«Расширяя границы» Детско-родительские группы - эффективная форма работы по социализации детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью
На сегодняшний день имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации.
Такие дети большую часть времени проводят дома, не имея возможности общаться с другими людьми и познавать новое. В развитии они часто отстают от своих сверстников, их эмоциональное состояние нестабильно, в поведении наблюдаются различные негативные моменты. Всё это происходит от того, что сужен круг общения, социального окружения, различных бытовых и естественных ситуаций. Родители таких детей в основном зациклены на здоровье и развитии, очень вымотаны в эмоциональном и психологическом плане. Их общение с внешним миром так же ограниченно.
На базе нашего учреждения уже второй год работает проект «Мы вместе», направленный на сопровождение и психологическую поддержку семей, воспитывающих ребёнка с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. Проект долгосрочный и включает в себя различные формы работы: родительский клуб «Поддержка», индивидуальные терапевтические занятия «Вместе с мамой» и интегрированные развивающие занятия в детско-родительских группах «Я не один».
Более подробно хочется рассказать о занятиях в детско-родительских группах.
Целью таких занятий является социализация детей с ОВЗ и инвалидностью в раннем возрасте.
Создание детско-родительских групп решает сразу несколько важных задач:
- Вместе мы находим ресурс и развиваем детей.
- Создаём единое пространство для общения и развития коммуникации между детьми.
- Знакомим родителей детей, дав им возможность пообщаться и понять, что они не один на один со своей проблемой.
- Обучаем родителей новым способам взаимодействия со своим ребёнком.
Занятие носит интегрированный характер, где включены разные виды деятельности, музыка, творчество, познание, игра.
Программа занятий носит название «Я не один» она составляется на учебный год. Перспективный план работы представлен ниже.
Месяц | Занятия | Темы |
Октябрь | Занятие №1 «Волшебное путешествие» Занятие №2 «Репка» |
Осень Овощи |
Ноябрь | Занятие №3 «Прогулка в сад» Занятие №4 «Домашняя ферма» Занятие №5 «Лесные приключения» |
Фрукты Домашние животные Дикие животные |
Декабрь | Занятие №6 «Зимняя сказка» Занятие №7 «Весёлый праздник Новый год» |
Зима Праздник Новый год |
Январь | Занятие №8 «Паровозик чух-чух-чух» Занятие №9 «Мы на лодочке плывём» Занятие №10 «Покормите птиц зимой» |
Транспорт Зимующие птицы |
Февраль | Занятие №11 «В гостях у бабушки Федоры» Занятие № 12 «День рождения куклы Тани» Занятие №13 «Магазин игрушек» |
Посуда Праздник день рождения Игрушки |
Март | Занятие №14 «Курочка Ряба встречает гостей» Занятие №15 «Мамины помощники» |
Домашние птицы Бытовые приборы |
Апрель | Занятие №16 «Мы хотим построить дом» Занятие №17 «Сказка 3 медведя» Занятие №18 «Полезные машины» |
Расположение и назначение комнат в доме Помогающий транспорт |
Май | Занятие №19 «У меня зазвонил телефон» Занятие №20 «Морское путешествие» Занятие №21 «Цветочный луг» |
Животные Африки Морские животные Цветы |
Июнь | Занятие №22 «Нынче Муха-Цокотуха именинница» Занятие №23 «Коробочка сюрпризов» |
Насекомые Подарки |
Сентябрь и июнь отводятся для диагностических мероприятий.
- Входная диагностика - определение уровня развития детей, их способностей и возможностей.
- Контрольная - в конце учебного года (где в динамике наблюдаются изменения, которые произошли у детей).
Занятия проходят с октября по май, один раз в неделю в специально оборудованной игровой комнате. Помещение неперегруженно различными сенсорными стимулами, стены покрашены в спокойные тона, хорошо освещено. Наше занятие проходит в кругу. Мамы с детьми рассаживаются парами, мама сзади, а ребёнок спереди, так удобно организовывать общение – дети чувствуют себя более уверенно с поддержкой со спины, а родители видят друг друга и остальных детей. Круговое размещение способствует быстрому установлению контакта и единству всей группы.
Занятие имеет чёткую структуру:
- Вводная часть – игры-приветсвия, коммуникативные игры, различные тактильные и пальчиковые игры по теме занятия.
За год мы разучили 3 игры приветствия, они музыкальные, дети очень любят их и от частого повторения хорошо запомнили, они уверенно повторяют песенки с движениями и даже стараются подпевать. Очень важно в начале занятия использовать знакомый, хорошо разученный материал, это настраивает детей на успешную деятельность. Мы используем материалы Екатерины и Сергея Железновых
- «Здравствуйте ладошки»,
- «Здравствуй солнце золотое»,
- «Собрались все дети в круг».
Основная часть – обозначение темы занятия, формулировка проблемы.
Почему именно проблема, потому что это мотивирует детей к действию, они с радостью соглашаются помогать, выручать из беды, быть друзьями или делать подарки на праздник. О проблеме детям сообщает герой, который появляется на занятии – если занятие про осенние листочки, то приходит Зайка с букетом листьев, если мы повторяем фрукты – это может Медведь с корзиной фруктов или Ёжик на спине у которого, лежит яблоко. Сюжет занятия выстраивается в соответствии с выбранной темой. Так как главная цель – это социализация, то и темы выбраны близкие и доступные ребёнку раннего возраста.
Ещё одной особенностью занятия является использование волшебной коробки (см. рисунок), куда заранее помещается весь атрибут, необходимый для выполнения упражнений. Коробка присутствует на каждом занятии, дети знают, что в решение проблемы может помочь волшебная коробочка, но чтобы она открылась нужно выполнить определённые задания: здесь мы берём упражнения на развитие движений, комплексы ОРУ, элементы психогимнастики и т.д.
Неотъемлемой частью занятия является совместное творчество (см. рисунок). Давно доказано, что это самая эффективная деятельность, где маленькие дети сразу же получают результат, а когда они делают это вместе с мамой или папой – это вдвойне приятнее. Тематика для творчества так же перекликается с темой занятия, что делает эту деятельность ещё и развивающей.
- Заключительная часть – релаксация.
Релаксационные техники так же подбираются в соответствии с тематикой занятия – это могут быть листики, которые кружатся по ветру или снежинки, а также капельки дождя или капли росы. Релаксация обязательно сопровождается классической музыкой.
Каждое занятие выстроено с учётом возраста и особенностей восприятия детей. Так в группы подбираются дети приблизительно одного возраста и с одинаковыми или похожими диагнозами.
За один год работы детско-родительских групп мы получили хорошие результаты (см. рисунок). Дети стали более уверенные в себе, научились взаимодействовать друг с другом и с другими взрослыми. Не боятся просить помощи и принимать её от других. Адекватно реагируют на критику. Умеют играть в коллективные игры. Их знания стали более прочными, теперь они уверенно выполняют задания, не боясь ошибиться.
Родители подружились между собой, стали поддержкой и опорой друг другу. Они не боятся делиться своими переживаниями и эмоциями. С радостью передают знания и опыт друг другу.
Таким образом, организация детско-родительских групп имеет важное значение в социализации детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью, решая сразу несколько существенных аспектов.
Такая форма работы подходит для различных дошкольных учреждений и домов ребёнка, где созданы центры ранней помощи и консультативные центры.
Читайте также |
---|
Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем…
Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов по…
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов по высоте в пределах трех» Цель: Формирование представлений о понятиях высокий, низкий.Тема:...
Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе…
Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе детского сада «Путешествие в осенний лес» Цель: сохранение и укрепление физического...