Особенности восприятия величины детьми старшего дошкольного возраста

Наша жизнь проходит в эпоху высоких технологий и больших объемов информации. Процесс динамичного развития человечества приводит к тому, что увеличивается объем знаний, который является нужным человеку.

Согласно многочисленным исследованиям, наиболее сложными знаниями, умениями и навыками, которые включены в содержание общественного опыта, необходимым для подрастающих поколений, являются знания математические. Данные знания обладают отвлеченным характером, оперирование ими нуждается в выполнении системы сложных умственных действий.

В повседневной жизни, в быту и в играх ребенку довольно рано приходится сталкиваться с такими ситуациями, где необходимо применение, хоть и элементарных, но все же математических решений, где необходимо знание таких соотношений, как много - мало, больше - меньше, поровну, где необходимо умение определения количества предметов в множестве, выбор соответствующего количества элементов из множества и т. д. Так, изначально, прибегая к помощи взрослых, а далее самостоятельно, детям приходится разрешать такие проблемы.

Следовательно, уже, пребывая в младшем дошкольном возрасте, детям необходимо ознакомится с математическим содержанием, и овладеть элементарными вычислительными умениями, а процесс формирования у них элементарных математических представлений представляет собой одно из приоритетных направлений работы дошкольных учреждений.

В многочисленных современных психолого-педагогических исследованиях было выявлено, что процесс усвоения детьми дошкольного возраста системы математических представлений значительно влияет на весь ход их психического развития, обеспечивая последующую готовность к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно быть отведено важное место. Закономерность данного факта обусловлена определенным рядом причин, - началом обучения в дошкольном учреждении, обилием информации, которую приходится ежедневно получать ребенку, повышенным вниманием к компьютеризации, к использованию компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, желанием родителей и педагогов сделать процесс обучения более интенсивным, наличием стремления родителей как можно в более раннем возрасте обучить ребенка узнавать цифры, научить его считать, решать задачи.

Таким образом, как родителям, так и педагогам свойственно стремление достичь главной цели: вырастить ребенка человеком, умеющим думать, хорошо ориентирующимся во всем, что их окружает, правильно оценивающим разные ситуации, с которыми им приходится столкнуться в жизни, принимающим самостоятельные решения. Немалую роль в этом играет развитие восприятия ребенка - от того, каким оно будет, и зависит развитие всех вышеперечисленных аспектов.

Итак, в продолжение исследования проанализируем значение и основные составляющие понятия «восприятие»

В психологических исследованиях под понятием восприятия принято подразумевать процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы, что поступают из окружающей среды, человеку свойственно принимать посредством различных органов чувств. Далее, от них информация поступает в головной мозг, где она «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

Значительная роль в восприятии принадлежит деятельности человека, его речи, и «багажу» накопленного жизненного опыта.

Все это позволяет человеку видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.

Значение процесса восприятия является неоценимым. Восприятие представляет собой основу познания человека, является фундаментом для его дальнейшего развития. Именно с восприятия и начинается познание картины мира, что предполагает включение в работу иных мыслительных операций: внимание, мышление и память. Следовательно, поэтому так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в процессе развития восприятия.

Далее, в продолжение исследования нами будут проанализированы основные возрастные особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста.

  1. Одним из ключевых особенностей развития восприятия у старших дошкольников является доминирование зрительных ощущений: так, шестилетним детям свойственно запоминать информацию «глазами», поэтому дети должны видеть то, о чем ему рассказывают.
  2. Дети шестилетнего возраста обладают достаточно высокой слуховой чувствительностью: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
  3. Характерные для детей шестилетнего возраста особенности самооценки: как правило, она является несколько завышенной, но это представляет норму для данного периода жизни. Согласно многочисленным исследованиям, главным является тот факт, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. По утверждениям многих педагогов, в частности, В.В Далинского, П.Д. Желаемой, критика необходима, но доносить ее нужно таким образом, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз — «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».
  4. В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны. В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.
  5. Новообразованием возраста является появление произвольности. Шести, семилетний ребенок в состоянии ставить себе задачи и осознанно стремиться к ее выполнению. Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.
  6. Еще одно важное приобретение этого возраста — появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовность ребенка к началу нового, не менее значимого, этапа в его развитии, к обучению в школе.

