Русско-народные игры как способ развития речи дошкольников с ОВЗ

Современное образование постоянно находится в развитии, на данный момент идет его модернизация. Сегодня мы на многое смотрим с другого ракурса, по другому, ищем новые пути взаимодействия с детьми. Но как известно, все новое – это хорошо забытое старое.

Именно в дошкольном возрасте у ребенка формируются все основные качества и особенности его личности, формируется его будущее в плане физического и психологического развития. На данный момент остро ощущается отсутствие знаний о традициях и культуре родного края как у взрослых так и у дошкольников. Именно у городских жителей слабо развиты знания о культуре русского народа, редко соблюдаются традиции и праздники. Приучая дошкольников к русским народным играм мы формируем интерес к русской культуре, к культурному наследию предков, также активно работаем над произношением и над эмоциональностью воспитанников.

Сохранение культурного наследия нашего народа также является одной из важнейших задач образовательного процесса, и все зависит от того насколько глубоко и разносторонне проводится работа с детьми дошкольного возраста.

Наше учебное заведение работает для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с речевыми отклонениями. Есть начальная школа и отделение детского сада. В своей работе мы, воспитатели группы №2, придерживаемся следующих принципов:

- Ознакомление дошкольников с русскими народными играми, традициями семьи, общества и государства, в котором они проживают.

- Активное развитие речи с помощью заучивания и напевания слов во время игр.

- Расширение объема правильно произносимых слов.

- Совершенствование навыка и умения «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Также в своей работе мы опираемся на требования нового стандарта образования ФГОС. Основная задача нового стандарта – всестороннее и гармоничное развитие личности. Поэтому в играх отдаем предпочтение подвижным играм с запевками и стихами. Благодаря этому идет всестороннее развитие как физического так и психологического здоровья.

Русские народные игры - это полноценный источник национальных традиций. Также, обсуждая этот вопрос с родителями наших воспитанников на родительском собрании, мы выяснили, что родители полностью согласны с тем, что необходимо возродить традиции, изучать с детьми игры русских народов.

Для благополучной реализации русских народных игр в программе обучения наших дошкольников, мы составили план мероприятий на год, который планируем благополучно реализовать. План работы: посещение краеведческого музея г. Набережные Челны; посещение театра кукол г. Набережные Челны; проведение подвижных русско-народных игр на музыкальных и физкультурных занятиях; знакомство детей с фольклором наших предков: чтение русско-народных сказок, потешек, стихов; ознакомление и проведение традиционных празднований; также в нашем саду реализован проект «Русская изба», где представлен уклад русского народа и русско-народные костюмы, которые мы активно используем в играх.

За год мы запланировали изучить 10 основных игр с элементами русско-народного творчества, их мы используем практически в любое время, как на занятиях так же и во время игр на прогулке и в группе. «Каравай», «Жмурки», «Горелки», «Калачи», «Цепи-цепи кованы», «Плетень», «Волк и овцы», «У медведя во бору», «Колечко», «Солнышко».

На примере одной игры разберем каким образом мы достигаем определенных задач и целей, также выполняем требования ФГОС. Игра «Горелки»: участвующие становятся парами друг за другом в одну колонну, взявшись за руки и подняв их, образуют «ворота». Последняя пара проходит через коридор и встает перед первой парой, за ней идет следующая «последняя» пара. «Горящий» становится возле воспитателя спиной к участвующим, громко и четко проговаривает слова игры с помощью воспитателя, проговаривая каждый звук и слог:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Глянь на небо, птички летят, Колокольчиками звенят,

Динь-дон, динь-дон, выбегай скорее вон!»

После этих слов пара, оказавшаяся первой – разбегается, «Горящий» пытается догнать одного из них. Остальные игроки проговаривают: «Раз, два, не воронь, и беги как огонь». «Горящий», поймав одного из них становится с ним парой в конец колонны, а ребенок, которого не поймали становится на позицию «Горящего».

Для проведения игры обязательно дети переодеваются в костюмы, учатся взаимодействовать друг с другом становясь в пары, учатся соблюдать правила данной игры, и учатся эмоционально и четко проговаривать звуки во время игры. «Горящий» учится эмоционально и четко произносить звуки и слога, воспитатель корректирует и помогает ребенку выговаривать слова и давать эмоциональную окраску своему действию. Также у детей проявляется интерес к русско-народному творчеству, задаются вопросы, детей интересует история появления этой игры. Во время игры развивается не только речь, но и физическая активность наших детей, они бегают, крепнут, радуются своим успехам. Эмоционально проговаривая слова они настраивают себя на успех, а те игроки, что стоят парами, учатся поддерживать своих одногруппников.

Подведя итоги, можно сказать что игра – это самый лучший способ для достижения максимального количества задач в образовательном процессе любого ДОУ. Игра – это максимально комфортное времяпрепровождение для любого дошкольника, увлекательный процесс, где мы – взрослые, являясь полноправными участниками или организаторами, можем привить любовь к укладу, традициям, празднованиям любого народа, любого государства. Также активно знакомить с историей возникновения игр, что также отлично сказывается на любознательности наших воспитанников.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие к…

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие к лесным зверям» Задачи: - связная речь: учить составлять короткий рассказ вместе с...

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия в библиотеку Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми и просмотром телепередач и всё реже читают книги. На...

Технология ТИКО – моделирования для детей дошкольного возраста

Технология ТИКО – моделирования для детей дошкольного возраста ТИКО - это мир фантазий! Мир идей, разнообразий.Изучая схемы в нем, может получиться...

Читайте также

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы Цели и задачи. Познакомить с новым способом проведения детского досуга. Закреплять представления детей о природе и...

Опыт работы «Организации конкурсного движения конструктивно-технической направленности в ДОУ»

Опыт работы «Организации конкурсного движения конструктивно-технической направленности в ДОУ» Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения, на современном этапе...

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...