Пасха западных христиан и православный праздник

Форма работы: внеурочное мероприятие.

Цели работы: углубить знания учащихся о празднике Пасха и обычаях, связанных с ним, посредством обращения к литературным произведений, приобретения опыта культурно-творческой деятельности, расширения читательского кругозора. Воспитать такие ценности как сострадание, милосердие, любовь к Родите и ее традициям.

Необходимый инструментарий и оборудование: произведения по теме: К.Д. Ушинский, из детских воспоминаний, рассказ А. Куприна «Праздничные колокола»; наборы для создания подарков, картонные жёлоба; электронная презентация.

Место проведения мероприятия:

Ход проведения

До планируемого мероприятия учащимися прочитаны произведения К.Д. Ушинского («Из детских воспоминаний») и рассказ А. Куприна «Праздничные колокола», подготовлены индивидуальные наборы для украшения яиц, дано задание найти стихотворения о Пасхе и приготовить рассказ о том, как этот праздник празднуют в Европе и в нашей стране.

Дети заходят в класс. Садятся за заранее приготовленные рабочие места.

Слово учителя:

- Апрель – светлый месяц, месяц Пасхи. В этом году праздник Пасхи пришёлся на апреля. Праздник Пасхи или его называют Светлое Христово Воскресенье – самый главный праздник у всех верующих. В этот день воскрес из мёртвых Сын Божий- Иисус Христос. Этот праздник символизирует победу добра над злом, света над тьмой. жизни над смертью. В этом православный день радуются не только взрослые и дети, но и вся природа пробуждается от зимнего долгого сна.

Пасха всегда празднуется весело и торжественно. А как этот праздник празднуете вы? (Рассказы детей.)

Сегодня мы с вами узнаем, как этот светлый праздник встречают в нашей стране, а как – в европейских странах.

Но сперва давайте вспомним, где нам с вами встречались повествования об этом празднике.

Дети: На уроке литературного чтения.

Учитель: какие произведения мы изучали?

Дети: произведения К.Д. Ушинского.

Учитель: Кто вспомнит и напомнит остальным, о чем они были?

Дети: О Пасхе и днях, которые следуют перед ней. О чувствах и эмоциях мальчика перед праздником, о том, как прекрасен день Пасхи и о том, как люди и природа радуются Воскресенью Христа.

Учитель: Правильно. А какие еще произведения мы читали по этой теме, какие задания выполняли?

Дети: Мы читали рассказ А. Куприна «Пасхальные колокола», а дома мы искали стихотворения об этом празднике и готовили рассказ о том, как люди в Европе празднуют Пасху, и как этот праздник проводят у нас.

Учитель: хорошо, что вы вспомнили про задание, молодцы, но для начала давайте вспомним, о чем говорилось в рассказе Куприна?

Дети: Автор описывает то, как хорош и светел этот праздник и как радостно всему живому. Также он рассказывает о звоне колоколов, о том, что все могли подойти и позвонить в них.

Учитель: Мы вспомнили, о чем говорили с вами на уроке, и какие произведения читали. А как о Пасхе писали мастера стихосложения, вам интересно? А некоторые из вас уже об этом знают и готовы нам рассказать, правда? Давайте дадим им слово и послушаем, какие стихотворения подобрали ваши одноклассники.

Дети встают и рассказывают под музыку те стихотворения, которые они нашли:

Душа моя, ликуй и пой, 
Наследница небес: 
Христос воскрес, Спаситель твой 
Воистину воскрес! 

Так! Ад пред Сильным изнемог 
Из гробовых вериг, 
Из ночи смерти Сына Бог 
И с Ним тебя воздвиг. 

Из света вечного Господь 
Сошел в жилище тьмы, 
Облекся в перст, оделся в плоть - 
Да не погибнем мы! 

Неизреченная Любовь 

Всех таинств высота! 
За нас Свою святую кровь 
Он пролил со креста. 

Чистейшей кровию Своей 
Нас, падших, искупил 
От мук и гроба, из сетей 
И власти темных сил. 

Христос воскрес, Спаситель мой 
Воистину воскрес. 
Ликуй, душа: Он пред тобой 
Раскрыл врата небес!

В.К.Кюхильбекер

День Православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!

Но и святой Руси пределом
Его призыва не стесняй:
Пусть слышен будет в мире целом,
Пускай он льется через край,

Своею дальнею волною
И ту долину захватя,

Где бьется с немощию злою
Мое родимое дитя, –

Тот светлый край, куда в изгнанье
Она судьбой увлечена,
Где неба южного дыханье
Как врачебство лишь пьет она.

О, дай болящей исцеленья,
Отрадой в душу ей повей,
Чтобы в Христово Воскресенье
Всецело жизнь воскресла в ней.

Ф.И.Тютчев

Христос воскрес! Опять с зарёю
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажёгся над землёю
Для новой жизни новый день.

Ещё чернеют чащи бора;
Ещё в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озёра
И дышат свежестью ночной;

Ещё в синеющих долинах
Плывут туманы… Но смотри:
Уже горят на горных льдинах

Лучи огнистые зари!

Они в выси пока сияют,
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.

Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов и в глубь долин;

Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!

И.А.Бунин

Учитель: Ребята! Спасибо Вам за такое прекрасное прочтение! Скажите мне, почему вы выбрали именно эти стихотворения, чем они вам понравились?

Дети: Я выбрал стихотворение ***, так как оно описывает эмоции русского человека в Пасху. Описывает счастье и радость этого праздника.

Дети: а я выбрал из-за рифмы. Мне было легко выучить его.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что значила пасха для поэта и для простого русского человека, и удалось ли поэтам передать это в своих произведениях?

Дети: этот праздник был очень важен, России была православной страной, а это один из важнейших христианских праздников. Пасха и для поэтов была счастливым временем, и они умело выражали свои чувства в стихотворных строках.

Учитель: как поэты описывают Пасху? Как природа и люди реагируют на этот праздник? И совпадает ли это описание в стихотворениях с тем, что мы видели в прозаических произведениях, которые мы читали на уроке? (Фронтальная работа, участие принимает весь класс.)

Дети: Природа рада Воскресению Христа. И лирический герой тоже рад, он чувствует приближение чего-то хорошего и светлого. Произведения, что мы читали на уроке и те, что читали здесь, похожи тем, что в каждом их них мы видим любовь к человеку и природе, к празднику, ощущаем светлое чувство добра, милосердия.

Учитель: Отличная работа! Давайте теперь проведем маленькую игру.

Проведение традиционной пасхальной игры на Руси - «Катание яиц». Для этих целей взрослые мастерили детям горку с бортиками, по которой можно было скатывать яйца. Вокруг нее на ровной поверхности раскладывали небольшие сувенирчики и крашеные яйца. Играющие дети подходили по очереди к горке и скатывали каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яйцо коснулось. Траектория яиц задается поворотом горки.

Дети делятся на две команды, соревнуются в трех раундах, причем на игру отводится не более 10 минут. По окончании занимают свои рабочие места.

Учитель: итак, мы узнали с Вами, как играли дети на Руси во время пасхи, самое время узнать, какие традиции, связанные с этим праздником, существуют в других странах. Некоторые из вас уже узнали об этом и, я уверена, готовы поделиться с нами, давайте их послушаем.

Дети: выходят и рассказывают мини доклады, которые могут сопровождаться презентацией.

День празднования Пасхи устанавливается ежегодно и имеет статус «переходящего» праздника как католического, так и православного календаря. Дата и в том, и в другом обрядовом цикле зависит от дня весеннего равноденствия. Только вот определяя этот день, христиане Восточной Церкви (православные) используют юлианский календарь, в то время как верующие Западной Церкви – григорианский.

Пасхальная служба 

На Руси Воскресение. Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма. Пасхальная трапеза После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают Артос – это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе субботы Светлой седмицы раздают верующим для хранения дома. Традиция красить яйца на Пасху 

Одной из главных пасхальных традиций являются крашеные яйца. Они символизируют Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).

 Христиане же восточного обряда, Вербное воскресение называют «Неделей ваий» и освящают не пальмовые листья, а ветки вербы.

Учитель: Спасибо ребята! Давайте узнаем как празднуют этот праздник в Западной Европе!

Дети: В православной Греции Пасха является важнейшим праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки». Накануне праздника, вечером Великой субботы, делают магирицу. Это сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью, который готовится из ливера пасхального ягненка. Магирицу обычно подают на стол ночью сразу после Пасхальной службы. В Великобритании так же, как и в Германии, утро для детей начинается с поиска корзинки, спрятанной пасхальным кроликом.В Страстную пятницу британцы едят hotcrossbuns — булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Считается, что булочки, испеченные в Страстную пятницу не портятся в течение всего года. На Пасху в Соединенном Королевстве готовят жаркое из молочного ягненка. Во Франции от детей прячут шоколадные яйца. Главным блюдом, как и в Великобритании, является ягненок. В Италии в Пасхальное воскресенье тысячи людей выходят на главную площадь Рима, чтобы послушать поздравление Папы.Празднование Пасхи начинается в Страстную пятницу, когда совершается знаменитый Крестный ход от Колизея до Палатинского холма. Шествующие делают 14 остановок, которые символизируют путь Христа от места суда до Голгофы. Также устраиваются театрализованные представления, посвященные жизни, страданиям, смерти и воскрешению Христа.

Католики уже почтили Воскресшего Христа 31 марта, а православные будут отмечать Пасху только 5 мая. Такая разница, как утверждают исследователи, связана не только с астрономическим Лунным циклом, а и с другими системами сложных подсчетов. Православные исчисления даты Пасхи базируются на таблицах Пасхалии (созданных в 4 веке), а католики больше руководствуются формулами, принятыми на Никейском Соборе (в том же, 4 веке).

По сегодняшний день Западные верующие несут в этот день в церковь пальмовые ветви, знаменующие надежду на то, что жизнь и в этот раз восторжествует над смертью. Христиане же восточного обряда, Вербное воскресение называют «Неделей ваий» и освящают не пальмовые листья, а ветки вербы.