Следовательно, в процессе овладения математическими представлениями, дети старшего дошкольного возраста должны овладеть процессом восприятия таких понятий, как количество, величина, множество, больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, и так далее. Формировать начальные математические знания и умения у детей дошкольного возраста необходимо таким образом, чтобы благодаря обучению был получен не только практический результат, но и широкий развивающий эффект. Благодаря рационально организованному обучению дошкольников математике, возможно обеспечить общее умственное развитие детей.

Проанализируем данные понятия и процесс их формирования у старших дошкольников более детально.

Так, количеством, согласно многочисленным исследованиям, в том числе, Антоненко Т.Е., принято называть категорию материалистической диалектики, посредством данной категории отображено общее и единое в вещах и явлениях, данная категория характеризует их с точки зрения относительного безразличия к конкретному содержанию и качественной природе.

В качестве особой категории, категория количества изучалась великим философом Аристотелем, мыслитель полагал, что «количеством называется то, что может быть делимо на составные части, каждая из которых является двумя или более, есть по своей природе что-то одно и определенное ничто. Всякое количество является множеством, если оно счислимо, а величина - если измерима».

Дети дошкольного возраста познают такие понятия, как количество, количественные отношения преимущественно в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности.

В процесс развития элементарных математических представлений, согласно исследованиям Б.В. Куприянова, важная роль принадлежит обучению количественным характеристикам окружающего, это предоставляет возможность для дошкольников использовать условные меры при измерении сыпучих, и жидких веществ, также происходит развитие их глазомера, что является важным аспектом для их сенсорного развития в целом.

Как утверждают многие ученые, исследователи, в том числе, А.П. Панфилова, Г.И. Репинцева, у детей на первых ступенях развития представление о множестве является весьма диффузно: оно не обладает четкими границами, и не воспринимается элемент за элементом.

Далее проанализируем основные аспекты формирования восприятий о множестве у детей младшего школьного возраста.

Восприятие о неопределенной множественности является типичным для детей в возрасте до двух лет.

Дети 4-6 лет зачастую уже воспринимают множество в его границах, однако данный возраст еще характеризуется отсутствием четкого восприятия всех элементов множества, дети данного возраста еще не способны следить за каждым элементом множества. Таким образом, можно прийти к выводу о необходимости формирования у маленьких детей представления о множестве как о структурно-целостном единстве и обучению их видения и четкого восприятия каждого элемента множества.

Особенности восприятия времени и пространства

Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, детям свойственно запоминать основные величины, посредством которых обозначаются временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно использовать их дети дошкольного возраста еще не умеют. Данный факт вполне объясним: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.

Далее изучим особенности формирования восприятия величины.

Процесс формирования представлений детьми о величине начинается с формирования соотношений: равенство - неравенство предметов по величине, равенство - неравенство групп по количеству входящих в них предметов.

Величиной предмета, согласно многочисленным исследованиям, принято называть его относительную характеристику, подчеркивающую протяженность отдельных частей и определяющую его место среди однородных свойств предмета, величина необходима для того чтобы познать каждый предмет в отдельности, и понимать соотношение между ними.

К 5-6 годам формируется восприятие о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».

В 5-6 лет дети способны измерять объекты с помощью условной мерки как единицы измерения и обозначать результат измерения числом. В этом возрасте дети понимают назначение измерения.

Так, в старших и подготовительных группах продолжается решение задачи по упорядочиванию предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом. Теперь количество упорядочиваемых в ряд предметов должно быть увеличено - до 10, а разница их размеров еще более уменьшена (от 3 до 1 см).

Стоит подчеркнуть, что умение детей выделять величину существенно влияет на:

- полноту знаний об окружающей ребенка действительности;

- подводит к пониманию величины как математического понятия;

- умственное развитие ребенка в целом.

Важным фактом развития восприятия детьми дошкольного возраста величины является использование ситуации успеха. С этой целью, для того, чтобы развить восприятие величины, детям следует предлагать только те задания, с которыми они в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только при наличии ситуации успеха можно воспитать восприятие.

Так, в детском саду, при нахождении детей в младшей группе с целью обучения детей различию величин предмета, достаточно для сравнения взять два предмета, предложив детям определить как абсолютную (длинный - короткий), так и относительную величину (длиннее - короче).

Основным требованием к дидактическому материалу на данном этапе развития ребенка является яркость сравниваемого свойства — сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет.

В детском саду детей шестилетнего возраста с целью развития восприятия величины, необходимо сначала научить выделять и называть разные параметры размеров (длина, ширина, высота), основываясь на сравнении на глаз резко контрастных по величине предметов.

Далее, согласно многочисленным исследованиям, с целью развития восприятия, необходимо сформировать умение детей сравнивать способом приложения и наложения те предметы, которые незначительно различаются, и являются равными по величине, с ярко выраженной одной величиной, потом по нескольким параметрам одновременно.

Работа по выкладыванию сериационных рядов и специальные упражнения для развития глазомера помогает закрепить представления о величинах. Знакомство с условной меркой, что равна одному из сравниваемых предметов по величине, помогает подготовить детей к измерительной деятельности. Деятельность измерения является довольно сложной. Она нуждается в наличии определенных знаний, специфических умений, знаний общепринятой системы мер, применении измерительных приборов.

Измерительная деятельность может формироваться у дошкольников при условии целенаправленного руководства взрослых и большой практической работы. Прежде чем знакомить детей с общепринятыми эталонами (такими, как сантиметр, метр, литр, килограмм и др.), целесообразным является изначальное обучение детей использованию условных мерок при измерении:

• протяженности (длины, ширины, высоты) с помощью таких приспособлений, как полоски, палки, веревки, шагов;

• объема - жидкие и сыпучие вещества (количество крупы, песка, воды и др.) при помощи стаканов, ложек, банок;

• площади (фигуры, листа бумаги и др.) клетками или квадратами;

• массы предметов (например: яблоко — желудями).

Использование условных мерок позволяет сделать измерение доступным для дошкольников, помогает упростить деятельность, но не меняет ее сущности. Сущность измерения во всех случаях одна и та же (несмотря на то, что объекты и средства разные). Как правило, обучение восприятию величины целесообразно начинать с измерения длины, что больше знакомо детям и пригодится в школе в первую очередь.

После этой работы можно познакомить дошкольников с эталонами и некоторыми измерительными приборами (такими, как линейка, весы).

Дети дошкольного возраста могут различать величину предметов и по их массе и выявлять свое восприятие в речи (посредством таких слов, как «тяжело», «легко»). Различия могут восприниматься при участии мышечных групп, вначале в процессе действий с предметами, являющимися резко контрастными по массе, а по мере развития барического чувства («чувства тяжести») дети могут убедиться, что масса предметов зависит не только от их размеров, но и от веществ, из которых они сделаны.

Вопрос о развитии восприятия в формировании математических представлений издавна привлекал внимание многих педагогов, исследователей, и изучался в работах таких педагогов, как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталлоци, К. Д. Ушинский. Прогрессивными представителями русской методики арифметики, в частности, Д. И. Галаниным, А. И. Гольденбергом, В. А. Латышевым также уделялось значительное внимание данному вопросу. Многими советскими методистами, в частности, А.М. Леушиной, А.Б. Столяром, Л.А. Венгером, Е. И. Тихеевой, Л. В. Глаголевой, Ф. Н. Блехером, и др. была выявлена необходимость обучения дошкольников восприятию величины. М. Мантессори Ф. Н. Блехером, Л. В. Глаголевой, Е. И. Тихеевой, Ю. И. Фаусеком уделялось внимание развитию барического чувства. Современными исследованиям Е.И. Щербаковой, Г. В. Корнеевой, И.В. Харламова, и прочими подтверждено значительное влияние формирования восприятия о величинах на общее и математическое развитие детей.

