Самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игры в шахматы
Самореализация присуща каждому человеку. Любой из нас стремится раскрыть потенциал, заложенный в нас. Значительной составляющей является ситуация успеха. Успех рождается в условиях преодоления трудности и достижения цели деятельности.
В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), соревнования с другими детьми представляют зону трудности. Именно поэтому педагогам следует создавать области, в которых такой ребенок сможет быть равным или лучшем по отношении к здоровому ребенку. Специально организованная деятельность позволит создать ситуацию, которая выделит способности особого ребенка. С этой целью для наших воспитанников мы используем игру в шахматы.
Обучение игре в шахматы помогает детям с ОВЗ преодолеть трудности в развитии. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.
Современная система образования предъявляет всё более серьезные требования к качеству обучения и воспитания детей, поэтому одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является работа, направленная на интеллектуальное развитие и самореализацию ребенка.
В нашем детском саду работа по интеллектуальному развитию и самореализации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата осуществляется через разные традиционные и инновационные формы. Одной из наиболее эффективных форм является работа спортивно-интеллектуального кружка «В королевстве шахмат».
В игре в шахматы происходит быстрое и всестороннее развитие дошкольника. Идёт активизация мыслительной деятельности ребёнка, развивается пространственное воображение и абстрактное мышление.
В парной игре в шахматы ребёнок приучается к выполнению инструкций, соблюдению правил, что эффективно влияет на развитие произвольного внимания и произвольного поведения.
Соревновательный характер игры способствует развитию у дошкольников стремления к успеху и победе; умения преодолевать возникающие трудности; умения проигрывать; умения уважать противника и умения играть по единым правилам. В процессе обучения игре в шахматы у дошкольников формируется специальная терминология, происходит расширение и активизация словаря.
Программа кружка по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Программа рассчитана на год обучения для детей подготовительной к школе группы, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.
Занятия кружка начинаются с сентября с предварительной работы, которая заключается в проведении беседы, пробных игр с целью выявления у детей знаний, умений и навыков игры в шахматы.
Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.
Процесс обучения проходит в несколько этапов:
1. Знакомство с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.
2. Знакомство с фигурами и пешками. Для этого использовала стихи, игры, сказки. Например, можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использую разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются».
3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомить их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.
4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать различные задачи, знакомятся с волшебным миром комбинаций.
5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования.
В работе кружка используются такие формы работы как:
- Занятие,
- совместная деятельность,
- тренировочная игра,
- соревнования.
Полученные на занятиях знания и умения закрепляются в группе в совместной с воспитателями деятельности или свободной деятельности детей. Большую часть времени занимают тренировочные игры, игры-соревнования.
Итогом работы кружка являются шахматные турниры, которые проводятся в 3 этапа: первый тур проводится между игроками одной группы, каждый ребёнок может принять в нём участие; второй тур проводится между лучшими игроками; третий тур проводится между лучшими игроками дошкольных образовательных учреждений.
На шахматных турнирах дети показывают все свои знания, умения и навыки игры в шахматы, полученные за год обучения в кружке «В королевстве шахмат», а так же свои интеллектуальные способности, знания правил игры и правил поведения на турнире, уважительное отношение к противнику, стремление к победе и умение достойно проигрывать.
Результатом работы шахматного кружка так же являются и отзывы родителей, которые весь год вместе с детьми учились играть в шахматы, принимали активное участие в работе круглого стола, анкетировании, открытых занятиях, турнирах, обсуждениях, праздниках.
Обучение детей игре в шахматы выполняет сразу несколько функций.
Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
Таким образом, мы видим, что в дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в успешном развитии ребенка.
Читайте также |
---|
Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В…
Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке» Цель: - Развивать речь. - Закрепить знания о русских народных...
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей...
Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по…
Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по картинке «Кот - рыбак» «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным Ему пяти словам-...