Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников

Глубокое знакомство ребёнка со свойствами окружающего мира трудно представить без его исследовательской деятельности в природе. Психолог, исследователь детского мышления Н. Н Поддъяков отмечает: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Дошкольники любят экспериментировать – эта деятельность отвечает возрастных особенностям их мышления – наглядно образного и наглядно-действенного.

Детское экспериментирование отличается от от аналогичной деятельности подростков и тем более учёных. Отличие заключается в его сходстве с игрой, а также манипулирования предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольное детстве. Главное достоинство экспериментирования заключается в том что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, об их взаимоотношений с другими предметами и явлениями, а также со средой, в которой они находятся.

Доказано благотворное влияние опытнической деятельности на целостное развитие ребенка: благодаря протяжённым во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание рассказать о увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы развивает речь.

В области экологического воспитания метод экспериментирования особенно важен. Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей со взаимосвязями существующими в природе

Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребёнку в настоящем, а главное в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе.

Никакой рассказ взрослого, даже самый красочный, не заменит детям наглядно – чувственного восприятия этих зависимостей. Изучая особенности жизни живых существ свойств воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней,, из взаимодействие друг с другом и окружающей средой, дети опытным путем получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ воспитателя, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предложения, видел результат.

Какие условия необходимо создать в детском саду и дома чтобы процесс экспериментирования был не только развлечение но и познание? Вот несколько советов.

  • Помогайте детям находить ответы на их вопросы самостоятельно, не давая сразу готовых ответов. Задайте наводящие вопросы, организуйте вместе с детьми эксперименты и опыты.
  • Не сдерживайте инициативы малыша, предоставить ему самому делать все доступные для него действия, оказывайте лишь необходимую с вашей стороны помощь.
  • Для дошкольников, в силу их возрастных особенностей, пока сложны продолжительные во времени эксперименты, длящиеся от недели и более, поэтому при таких экспериментах периодически вместе с ребёнком наблюдайте и обсуждайте его ход ведите календарь наблюдений, где вместе с ребёнком будете отражать происходящие изменения – это поможет интерес ребёнка не угаснуть.
  • В заключении эксперимента всегда старайтесь подвести ребёнка к выводу: «О чем свидетельствует результат опыта, что это значит!... «Это поможет развить у ребёнка способность анализировать, делать выводы и обобщать – эти умения очень пригодятся для обучения в школе и всей его последующей жизни.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов…

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по...

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы»

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы» Цель: Развивать экологическую культуру; формировать основы ценности природы в жизни, правильно применять полученные знания; воспитывать чуткость...

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...

Читайте также

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные…

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные жуки» Задачи: познакомить детей со строением жука и его характерными особенностями; учить лепить...

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей…

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей - средней группе)

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...