  • Так, знакомство с различными величинами помогает расширить представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Оценка размера как одного из пространственных признаков предмета важна для полной и правильной его характеристики.
  • Умение ребенка выделять величину как свойство предмета, умение дать ее название является важным не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для того, чтобы понимать связи и отношения между ними.
  • Отражение размера как пространственного признака предмета обладает связью с развитием сенсорного восприятия, поскольку при данном процессе является возможным участие различных анализаторов - зрительного, осязательного, двигательного и др.
  • Формирование представлений о величинах оказывает положительное влияние на умственное развитие, поскольку оно основано на развитии способности отождествлять, распознавать сравнивать, обобщать и др.
  • Отражая в речи способы сравнения величин, результаты их измерения, связи и отношения, дети учатся изъясняться развернуто, аргументированно, логично.
  • В процессе сравнения и измерения размеров предметов развивается глазомер ребенка.
  • Обучение детей выделению различных параметров размеров предметов помогает научить детей дифференцировать пространственные признаки предметов (длина, ширина, высота, объем), благоприятствует пониманию трехмерности пространства, ведь действия всегда должны сопровождаться словом, при обучении детей педагог должен называть обследуемые признаки величины, с целью последующего осмысленного употребления детьми слов, обозначающих величину предмета.
  • При измерении объема жидких и сыпучих веществ (в процессе переливания, пересыпания) у детей есть возможность познать качественные признаки вещей.
  •  Развитие барического чувства позволяет углубить познавательную деятельность.
  • При развитии восприятий о различных величинах у детей, как правило, тесно взаимодействуют и развиваются сенсорные, мыслительные и речевые процессы. Измерительная деятельность способствует тому, что происходит формирование предпосылок учебной деятельности (постановки цели выполнению правил, планированию последовательности действий, анализу результатов, привычке к точности и аккуратности и пр.).
  • При сравнении и измерении размеров могут быть уточнены геометрические представления (например: «У квадрата все стороны равны по длине»).
  • Работа с величинами помогает углубить понимание многих математических тем, к примеру, темы отношения «части и целого», равенство и неравенство, свойства транзитивности отношений «больше — меньше», «длиннее — короче» и др. (А < В и В < С =>А<С), взаимно обратные отношения (А < В<=> В > А), арифметические действия.
  • Работа с величинами, их сравнение и измерение подводят к пониманию величины как математического понятия, готовят к школьному обучению.
  • Формирование умений выделять, сравнивать и измерять различные величины помогает заложить основы навыков, что необходимы в жизни.

Знания и умения детей, которые были получены ими на таких занятиях, должны быть систематически закреплены, и применены в других видах деятельности.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что важным является своевременное развитие у детей восприятия величины, не стоит при этом ограничиваться лишь восприятием ее как структурно-целостного ограничиваться лишь восприятием ее как структурно-целостного единства, и как можно ранее следует обучать детей производить сравнение величины тех или иных предметов посредством практического установления соответствия между их элементами, а наилучшую помощь в этом могут оказать дидактические игры.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам…

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Первая младшая группа)

Сценарий праздника «День Защиты детей»

Сценарий праздника «День Защиты детей» 1 Вед.: Здравствуй, лето, Здравствуй, лето! Теплым солнышком согрето, Снова лето к нам пришло- Это очень хорошо! И этот первый...

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Читайте также

Итоговое интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на цветочную…

Итоговое интегрированное занятие в средней группе Тема: «Путешествие на цветочную поляну»   Цель: Закрепление полученных знаний о цветах.Задачи:  Создание условий для систематизации и обобщения...

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ». Создание психологически безопасной образовательной среды

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ»Создание психологически безопасной образовательной среды Здоровъесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ, предполагают сохранение не только физического здоровья детей...

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день особенно актуален. Это связано с...