Применение образовательных педагогических технологий при организации коммуникативной деятельности дошкольников с ТНР и ОНР в работе учителя – логопеда

Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, его познавательной и эмоциональной сфер, что очень важно для коррекции недостатков развития общения у детей с нарушениями речи. Речевой дефект затрудняет развитие коммуникативной и творческой деятельности детей, ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков.

Подобные причины не преодолеваются спонтанно. Они требуют от учителя - логопеда ДОУ специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность с взрослыми и детьми, т.е. целенаправленного формирования коммуникативной деятельности.

Согласно ФГОС содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности.

В нашем детском саду воспитываются дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) в возрасте от 5-ти до 7 лет. Поэтому вся система воспитательно-образовательной работы направлена на осуществление совместной коррекционно-развивающей деятельности всего педагогического коллектива (л, в, и др спец), итогом которой является стабильно - положительный результат.

В своей логопедической практике мы используем наряду с традиционными практиками современные образовательные технологии, направленные на максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

В своей работе мы используем здоровьесберегающие технологии, такие как дыхательную, артикуляционную гимнастики, с целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используем зрительные гимнастики («Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т.д.), а также гимнастику для глаз по лексическим темам в сочетании с речевым материалом, сказкотерапию, игры в сухих бассейнах( найди букву), мы с ребятами играем в подвижные игры, логоритмические упражнения, игры на развитие памяти и мышления,

элементы драматизации, упражнения на развитие графомоторных навыков,

релаксацию (она снимает напряжение, чувство беспокойства, развивает

умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения).

При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка (музыкотерапия), которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. Как же без игры? Мы широко используем игры по обучению грамоте, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи, развитие фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, лексико- грамматического строя речи.

И конечно используем игрушки на занятиях, которые погружают

ребят в некую сказочную или же игровую обстановку, где дети должны посодействовать героям, либо приглашают их поиграть, научить тому, чему обучаются сами ребята. В конце занятия они благодарят их за помощь. Игровая обстановка воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учатся произносить некоторый звук, но и помогают героям выучить любимый звук и т.д.

Чрезвычайно нравятся старшим дошкольникам занятия в форме квест- игры, конкурса, викторины, соревнования.

В своей работе мы применяем Технологии критического мышления:

«Верные – неверные суждения», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Толстые, тонкие вопросы», «Синквейн», «Кластер» и другие.

А как же обойтись в работе с современными детьми без ИКТ-технологий? И здесь у учителя-логопеда имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления. С каким удовольствием ребята выполняют задания тигренка из логопедической программы «Игры для Тигры» или Бабы – Яги из обучающей программы «Школа Бабы-Яги».

Так же мы создаем презентации по автоматизации звуков, формированию фонематического слуха, развитию лексики и грамматики. Использование ИКТ-технологий повышает интерес и мотивацию у детей к овладению новыми навыками.

Родители - первые и самые важные учителя, и воспитатели для своего ребенка, а мы - их главные помощники. В нашем детском саду планируются разнообразные формы работы с семьями воспитанников, которые позволяют им быть активными участниками педагогического процесса.

Таким образом, применение современных педагогических технологий в работе с детьми ОНР, неизменно повышает результативность коррекционной работы, сформировывает ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, дает детям возможность обрести уверенность в себе. Также способствует повышению речевой активности; развитию речевых умений и навыков; снятию напряжения, восстановлению работоспособности; активизации познавательного интереса; улучшению концентрации внимания, развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.





Новые публикации

Перспективное планирование по ИЗО в старшей логопедической группе

Перспективное планирование по ИЗО в старшей логопедической группе

Экскурсия по экологической тропе

Экскурсия по экологической тропе (Старшая группа) Задачи: закрепить названия растений на экологической тропе детского сада. формировать любовь к малой родине через наблюдение...

Экскурсия к пруду детского сада

Экскурсия к пруду детского сада (Старшая группа) Задачи:  - рассказать детям о том, что кроме естественных водоёмов существуют искусственные, например пруд детского сада...

Читайте также

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема:…

Конспект непосредственно–образовательной деятельности с детьми средней группыТема: «Разноцветная сказка» Цель: формировать у дошкольников начальные представления об основных цветах спектра и уметь...

Праздник в подготовительной группе «Встреча весны на Руси»

Праздник в подготовительной группе «Встреча весны на Руси»   Цель: приобщение детей и родителей к культурным ценностям и особенностям русского народа. Задачи: Знакомить с...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности…

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности. Тема «Осень»   Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Задачи: закрепить в...


Комментарии

  • Елена Алексеевна Сус
    Спасибо!!!Очень нужный и полезный материал!!

    Подробнее...

     
  • Иваненко Вера
    Очень полное, освещение вопроса. Всё понятно. Коротко и в то же время доходчиво. Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо Вам за то, что поделились своим материалом. Мне он очень понравился!!!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Как растения помогают освоить азы математики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 28 «АБВГДейка – детский сад в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» (МБДОУ № 28 «АБВГДейка») Конспект НОД «Как растения помогают освоить азы математики» в средней группе.   Составитель: Исакович Г.Б. воспитатель   Кемерово...

Сказки с движениями

Методическая разработка Сказки с движениями. Для рассказывания и показывания с детьми от четырех лет. Разработала: Воспитатель МБДОУ № 28 «АБВГДейка» г. Кемерово Исакович Галина Борисовна 2020 Содержание   1. Введение 3-5 2. Русская народная сказка «Курочка Ряба» 6 3. Русская...

Консультация для воспитателей «Воспитывать тактичного собеседника»

Консультация для воспитателей «Воспитывать тактичного собеседника» Тактичность  – от французского слова  « такт »   (прикосновение, чувство, осязание)  - чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом. Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков З-С

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков З-С Образовательные области :коммуникативная, речевая, познавательная. Цель:  Развитие звуков З-Си правильного произношения их. Задачи: 1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство