и плясовые напевы; такмак — плясовая песня, наподобие частушки.
Значительное место в материальной и духовной культуре башкир занимают народные музыкальные инструменты, исполнение на которых развивалось наряду с песенным творчеством. Инструментальная народная музыка башкир представлена наигрышами на курае, реже на кубызе, а в послереволюционный период на гармони и скрипке. Исполнение песен и наигрышей часто предваряется легендой (йыр тарихы) об истории возникновения данной песни или напева.
Для украшения мелодии в башкирской музыке широко используются мелодические обороты из звуков малой длительности, что обозначается термином орнаментика. В орнаментику входят мелизмы, пассажи, фигурации, звукоподражательные образы (крик журавлей, перезвоны, топот копыт) и т.д.
В башкирском детском фольклоре, как и других народов, происходит соединение мелодико-ритмических интонаций с поэтическим текстом и танцевально-игровыми движениями. Детский фольклор отличается большим своеобразием – это колыбельные песни, потешки, прибаутки, песни-хороводы, сказки, загадки и т.д. По мнению исследователя Г.С. Виноградова, детский фольклор вызван к жизни «педагогическими надобностями народа», чтобы вырастить человека, здорового телом и душой [1, с. 59]. Детский музыкальный фольклор башкирского народа являлся своеобразной школой музыкального воспитания ребенка, где без специальных педагогических методов и приемов, быстро и легко, чаще в процессе игры, у детей развивались элементарные музыкальные способности: ощущение тембра, длительности, высоты звука; навыки и умения правильного воспроизведения мелодий песен, точной передачи размера и ритмического рисунка музыки и т.д.
Восприятие народной песни является для детей наиболее понятной формой художественного творчества, так как в ней сочетается поэзия и музыка. Песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе, семье, к происходящим историческим событиям. Ребята должны познакомиться с различными жанрами народной песни. Это любовные, семейно-бытовые, трудовые, солдатские, шуточные, также обрядовые песни: календарные и свадебные и т.д. Каждый из этих жанров передает определенное эмоциональное состояние, чувства. В этих песнях передаются эстетические ценности и идеалы, традиции наших предков. В.Н. Шацкая работая с детьми, особое внимание уделяла народной песне, считая, что понимание красоты и выразительности народной музыки подготавливает к восприятию произведений мировой классики. Подчеркивал воспитательную роль народной песни В.А. Сухомлинский, который писал: «Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слова родной песни – это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния» [3, с. 9]. Венгерский композитор и теоретик З. Кодай считал, что восприимчивость к музыкальному искусству, в том числе и к народному музыкальному творчеству, в наибольшей степени пробуждает собственная исполнительская деятельность, прежде всего пение, так как для каждого человека самым доступным музыкальным инструментом является голос.
Народное музыкальное творчество – это многоликий процесс, в котором задействована история, социальный фактор, уровень образования и воспитания. Национальная классическая музыка, как составная часть национальной культуры может стать основой формирования и развития активной творческой личности, помочь решению актуальных проблем – пробуждение интереса, понимание особенностей различных культур, и как следствие, появление мотивации к взаимодействию и сотрудничеству в многонациональном обществе.
Литература.
- Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: учебное пособие. – Иркутск.: Иркут.секции науч. работников, 1930. – 223 с.
- Кодай З. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1982. – 288 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании: монография. – М.: Просвещение, 1973. – 12 с.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества: учебное пособие. – М.: Педагогика, 1975. – 200 с.
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы «Дома для трёх поросят» Цель: развитие познавательных способностей детей при помощи конструктивной деятельности (формирование способности производить...
Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»
Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»
Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками»
Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками» I. Пояснительная записка 1.1. Тема проекта Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной...