Формирование музыкального вкуса и развитие творческого начала дошкольника средствами импровизации

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка. В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства, певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности. Одним из интересных видов деятельности для детей всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах. Некоторые системы музыкального воспитания детей, существующие в разных странах, построены на использовании, какого-либо вида музыкальной деятельности, который признается ведущим. Многие выдающиеся музыканты – просветители занимались методиками импровизации для детей, наиболее яркой и продуктивной является «Шульверк», - это пятитомное учебное пособие немецкого композитора Карла Орфа. В переводе на русский язык это название означает школа действия, школа творения, т е нацеливает на активное действие, сотворчество. К. Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование. Музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в «Шульверке».

Ритмические и методические упражнения и созданные на их основе варианты, сочиненные детьми, связаны с простыми хороводными формами, со словом – его геометрической структурой, мелодико – интонационным произнесением, характером звучания. Наиболее сильным средством воздействия на ребенка являются творческие музыкально – театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь и игра на детских музыкальных инструментах. Таким образом, система построена на синтезировании различных видов музыкальной деятельности посредством детского элементарного музицирования.

Понятие «музыкальность в дошкольном воспитании приобретает особое значение. Можно выделить три основных показателя: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.

Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать их по высоте, пытаться уловить настроение мелодии… Что бы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вниз, вверх, на месте. Дети учатся узнавать знакомую мелодию по фрагменту.

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на музыкальном инструменте и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально – слуховые представления.

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые изображения, выкладывать его на фланелеграфе. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах. При таком подходе у ребенка развивается одна из трех основных музыкальных способностей – музыкально – слуховые представления.

На начальном этапе у детей происходит формирование музыкально – слуховых представлений, их накопление. Используется песенный репертуар, который разучивается на занятиях. Приемы работы над песней разнообразны: пение с гармоническим сопровождением и без него; отдельное пропевание сложных мелодических оборотов и проигрывание мелодии на инструменте; индивидуальное пропевание мелодии ребенком в удобной для него тональности с последующей корректировкой точности мелодической линии.

Далее, дети, осваивая инструмент, подбирают отдельные звукоподражания, ассоциирующиеся у них со звуками капели, шумом дождя, боем часов, голосами птиц и животных. На этом этапе учат как правильно держать тот или иной инструмент, руки, пальцы, знакомят со способами звукоизвлечения, художественно – выразительным исполнением. На данной ступени обучения требуется 15 – 20 занятий. Далее дети достаточно легко осваивают ритмическую структуру предлагаемых песен, приемы игры на различных ударных, а так же звуковысотных детских музыкальных инструментах.

Первоначально детям предлагают ритмические рисунки, основанные на чередовании одинаковых длительностей: четвертных или восьмых в двух или четырехдольном размере. Музыкальный материал постепенно усложняется. Затем даются более сложные ритмические структуры: ритм суммирования, дробления, пунктирного и синкопированного ритма. Далее можно создать ритмические ансамбли, применяя деревозвучные ударные инструменты: деревянные ложки, кастаньеты, трещетки; металлозвучные: треугольники, румбы, бубенцы, тарелки, колокольчики, бубны, погремушки, маракасы и т д.

Далее, дети, в большинстве случаев, наряду с темпом и ритмическим рисунком, могут воспроизвести и звуковысотную сторону мелодии. Сначала дети прислушиваются к звучанию, подстраиваются голосом к извлекаемым звукам. Постепенно, по мере овладения деятельностью подбора по слуху, процесс подпевания переходит на второй план. Лучше всего начинать подбор с нисходящей терции, т.к. она лежит в основе колыбельных песен, которые ребенок слышит с рождения. Она легка для пропевания, с нее начинаются многие народные песни и песни, созданные композиторами специально для детей. После овладения терцией дети подбирают простые песни, основанные на этом обороте.

В качестве эталонных мелодических построений используются мажорные тетраходы, пентаход, гамма. Впоследствии эти эталонные мелодические построения закрепляются на разнообразном материале. Далее эта интонация предлагается к подбору от разных звуков.

При освоении детьми игры в ансамбле однородных детских музыкальных инструментов, сначала предлагается достаточно медленный темп, направляя слуховое внимание на поиск нужного звучания. Если во время подбора мелодии группой детей какой-то ребенок ошибается, ему лучше остановиться, чтобы не нарушать общего ансамбля.

Эффективным методом работы на этом этапе является совместная игра музыкального руководителя и ребенка на одном инструменте по фразам. Педагог исполняет более сложные, ребенок более легкие эталонные мелодические построения. Затем его партия все более усложняется, становится более самостоятельной. «Музыкальное эхо» - буквальное повторение сыгранных педагогом музыкальных фраз, предложений – еще один вариант совместной игры ребенка и взрослого.

Завершает мелодическую ступень инструментальное творчество. На первых порах его нужно организовывать в игровой форме, вопросо-ответной. Педагог исполняет музыкальный вопрос на том или ином инструменте, а ребенок самостоятельно импровизирует музыкальный ответ. Можно использовать и коллективные импровизации. Но на металлофонах и ксилофонах убирают 4 и 5 ступени во избежание резко диссонирующих интервалов.

Обучение детей подбору по слуху делает работу более интересной, способствует накоплению детьми музыкального материала за счет сокращения сроков разучивания пьес, значительно повышает интерес педагогов и детей к этому полезному и увлекательному виду музыкальной деятельности.

Основываясь на вышеизложенном, следует отметить, что в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах развиваются все основные музыкальные способности детей дошкольного возраста. Причем в этом виде исполнительства в большей степени развиваются музыкально –слуховые представления.

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, игре на музыкальных инструментах мы отводим особую роль. Музыкальные инструменты вызывают у ребенка большой интерес, обогащают его музыкальное воспитание и развивают вкус.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста Вид проекта: Познавательно-игровой. Длительность проекта: Среднесрочный. Участники проекта: Дети 3-4 лет. Воспитатели. Родителиэ Актуальность: Дошкольный возраст является той...

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего…

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение...

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Читайте также

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода» Цель: способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста, познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение...

Конспект сценария геокешинга «Морское путешествие» для детей старшей группы

Конспект сценария геокешинга «Морское путешествие» для детей старшей группы Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Образовательные задачи: Расширять представления детей...

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это...