Игры в экологическом воспитании дошкольников

В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического воспитания. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости.

Игра служит ценным средством формирования личности. Игра активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира.

Посредством игр дети преодолевают различные трудности, тренируют свои силы, развивают свои умения и способности. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль оказывает положительное влияние на осознание дошкольников. Поэтому игровое направление активно используют в экологическом образовании дошкольников.

Можно выделить три основных подхода к игровым методам: экологизация традиционных игр, адаптация народных игр и создание новых игр с экологическим (или природоохранным) содержанием.

Также необходимо учитывать возрастные особенности детей, исходя из этого подбирать соответствующие игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, развитию экологического сознания, способствующие углубленного знания о живой и неживой природе. Для игр используются разный материал (природный материал, настольно-печатные игры (лото, разрезные картинки)) .

Необходимо помнить, что не всякая игра может быть экологической по своим целям и содержанию. Поэтому для того, чтобы реализовать задачи экологического образования посредством игры необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

Выбирая игры для экологического образования дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:

- игры подбираются с учетом закономерностей развития детей и задач экологического образования;

- игра должна давать возможность ребенку применять на практике полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;

- содержание игры должно соответствовать экологическим знаниям;

- игровые действия производятся в соответствии с правилами и нормами поведения на природе;

- каждая новая игра должна соответствовать задачам экологического образования и иметь связь с предыдущей и последующими играми.

При проведении игр с целью обогащения, расширения и углубления экологических представлений, следует учитывать те представления, которые могут быть сформированы у дошкольников старшего возраста:

- о человеке, как части природы;

- о многообразии и разнообразии природных объектов, о животных и растениях как живых организмах;

- о культуре поведения в природе;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между живой и неживой природой, а также между объектами живой природы).

Для обогащения экологических представлений игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать игры вариантно, в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.

Содержание игры должно быть направлено на развитие у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе. Обычно это игры для развития эстетического восприятия природы (эмоционального отношения к природе, чувства прекрасного в ней) и игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

В первом случае дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (прикосновении к животному, растению, поглаживание цветка, листьев и т.д.), рассказывают что-либо интересное об объекте природы, например, описание внешнего вида, особенности роста, ухода, бережного отношения к животным и растениям. Такие игры лучше всего проводить в природных условиях, на детской площадке, например.

Кроме того, в процессе наблюдения и изучения явлений природы у детей рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается безразличие и равнодушие возрастает творческое мышление, желание узнать больше нового. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит. Он занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. Так формируется эмоциональная отзывчивость, волнение от встречи с неизвестным в природе, радость предстоящего познания, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

Основу игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. Так в ходе игр обсуждаются последствия плохих и хороших поступков взрослых и детей, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения. Главная особенность игр для нравственно-оценочного отношения к природе в том, что игры не дают детям решения в готовом виде, ребенок должен самостоятельно сделать выводы.

В педагогической науке игры классифицирует на несколько групп. Ф. Фребель, один из первых среди педагогов, который выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания. В основу своей классификации исследователь положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (то есть умственные игры), движений (моторные игры) и внешних органов чувств (сенсорные игры).

Н.К. Крупской детские игры делятся на

- игры, придуманные самими детьми. Эти игры несут самостоятельный характер.

- игры, придуманные взрослыми, эти игры осуществляются по определенным правилам.

Рассмотрим виды игр.

Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение событий, которые происходят в повседневной жизни.

Главное условие сюжетно-ролевой игры – это наличие у детей определенных знаний о той или другой стороне действительности, а также о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении.

Учитывая, что проблема игр считается актуальной в дошкольной педагогике, то ученые выдвигают новую классификацию детских игр (С.Л. Новосёлова) . В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (взрослого или ребенка).

Выделяются три класса игр:

1. Игры, которые возникают по инициативе детей: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, сюжетно-отобразительные.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого

- игры обучающие: интеллектуальные, подвижные, сюжетно-дидактические, театрально-постановочные;

- досуговые игры: игры-развлечения, - игры-забавы, празднично-карнавальные, интеллектуальные.

З. Народные игры, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: народные и традиционные.

Также существуют творческие игры. Это такие игры, в которых ребенок проявляет сообразительность и выдумку.

