Поведение человека должно быть осмысленно

Слово «экология» прочно вошло в обиход.  Его можно услышать по радио и телепередачах, в разговорах на бытовую тему, прочитать в газетах и журналах. Произошло это не случайно.

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесённые ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики.  

Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязнённый воздух… Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него.

Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная конференция Организации Объединённых наций по окружающей среде, принявшая в 1992г. в Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21-й век» - программу работ, предусматривающую гармоничное достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.

Для успешного выполнения этой программы недостаточно усилий  государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо  овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.

Мы уже знаем, что экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Под живым организмом можно понимать и микроба, и слона и человека.  Под средой обитания – и почву, в которой живёт тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, то есть всё то, что окружает организм и с чем он взаимодействует.

Экологические проблемы рассматриваются с учётом всех процессов, происходящих в человеческом обществе. Деятельность человека очень часто оказывает отрицательное воздействие на самого человека и окружающую его природу.

Осенью с наступление листопада наши города и посёлки погружаются в смрадную дымовую пелену. Уборка территории от опавшей листвы превратилась в странную кампанию, не поддающуюся разумному объяснению. Стремясь придать улицам наших городов опрятный вид, жители с рвением достойным иного применения, жгут всё, что удаётся сгрести или смести. Во многих случаях с листвой попадают и такие предметы как пластмасса и полимерные плёнки.

Сжигать листву нельзя по двум причинам: с одной стороны, такие действия ухудшают условия существования деревьев в городе; с другой, они наносят непоправимый ущерб здоровью жителей, и не только тех, кто непосредственно сжигает листву.  Сжигая на костре  листву, мы загрязняем воздух, возвращая в атмосферу те вредные вещества, которые растения усваивали из городской почвы и воздуха весной, летом и осенью. На поверхности листьев накапливаются радиоактивные изотопы. Эти вещества вместе с дымом переносятся на большие расстояния, попадают в лёгкие, на кожу людей, продукты питания, одежду и т.д.

Несколько слов о загрязнении почвы и водоёмов. Раньше проблема мусора считалась чисто городской, сегодня село также страдает от него. Окрестности современных городов превратились в дикие свалки. Мусором завалены обочины автомобильных дорог. Его мы встречаем в лесу и на лугу. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали ближайшие участки леса возле многих дачных посёлков.

Уже сегодня  вряд ли у кого возникает желание прогуляться в таком лесу. Самое печальное в том, что большинство людей не видят в этом серьезной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что этот мусор вернётся к каждому из нас на участок в виде загрязнённой грунтовой воды или токсичной пыли. Воду из колодца пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены и непригодны в пищу.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом которого должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду.

Воспитание направлено на формирование экологически целесообразных потребностей общения с окружающей средой, сбережения ее от загрязнения и разрушения. Воспитание – это формирование привычки соблюдать экологические предписания и запреты, желания и намерения решать экологические проблемы в своей местности, в своей стране, в мире. Нужно воспитывать в ребенке не только созерцательное отношение к природе, но и, что особенно важно, созидательное. Только зародив в душе учеников уважение и любовь к природе, ее жизни, можно быть уверенным, что там уже не будет места варварству. Жизнь человека напрямую зависит от жизни природы, поэтому, охраняя ее, человек, прежде всего, охраняет свою жизнь. Человек – неотъемлемая часть природы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...

Вред интернета для детей

Вред интернета для детей Современный мир уже невозможно представить без интернета, знакомство со всемирной сетью у многих начинается с достаточно раннего...

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...

Читайте также

Лепбук «Наш театр»

Лепбук «Наш театр» У детей всегда поднимается настроение, когда они смотрят кукольный театр в детском саду. Наибольший восторг у них вызывает...

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава…

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава Армии родной» Цели и задачи: Формировать представления детей о государственном празднике –...

Конспект ООД по изодеятельности во второй младшей группе «Таблетки для…

Конспект ООД по изодеятельности во второй младшей группе «Таблетки для куклы» Цель: закрепить умение рисовать предметы круглой формы. Задачи: Закреплять умения правильно держать кисточку, рисовать...