Самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игры в шахматы

1Самореализация присуща каждому человеку. Любой из нас стремится раскрыть потенциал, заложенный в нас. Значительной составляющей является ситуация успеха. Успех рождается в условиях преодоления трудности и достижения цели деятельности.

В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), соревнования с другими детьми представляют зону трудности. Именно поэтому педагогам следует создавать области, в которых такой ребенок сможет быть равным или лучшем по отношении к здоровому ребенку. Специально организованная деятельность позволит создать ситуацию, которая выделит способности особого ребенка. С этой целью для наших воспитанников мы используем игру в шахматы.

Обучение игре в шахматы помогает детям с ОВЗ преодолеть трудности в развитии. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Современная система образования предъявляет всё более серьезные требования к качеству обучения и воспитания детей, поэтому одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является работа, направленная на интеллектуальное развитие и самореализацию ребенка.

В нашем детском саду работа по интеллектуальному развитию и самореализации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата осуществляется через разные традиционные и инновационные формы. Одной из наиболее эффективных форм является работа спортивно-интеллектуального кружка «В королевстве шахмат».

В игре в шахматы происходит быстрое и всестороннее развитие дошкольника. Идёт активизация мыслительной деятельности ребёнка, развивается пространственное воображение и абстрактное мышление.

В парной игре в шахматы ребёнок приучается к выполнению инструкций, соблюдению правил, что эффективно влияет на развитие произвольного внимания и произвольного поведения.

Соревновательный характер игры способствует развитию у дошкольников стремления к успеху и победе; умения преодолевать возникающие трудности; умения проигрывать; умения уважать противника и умения играть по единым правилам. В процессе обучения игре в шахматы у дошкольников формируется специальная терминология, происходит расширение и активизация словаря.

Программа кружка по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Программа рассчитана на год обучения для детей подготовительной к школе группы, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.

Занятия кружка начинаются с сентября с предварительной работы, которая заключается в проведении беседы, пробных игр с целью выявления у детей знаний, умений и навыков игры в шахматы.

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Процесс обучения проходит в несколько этапов:

1. Знакомство с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

2. Знакомство с фигурами и пешками. Для этого использовала стихи, игры, сказки. Например, можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использую разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются».

3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомить их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать различные задачи, знакомятся с волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования.

В работе кружка используются такие формы работы как:

  • Занятие,
  • совместная деятельность,
  • тренировочная игра,
  • соревнования.

2Полученные на занятиях знания и умения закрепляются в группе в совместной с воспитателями деятельности или свободной деятельности детей. Большую часть времени занимают тренировочные игры, игры-соревнования.

Итогом работы кружка являются шахматные турниры, которые проводятся в 3 этапа: первый тур проводится между игроками одной группы, каждый ребёнок может принять в нём участие; второй тур проводится между лучшими игроками; третий тур проводится между лучшими игроками дошкольных образовательных учреждений.

На шахматных турнирах дети показывают все свои знания, умения и навыки игры в шахматы, полученные за год обучения в кружке «В королевстве шахмат», а так же свои интеллектуальные способности, знания правил игры и правил поведения на турнире, уважительное отношение к противнику, стремление к победе и умение достойно проигрывать.

Результатом работы шахматного кружка так же являются и отзывы родителей, которые весь год вместе с детьми учились играть в шахматы, принимали активное участие в работе круглого стола, анкетировании, открытых занятиях, турнирах, обсуждениях, праздниках.

Обучение детей игре в шахматы выполняет сразу несколько функций.

Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

Таким образом, мы видим, что в дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в успешном развитии ребенка.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В…

Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке» Цель: - Развивать речь. - Закрепить знания о русских народных...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей...

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по…

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по картинке «Кот - рыбак» «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным Ему пяти словам-...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе на…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе на тему: «Куличи мы испечём, всех на праздник позовём» Цель: развивать интерес...

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть...

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во…

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Путешествие в лес» Цель: формирование первоначальных представлений о...