Индивидуализация образовательной деятельности в дошкольной организации

Мы часто задумываемся над тем, каким должен быть наш воспитанник. Мы хотим, чтобы ребенок был здоровым, доброжелательным и отзывчивым, самостоятельным, инициативным, любознательным, уверенным в своих силах, умеющим ставить перед собой цель. Если сравнить эти качества с портретом выпускника дошкольной организации в контексте ФГОС, то увидим явные совпадения.

Традиционно воспитатель был обязан дать ребенку знания в соответствии с программными требованиями. Жизнь меняется быстро и ни педагог, ни родитель не в состоянии предугадать, какие знания понадобятся ребенку в будущем. Отсюда возникает необходимость развивать у ребенка умение обучаться и развиваться в течение всей жизни. Это можно сделать с помощью индивидуализации образования, которая позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Практика показывает, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые я выявляю и учитываю, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за воспитанниками, выявляя их интересы и сильные стороны, я помогаю детям решать возникающие проблемы такими путями, которые бы соответствовали индивидуальному стилю учения. Таким образом, индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Мое внимание направлено на обеспечение активного участия каждого ребенка в образовательной деятельности.

Традиционный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего», часто оказывается неэффективным при обучении. В работе с детьми можно услышать такую фразу: «Смотрите, как Сережа рисует, он неправильно делает, не так, как все». В этом случае, я позитивно реагирую на индивидуальную особенность ребенка, при этом демонстрируя детям, что принять другого, отреагировать на различия – важно, правильно. Необходимо отметить, что между педагогом и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в каждом сообществе. Дети, замечая, как я проявляю уважение к каждому ребенку в группе, учатся приятию всех остальных детей – и тех, кто медленно бегает; и тех, кто отлично рисует; и даже детей с необычным или конфликтным поведением. Ведь степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения, которое, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей, особенности межличностного общения и другие характеристики), в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор содержания, партнерства, материалов, места и способа работы, каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы в своем темпе, получая свои результаты, в том числе приобретая новые знания, умения. Это ярко прослеживается, когда детям предлагаются игры различного содержания. Один ребенок выбирает игру «Собери картинку», трое-четверо воспитанников объединяются для игры «Мозаика». Бывает, что из всей группы детей один ребенок возьмет в руки книгу и с большим интересом будет рассматривать ее.

Для того, чтобы естественная индивидуализация состоялась, я своевременно организую развивающую среду, которая стимулирует активность детей. Если ребенок испытывает какие-либо трудности во время самостоятельных игр, например, в игре «Собери пирамидку», я прихожу на помощь. Ребенок сам чувствует, что у него что-то не получилось. Я ободряю, задаю вопросы, наводящие ребенка на мыслительную деятельность. Таким образом, воспитанник находит выход из сложившейся ситуации.

Для реализации индивидуализации при планировании определяю элементы ее обеспечения: гибкость в ходе осуществления деятельности и тщательный отбор материалов. Например, во время лепки дети планируют вылепить животных. Деятельность организую таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса). Моя задача – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним я помогаю словами, других ободряю, третьим оказываю физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные воспитанники могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее я могу предложить свою помощь в оформлении целостной композиции. В ходе работы я задаю вопросы разной направленности и сложности, предлагаю разные варианты выполнения действий и идеи. Вместо того, чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, я помогаю сделать то, что хотят сами воспитанники. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а я при необходимости могу реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации - тщательный отбор материалов. Большинство используемых мною материалов гибкие и имеют различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации образования, поскольку использование материалов предполагает естественную индивидуализацию.

Индивидуализацию можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная педагогом деятельность может выполняться в небольших подгруппах из четырех-пяти детей. Когда дети делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали, я внимательно за ними наблюдаю. В процессе деятельности воспитанников, я уделяю какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь.

Традиционно процесс обучения и воспитания, в основном, ориентировался на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник мог в полной мере реализовать свои возможности. Сегодня одним из решений данной задачи является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута, который способствует раскрытию личностного потенциала воспитанника. При составлении и реализации индивидуального образовательного маршрута использую как традиционные,так и современные методы и приемы. Через беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды знакомлю с различными эмоциями и чувствами. Провожу игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций): «Мирилки», «Утро радостных встреч», «Улыбнемся друг другу», «Мы за руки возьмемся» и другие. Для развития психических процессов в индивидуальный образовательный маршрут включаю такие игры и упражнения, как «Шкафчики», «Что исчезло?», «Что изменилось?», «Назови одним словом», «Найди отличия», «Дорисуй», «Что звучало?». Для эффективной реализации индивидуального образовательного маршрута постоянно изучаю и выявляю уровень развития каждого ребенка, темп его продвижения вперед, ищу причины отставания, намечаю и решаю конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

Практика показала, что использование индивидуализации образования максимально раскрывает индивидуальный потенциал ребенка, а также качественно влияет на положительное отношение детей к процессу обучения, на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения программного материала каждым ребенком и группой в целом. При планировании и организации любой деятельности, педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития. Современный педагог должен идти «от ребенка», создавая условия для его успешной социализации, становления личности и индивидуальности.

Литература

  1. Вершинина, Н.Б., Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы[Текст] /Н.Б. Вершинина, Т.И. Суханова. –Волгоград: Учитель, 2010. - 111с.
  2. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада [Текст] / Л.И. Ковальчук.-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  3. Лесина, С.В. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Диагностика, планирование, конспекты занятий[Текст] / С.В. Лесина.–2-е изд., стереотипное. – Волгоград: Учитель, 2008. – 237с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Новогодние чудеса»

«Новогодние чудеса» Ведущая. Дорогие гости наши, Мы спешим поздравить всех, Пусть придут в году грядущем К вам удача и успех! Пусть для вас, людей хороших, Не...

Итоговое родительское собрание в старшей группе «Наши достижения и…

Итоговое родительское собрание в старшей группе «Наши достижения и планы на лето» Цель: подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса как средства всестороннего...

Конспект бинарного занятия

Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...

Читайте также

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Здоровейка»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе Тема недели «Здоровейка»

День народного единства

День народного единства 4 ноября наша страна отмечает День народного единства. В России его начали праздновать с 2005 года. В нашем детском...