К творческим играм относятся игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Сюжетно-ролевые игры в процессе воспитания экологической культуры предполагают наличие природоохранного, природоведческого или экологического содержания и существование определенных правил. Составляя план работы в рамках программы, педагогу следует разработать ряд таких игр, которые помогают детям познакомиться с различными природными явлениями или процессами. К примеру, в процессе игры «Путешествие капельки» дошкольники становятся капельками воды. Эти капельки мама Тучка отпускает погулять на землю, чтобы помочь людям, животным и растениям. На земле капельки сначала сливаются в ручейки, потом в реки, затем попадают в океан. Потом по пути капельки поливают растения, или поят животных и т.п. и возвращаются к маме Тучке, чтобы рассказать ей о том, что видели и что делали. Таким образом, дети 5-6 лет в игровой форме получают первые представления о круговороте воды в природе.

Еще одна игра – «Деревья и черви», которая разработана специально для первого знакомства детей с процессами образования почвы. Ребята делятся на две команды. В каждой команде есть свое «дерево», которое, как правило, осенью сбрасывает листья, а также свой «дождевой червячок» со стаканчиками земли. Затем в процессе игры, по правилам, дети «меняют» опавшие листья дерева на почву, которую отдает «дождевой червяк». Так закрепляется представление дошкольников о формировании почвы и о роли живых организмов (дождевого червя) в этом процессе.

При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр следует соблюдать принципы доступности отбора содержания и научности.

Следует отметить, что сегодня существует огромное количество дидактических игр экологического содержания. Многие из них разработаны самими педагогами. Среди игр можно выделить и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: камешков, раковин шишек, песка и т.п. Давно известно, что природный материал способствует развитию мышления ребенка. К примеру, объекты природы можно классифицировать по разным признакам (форме, цвету, размеру, характеру происхождения). Очень важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

Эффективно в педагогической практике использовать интеллектуальные игры. Как показывают исследования большой популярностью у педагогов пользуются такие известные игры, как «Что? Где? Когда?», «КВН», «Брейн-ринг», викторины, которые могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников, но при условии их адаптации на дошкольный уровень

(в некоторых случаях такие игры превращаются не в творческие соревнования, а в механическое воспроизводство детьми различных, заранее заготовленных текстов).

Другой вид игры является самостоятельная игра, которая в последнее время тоже используется педагогами. К тому же сегодня, в связи с распространением видеотехники, компьютеров и телевидения дети разучились играть самостоятельно. В целом и экологическое содержание в самостоятельное содержание включается редко. Это связано с акцентированием внимания взрослых на занятиях школьного типа, то есть подготовке к школе. В некоторых дошкольных учреждениях организуют праздник посвящения в «юные экологи», и проводят его в форме школьного экзамена: ребенок должен выбрать билет на столе с вопросами и ответить на него экзаменационной комиссии. Создание условий для самостоятельной игры требует особого внимания со стороны педагогу.

Еще одним важным видом экологической игры являются игры – путешествия. Как правило, путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают выставки, зоопарк, зооферму, музеи. В процессе игр – путешествий дети также посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся знания, получают новые знания о природе. Педагог в этой игре выполняет главную роль –заведующего фермой, экскурсовода и т.д.

Таким образом, мы пришли к выводу, что игра помогает формировать экологические знания, воспитывают экологическую культуру, которые являются формированием личности дошкольника.

Вывод:

В экологическом образовании дошкольников необходимы смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новую экоцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность: природа – среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления.

Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту – это одна из важных задач детского учреждения. Задача взрослых - показать детям уникальность природы, ее красота и универсальность: природа – это среда жизни всех существ, в том числе и человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и лишь в последнюю очередь – это объект человеческого потребления.

Проблема игр считается актуальной в дошкольной педагогике. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (взрослого или ребенка):

1. Игры, которые возникают по инициативе детей: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, сюжетно-отобразительные.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого:

- игры обучающие: интеллектуальные, подвижные, сюжетно-дидактические, театрально-постановочные;

- досуговые игры: игры-развлечения, - игры-забавы, празднично-карнавальные, интеллектуальные.

З. Народные игры, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: народные и традиционные.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе Тема: Мини-музей «Книги».Участники: воспитатели группы, родители.Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста ДОУ.Масштаб: время реализации: сентябрь 2022г.- декабрь 2022г.Количество...

Проект «Мы будущие солдаты»

Проект «Мы будущие солдаты» Возраст детей: 5 – 6 лет. Тип проекта: Познавательно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Актуальность и...

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами»

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами» Цель: обучение детей изготовлению фигурки тигрёнка в технике оригами. Задачи: - систематизировать знания детей о...

Читайте также

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...

Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных…

Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных игр Использование театрализованной игры в коррекционной работе с дошкольниками осуществляется по...

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...