Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников
Глубокое знакомство ребёнка со свойствами окружающего мира трудно представить без его исследовательской деятельности в природе. Психолог, исследователь детского мышления Н. Н Поддъяков отмечает: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.
Дошкольники любят экспериментировать – эта деятельность отвечает возрастных особенностям их мышления – наглядно образного и наглядно-действенного.
Детское экспериментирование отличается от от аналогичной деятельности подростков и тем более учёных. Отличие заключается в его сходстве с игрой, а также манипулирования предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольное детстве. Главное достоинство экспериментирования заключается в том что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, об их взаимоотношений с другими предметами и явлениями, а также со средой, в которой они находятся.
Доказано благотворное влияние опытнической деятельности на целостное развитие ребенка: благодаря протяжённым во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание рассказать о увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы развивает речь.
В области экологического воспитания метод экспериментирования особенно важен. Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей со взаимосвязями существующими в природе
Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребёнку в настоящем, а главное в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе.
Никакой рассказ взрослого, даже самый красочный, не заменит детям наглядно – чувственного восприятия этих зависимостей. Изучая особенности жизни живых существ свойств воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней,, из взаимодействие друг с другом и окружающей средой, дети опытным путем получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ воспитателя, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предложения, видел результат.
Какие условия необходимо создать в детском саду и дома чтобы процесс экспериментирования был не только развлечение но и познание? Вот несколько советов.
- Помогайте детям находить ответы на их вопросы самостоятельно, не давая сразу готовых ответов. Задайте наводящие вопросы, организуйте вместе с детьми эксперименты и опыты.
- Не сдерживайте инициативы малыша, предоставить ему самому делать все доступные для него действия, оказывайте лишь необходимую с вашей стороны помощь.
- Для дошкольников, в силу их возрастных особенностей, пока сложны продолжительные во времени эксперименты, длящиеся от недели и более, поэтому при таких экспериментах периодически вместе с ребёнком наблюдайте и обсуждайте его ход ведите календарь наблюдений, где вместе с ребёнком будете отражать происходящие изменения – это поможет интерес ребёнка не угаснуть.
- В заключении эксперимента всегда старайтесь подвести ребёнка к выводу: «О чем свидетельствует результат опыта, что это значит!... «Это поможет развить у ребёнка способность анализировать, делать выводы и обобщать – эти умения очень пригодятся для обучения в школе и всей его последующей жизни.
Читайте также |
---|
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов…
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по...
Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы»
Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы» Цель: Развивать экологическую культуру; формировать основы ценности природы в жизни, правильно применять полученные знания; воспитывать чуткость...
Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…
Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...