Развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании Приморского края как эффективного механизма реализации моделей формирования сети дошкольных организаций в условиях демографического прогноза

Дополнительным механизмом создания мест в детских садах в Приморском крае является государственно-частное партнерство.  

Как отмечают в департаменте образования и науки Приморского края, в 2019 году на территории региона работают 15 негосударственных дошкольных образовательных организаций, 13 негосударственных образовательных центров. Их посещает более 1 500 детей.

На сайте департамента образования и науки помещены перечень негосударственных (частных) образовательных организаций Приморского края, реализующих образовательную программу дошкольного образования, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, и перечень дошкольных образовательных центров, реализующих образовательную программу дошкольного образования, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, созданных индивидуальными предпринимателями.

Среди них: ИП «Панькова» и АНО «Маленький волшебник» (Панькова Олеся Владимировна), г. Владивосток; частное общеобразовательное учреждение школа – детский сад «Вершина Монтессори» (Вышина Татьяна Игоревна), г. Владивосток, основанные на модели «Поддержка развития раннего детства (до 3 лет)»; частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 248» ОАО «РЖД», г. Владивосток; частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 249» ОАО «РЖД», г. Владивосток; частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 246» ОАО «РЖД», г. Уссурийск; частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 251» ОАО «РЖД» и др. (всего 7 частных дошкольных образовательных организаций), реализующие модель «Дошкольная образовательная сеть». Модель «Адаптивная система дошкольного образования (инклюзивный центр развития ребенка)» в негосударственном секторе дошкольного образования Приморского края отсутствует.

В целях развития сети негосударственных (частных) дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) и индивидуального предпринимательства по организации групп по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в рамках подпрограммы «Развитие конкуренции на рынках товаров и услуг Приморского края» государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 382-па, органами местного самоуправления проводилась работа по формированию инфраструктуры поддержки частно-государственного партнерства (за счет программ финансирования малого и среднего предпринимательства) и имущественной поддержки (передача муниципальных помещений субъектам малого и среднего предпринимательства под организацию частных детских садов, создание условий для предоставления льгот по арендной плате, установка долгосрочных сроков аренды); созданию режима благоприятствования для развития малого предпринимательства в сфере дошкольного образования через обеспечение информационной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Осуществлялась реализация мер государственной поддержки негосударственных (частных) ДОО в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в целях достижения доступности дошкольного образовании для детей в возрасте от 3 до 7 лет в Приморском крае действуют подпрограмма «Развитие системы дошкольного образования» государственной программы «Развитие образования Приморского края» на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 395-па (далее – Программа), и муниципальные программы развития дошкольного образования. Вопрос нехватки мест в ДОО края в основном отмечен в населенных пунктах с высокой плотностью населения (городские округа).

Среди основных приоритетных направлений на период до 2020 года в развитии дошкольного образования Приморского края планируется открытие негосударственных, семейных детских садов.

Механизмы реализации подпрограммы 1 в части поддержки негосударственного сектора дошкольного образования направлены на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий, координацию действий участников её реализации, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий, проведение мониторинга состояния работ по выполнению подпрограммы, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий подпрограммы и осуществляется посредством предоставления:

– субсидий из краевого бюджета частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с предоставлением дошкольного образования;

– субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования Приморского края. В подпрограмме представлен порядок предоставления субсидий из краевого бюджета частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с предоставлением дошкольного образования.

Администрации муниципальных образований Приморского края оказывают содействие гражданам, желающим заняться индивидуальным предпринимательством по оказанию услуг дошкольного образования. Проводятся бизнес-семинары, обеспечивается финансовая поддержка индивидуальным предпринимателям по открытию дошкольных групп разной направленности в рамках муниципальных программ по развитию малого и среднего предпринимательства.

В целях поддержки индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги дошкольного образования, действует утвержденный постановлением Администрации Приморского края от 29.08.2014 № 346-па «Порядок предоставления субсидий индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми на возмещение части затрат, связанных с созданием дошкольных образовательных центров» (в размере не более 50 % документально подтвержденных фактических затрат; максимальный размер в 2014 году – 10,0 млн руб., в 2015 году – 5,0 млн руб.).

По результатам конкурсов бизнес-проектов по созданию дошкольных образовательных центров с 14 индивидуальными предпринимателями-победителями заключены соглашения на срок не менее трех лет о предоставлении им субсидий и договоры по обеспечению функционирования создаваемых ими дошкольных образовательных центров.

Одним предпринимателем создан центр без участия средств краевого бюджета. Все эти предприниматели получили лицензии на осуществление образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Программа содействия созданию частных дошкольных образовательных центров по итогам 2016 года была приостановлена в связи с отсутствием потребности субъектов малого предпринимательства в получении вышеуказанных субсидий.

До 2021 года только в рамках регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей до трех лет» национального проекта «Демография» в Приморье планируется создать около 4 тысяч мест. Это станет возможным за счет строительства, выкупа новых дошкольных учреждений, перепрофилирования и проведения капитального ремонта в существующих. Уже до конца 2019 года планируется ввести в детских садах региона более 400 мест.

Регулирование деятельности негосударственного сектора дошкольного образования осуществляется на основе соответствующих федеральных, а также региональных и муниципальных нормативно-правовых документов:

– Постановление Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 г. № 395-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013–2020 годы»;

– Приказ департамента образования и науки Приморского края от 01.07.2014 № 763-а «Об организации работы по обеспечению введения федерального государственного образовательного государственного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Приморского края»;

– Постановление Администрации Приморского края от 29.08.2014 № 346-па «Порядок предоставления субсидий индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми на возмещение части затрат, связанных с созданием дошкольных образовательных центров».

В 2019 году на площадке Дальневосточного представительства Агентства стратегических инициатив (АСИ) создана общественная ассоциация частных предпринимателей, занимающихся развитием дошкольного образования в Приморском крае, которая поможет в решении проблем негосударственного сектора дошкольного образования в регионе. Предприниматели обозначили главные в их бизнесе проблемы: нехватка средств на содержание детских садов и трудности с арендой помещений.

Условия для притока частных инвестиций в негосударственный сектор дошкольного образования уже создаются в Приморье. Между АСИ и субъектом Федерации подписано соглашение, по которому регион взял на себя обязательства способствовать внедрению программы на территории Приморского края, развивая и поддерживая социальную сферу услуг, другими словами – предпринимателей в социальной сфере. Проблемы частного предпринимательства в негосударственной сфере дошкольного образования обсуждались 26 сентября 2019 во Владивостоке на краевой конференции «Развитие негосударственного сектора в социальной сфере» (для частных детских садов и развивающих центров).

Анализ механизмов реализации моделей эффективного развития негосударственного сектора в дошкольном образовании в ряде субъектов Российской Федерации (Самарская область, Псковская область, Красноярский край, Приморский край) позволил выделить особенности механизмов поддержки предоставления услуг дошкольного образования индивидуальными предпринимателями, «организовавшими семейные»  детские сады, предоставления индивидуальными предпринимателями услуг по присмотру и уходу за детьми в «семейных» детских садах и предоставления дошкольного образования в группах кратковременного пребывания, в том числе организованных индивидуальными предпринимателями.

Данный опыт предложен к рассмотрению и дальнейшему изучению в качестве позитивной практики формирования региональных программ развития и территориального планирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в рамках реализации проектных мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации.



Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми…

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных...

Конспект итогового интегрированного занятия во второй младшей группе «Поможем Колобку»

Конспект итогового интегрированного занятия во второй младшей группе «Поможем Колобку» Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течение года. Задачи: Речевое развитие: 1...

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста основных навыков безопасного поведения на улицах...

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...