Традиционно (и, что характерно, католики и православные в этом вопросе едины) понедельник после Великого Воскресного дня – официальный выходной. А это значит, что можно продолжать праздновать Пасху! Как правило, второй день жители Западных стран стараются провести на лоне природы. Они идут в парк, в лес, к ближайшему озеру и устраивают там пикник. Второй день (и европейцы, и американцы) стараются провести не только сугубо в кругу своей семьи. На пикник они приглашают еще и близких друзей и дальних родственников.

Учитель: спасибо, ребята! Мы с вами многое узнали, и чтобы не запутаться, давайте вместе составим таблицу, с помощью которой мы сможем сравнить то, как празднуют Пасху в нашей стране и в других государствах.

Дети: Подходят к интерактивной доске и с помощью электронной указки распределяют в две группы основные традиции празднования Пасхи, характерные для нашей страны и обычаи, характерные для европейских стран.

Делается на основе докладов, которые показывают младшие школьники до начала мероприятия.

Учитель: мы с вами отлично поработали! давайте немного отдохнем!

Физмнутка.

Непоседа потянулся

Влево-вправо повернулся

Руки вытянул, согнул

И тихонько сел на стул.

Садитесь за свои рабочие места. Скажите, а какая общая традиция есть и в нашей стране и в странах Европы?

Дети: и там и там красят яйца.

Учитель: Верно, люди красят яйца и дарят их своим родным и близким! Поднимите руги, кто любит дарить пасхальные яйца? А кто любит их получать? А ведь есть люди, которым никто пасхальных яиц не дарит. Мне бы хотелось, чтобы в этот светный пращдник таких людей стало меньше, а вам? У нас с вами есть такая возможность! Мы можем вместе подготовить праздничные гостинцы для пожилых людей из центра Свято-Спиридоньевской богадельни (проект службы помощи "Милосердие"). Согласны?

Дети: Да!

Учитель: перед вами лежит все, что нужно для создания подарков. Давайте оформим одно яйцо вместе, а другие вы сделаете сами (учитель дает необходимые инструкции, обозначает время на работу (дается полчаса), объясняет последовательность действий, выводит на электронной доске некоторые варианты оформления).

Дается слово каждому ребенку, он рассказывает. почему именно так решил украсить яйцо.

Затем формируются подарочные наборы, в каждом из которых по три яйца.

Учитель: итак, ребята, давайте вспомним, чем же мы сегодня занимались, что интересного и нового узнали?

Дети: мы говорили о празднике Светлой Пасхи у разных народов, слушали и разбирали стихотворения русских поэтов о празднике, создавали подарки для пожилых людей.

Учитель: как вы думаете, что самое главное в этом празднике? Что нужно делать и как себя вести?

Дети: нужно быть милосердным. Любить людей и делиться с другими. Нужно не забывать о том, что хоть мы все разные, мы должны любить и уважать друг друга.

Учитель: вы правы. Ваши прекрасные подарки поедут в центр Свято-Спиридоньевская богадельня (проект службы помощи "Милосердие"), и, я уверена, доставят радость многим людям!

Ресурсы:

  1. К. Д. Ушинский «Из детских воспоминаний»
  2. А.И. Куприн «Праздничные колокола»
  3. https://foma.ru/narodnyie-tradiczii-prazdnovaniya-pasxi.html
  4. http://pereprava.org/trust/2803-stihi-k-pashe-fityutchev-den-pravoslavnogo-vostoka.html (Стихи к Пасхе. Ф.И.Тютчев. День православного Востока)
  5. http://easter.miloserdie.ru/2
  6. http://ruvera.ru/pasha
  7. http://dikmi.ru/interest/pasxalnyie_tradiczii:_rossiya_i_zapad_–_najdi_10_otlichij.html

Дополнительный материал к мероприятию

Пасха в картинах русских художников. Предлагаю взглянуть на Великий праздник глазами русских художников и еще раз убедиться в том, что при всей общности понимания сути праздника, Пасха у каждого своя.

Бычков Виктор Алексеевич «Пасха».

И.Каверзнев «Светлая Пасха».

С.А. Гавриличенко «Пасха».

Н.А.Кошелев «Дети, катающие пасхальные яйца».

М. М. Гермашев «Приготовление к пасхе».

Николай Богданов- Бельский «В церкви».

Л. Архипова «Пасхальная ночь».

Фотоматериалы Елены Руденко с выставки пасхальных открыток конца 19 века - начала 20 века в Музее Печати Петербурга.

Материалы по Владимирской области.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в…

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в детский сад» Л.С.Выготский, А.Фрейд, К.Хорни подчеркивают важность правильного воспитания детей с...

Читайте также

Развивающая игра на липучках «Чей малыш?»

Развивающая игра на липучках «Чей малыш?» Цель игры: развитие наблюдательности, усиление внимания и памяти детей, а также знакомство с домашними животными...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе. Тема: «Путешествие по…

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе Тема: «Путешествие по сказке «Три поросенка» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности...

Сценарий развлечения в детском саду «В гостях у сказки»

Сценарий развлечения в детском саду «В гостях у сказки» Сценарий мероприятия «В гостях у сказки» по мотивам сказок «Золушка», «Кот в...