«Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок»

Для чего нужны загадки? Чтобы развивать логику, внимание, усидчивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расширять кругозор, развивать речь; доставить радость от самого процесса отгадывания. Загадка - это находка для развития многих качеств у малыша.

Работая с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что они не умеют отгадывать загадки. Нередко на, казалось бы, простейшую загадку ответ не может дать ни один ребенок. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения.

Начав анализировать, почему так происходит, я пришла к выводу, что причин несколько: у детей небольшой объем знаний об окружающем мире, они не умеют делать умозаключения, не понимают образности выражений, плохо воспринимают на слух задание (в основном у детей развит визуальный тип восприятия), они не могут сконцентрировать свое внимание, детям редко загадывают загадки в семье и у них нет опыта их отгадывания.

Я решила заниматься гимнастикой для ума с ребятами ежедневно. Ведь для них это обучающая игра.

Определила, какие бывают загадки:

- С описанием свойств и признаков;

- Загадки-противопоставления;

- Загадки с описанием действий;

- Загадки-вопросы.

Так как загадки бывают разных видов, я решила идти по принципу от простого к сложному: скрупулезно подбирала задачи по возрасту, исходя из жизненного опыта детей, постепенно их усложняя. Начинать логично с того, что им близко и понятно: животные, игрушки, предметы, используемые в повседневной жизни, а уже затем касаться таких тем, как природные явления, буквы, цифры, части тела человека…

Также сперва я решила загадывать загадки, где в концевой рифме уже заложен ответ. Перед загадыванием накануне читала ребятам о том или ином объекте, предмете, явлении; проводила рассматривание иллюстраций, обсуждение, обследовательские действия с целью приобретения детьми определенных знаний. И только на следующий день загадывала загадки, чтобы дети могли активизировать свою память. Например, прежде чем загадать загадку про белку (лексическая тема «Дикие животные»):

- рассмотрела с детьми картину с изображение белок, которые

делают запасы на зиму;

- прочитала рассказ Г. Скребицкого «Белочка – хлопотунья»,

провела обсуждение;

- перед изобразительной деятельностью предложила

обследовать игрушку Белка.

После такой подготовительной работы загадала загадку:

Все в дупле ее успехи —

Ягоды, грибы, орехи!

В холод зимний, в летнем зное

Все мелькает в пышной хвое!

Что за рыженькая стрелка?

Ну, конечно, это… (Белка).

Помня о том, что у многих детей лучше развита зрительная память, всегда использовала демонстрационный материал.

По такой же схеме я стала подготавливать детей к разгадыванию других загадок, более сложных. Здесь необходима более серьезная подготовительная работа:

  • Проведение игр на развитие логического мышления: «Какой предмет лишний?», «Чего не хватает?», «Как назвать одним словом?» , «Назови свойства предмета»…;
  • Проведение игр–экспериментов, в которых дети опытным путем получают ответы на поставленные задачи;
  • Расширение кругозора посредством чтения художественной литературы и обсуждения прочитанного; обучение пониманию смысла образных выражений, сравнений;
  • Придумывание рифмы к словам;
  • Обсуждение необычных ситуаций, решить которые можно различными способами: «Что делать, если на улице пошел дождик, а ты забыл взять зонт?», «Как помочь плачущему малышу?»...

Хочу отметить, что дети с нетерпением стали ждать момента, когда я буду загадывать им загадки. У них появился азарт, желание первым дать правильный ответ.

В подготовительной группе, когда у детей жизненный опыт становится богаче, можно предложить воспитанникам загадки из разных областей без предварительной подготовки. Например, про зеркало: «Рта нет, а про всякого правду скажет». Очень интересно наблюдать, как дети сначала высказывают просто какие-то слова-предположения (человек, радио, компьютер…). В сложных случаях я даю детям подсказку, но не явную, например: это предмет или это относится к живой природе… В данном случае подсказка не понадобилась, т.к. один ребенок сказал слово «глаза». Я ответила, что глаза играют большую роль для отгадки, они нам помогают что-то увидеть. Тут дети назвали и газету, и книгу, и вдруг… правильный ответ!

В дальнейшем мы с детьми стали сами придумывать загадки, зарисовывать их и предлагали родителям принять участие в их разгадывании. Здесь интересны такие виды загадок, где используется сравнение или противопоставление. Для этого ребятам необходимо вспомнить цвет, форму, размер, различные функции объекта или предмета, провести сравнительный анализ… Например, я предложила создать загадку про апельсин. Результатом совместного творчества детей получилась следующая задачка для родителей: «Круглый, как колобок; яркий, как солнце; сочный, как арбуз; ароматный, как лимон; кожица, как у лягушки. Что это?» А вот загадка с отрицанием про воздушный шарик: «Летит, а не ракета; упругий, а не мячик; легкий, а не перышко; цветной, а не радуга».

Отгадывание загадок, придумывание их - очень увлекательный процесс. Хочется привлечь и родителей к этому занимательному действию совместно с детьми. Это поможет развить у ребят логическое мышление и, кроме того, даст возможность лишний раз пошутить и посмеяться, поднять настроение.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств»

Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие через решение следующих задач. Задачи: Актуализировать, систематизировать...

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности»

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Задачи: образовательные: на...

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Читайте также

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с…

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО «О городе своём ведём мы наш рассказ» Цель: Расширить представление...

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в…

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в семье клад» Цель: Формирование у детей представления о семье через беседу...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре

Конспект образовательной деятельности по физической культуре Задачи: Отрабатывать ходьбу и бег по кругу; учить ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь...