Русско-народные игры как способ развития речи дошкольников с ОВЗ

Современное образование постоянно находится в развитии, на данный момент идет его модернизация. Сегодня мы на многое смотрим с другого ракурса, по другому, ищем новые пути взаимодействия с детьми. Но как известно, все новое – это хорошо забытое старое.

Именно в дошкольном возрасте у ребенка формируются все основные качества и особенности его личности, формируется его будущее в плане физического и психологического развития. На данный момент остро ощущается отсутствие знаний о традициях и культуре родного края как у взрослых так и у дошкольников. Именно у городских жителей слабо развиты знания о культуре русского народа, редко соблюдаются традиции и праздники. Приучая дошкольников к русским народным играм мы формируем интерес к русской культуре, к культурному наследию предков, также активно работаем над произношением и над эмоциональностью воспитанников.

Сохранение культурного наследия нашего народа также является одной из важнейших задач образовательного процесса, и все зависит от того насколько глубоко и разносторонне проводится работа с детьми дошкольного возраста.

Наше учебное заведение работает для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с речевыми отклонениями. Есть начальная школа и отделение детского сада. В своей работе мы, воспитатели группы №2, придерживаемся следующих принципов:

- Ознакомление дошкольников с русскими народными играми, традициями семьи, общества и государства, в котором они проживают.

- Активное развитие речи с помощью заучивания и напевания слов во время игр.

- Расширение объема правильно произносимых слов.

- Совершенствование навыка и умения «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Также в своей работе мы опираемся на требования нового стандарта образования ФГОС. Основная задача нового стандарта – всестороннее и гармоничное развитие личности. Поэтому в играх отдаем предпочтение подвижным играм с запевками и стихами. Благодаря этому идет всестороннее развитие как физического так и психологического здоровья.

Русские народные игры - это полноценный источник национальных традиций. Также, обсуждая этот вопрос с родителями наших воспитанников на родительском собрании, мы выяснили, что родители полностью согласны с тем, что необходимо возродить традиции, изучать с детьми игры русских народов.

Для благополучной реализации русских народных игр в программе обучения наших дошкольников, мы составили план мероприятий на год, который планируем благополучно реализовать. План работы: посещение краеведческого музея г. Набережные Челны; посещение театра кукол г. Набережные Челны; проведение подвижных русско-народных игр на музыкальных и физкультурных занятиях; знакомство детей с фольклором наших предков: чтение русско-народных сказок, потешек, стихов; ознакомление и проведение традиционных празднований; также в нашем саду реализован проект «Русская изба», где представлен уклад русского народа и русско-народные костюмы, которые мы активно используем в играх.

За год мы запланировали изучить 10 основных игр с элементами русско-народного творчества, их мы используем практически в любое время, как на занятиях так же и во время игр на прогулке и в группе. «Каравай», «Жмурки», «Горелки», «Калачи», «Цепи-цепи кованы», «Плетень», «Волк и овцы», «У медведя во бору», «Колечко», «Солнышко».

На примере одной игры разберем каким образом мы достигаем определенных задач и целей, также выполняем требования ФГОС. Игра «Горелки»: участвующие становятся парами друг за другом в одну колонну, взявшись за руки и подняв их, образуют «ворота». Последняя пара проходит через коридор и встает перед первой парой, за ней идет следующая «последняя» пара. «Горящий» становится возле воспитателя спиной к участвующим, громко и четко проговаривает слова игры с помощью воспитателя, проговаривая каждый звук и слог:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Глянь на небо, птички летят, Колокольчиками звенят,

Динь-дон, динь-дон, выбегай скорее вон!»

После этих слов пара, оказавшаяся первой – разбегается, «Горящий» пытается догнать одного из них. Остальные игроки проговаривают: «Раз, два, не воронь, и беги как огонь». «Горящий», поймав одного из них становится с ним парой в конец колонны, а ребенок, которого не поймали становится на позицию «Горящего».

Для проведения игры обязательно дети переодеваются в костюмы, учатся взаимодействовать друг с другом становясь в пары, учатся соблюдать правила данной игры, и учатся эмоционально и четко проговаривать звуки во время игры. «Горящий» учится эмоционально и четко произносить звуки и слога, воспитатель корректирует и помогает ребенку выговаривать слова и давать эмоциональную окраску своему действию. Также у детей проявляется интерес к русско-народному творчеству, задаются вопросы, детей интересует история появления этой игры. Во время игры развивается не только речь, но и физическая активность наших детей, они бегают, крепнут, радуются своим успехам. Эмоционально проговаривая слова они настраивают себя на успех, а те игроки, что стоят парами, учатся поддерживать своих одногруппников.

Подведя итоги, можно сказать что игра – это самый лучший способ для достижения максимального количества задач в образовательном процессе любого ДОУ. Игра – это максимально комфортное времяпрепровождение для любого дошкольника, увлекательный процесс, где мы – взрослые, являясь полноправными участниками или организаторами, можем привить любовь к укладу, традициям, празднованиям любого народа, любого государства. Также активно знакомить с историей возникновения игр, что также отлично сказывается на любознательности наших воспитанников.



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Электронные образовательные ресурсы для совместной деятельности родителей с детьми в…

Электронные образовательные ресурсы для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Хочу все знать» ИКТ для организации совместной деятельности родителей с детьми...

Конспект занятия по игровому стретчингу для детей средней группы «Кто…

Конспект занятия по игровому стретчингу для детей средней группы «Кто поможет воробью?» {pdf=download/files/presentation/file601.pdf|90%|700|native}

Развлечение «Зимушка-зима»

Развлечение «Зимушка-зима» Цель: привить детям стремление простейшим подвижным занятиям.   Ход мероприятия: 1-й ребёнок: Пускай мороз и колется, кусает за бочок, А в поле за околицей...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...