Диалоги о воспитании будущего поколения

Папы и мамы желают своим детям счастливого детства. Но что такое счастливое детство? Мы видим наших ребят красиво одетыми, веселыми, довольными. Все это хорошо, но это лишь частица счастья…Статистики утверждают, что в нашей стране средняя продолжительность жизни превышает 70 лет. Жизнь длинна. А детство коротко. На вопрос счастливым ли было детство человека, ответ дает лишь итог всего жизненного пути.

Говорят, человек, выросший в нужде и преждевременных заботах, лишен детства. Но можем ли мы считать счастливым детство, прошедшее в безграничной праздности, развлечениях, удовольствиях? Может быть так: детство может быть безоблачным, беззаботным - что для многих синоним счастья, а жизнь оказалась бессодержательной, бесцельно утраченной. Лишь здоровое напряжение ума, воли, чувств, мышц дает ребенку истинное ощущение радости жизни. Игра и труд, познание и творчество, общение и движение, окрашенные новизной, удивлением, интересом, открытиями, - вот подлинные атрибуты детства. И если при этом неразлучны с ребенком любящие его отец и мать, мы можем говорить о детстве счастливом.

В среде родителей встречается порой ошибочное представление о том, что будущее их ребенка полностью предопределено наследственностью. Не только способности, черты характера, но и нравственный облик, считают они, наследуют дети от родителей. При таком взгляде нетрудно прийти к выводу: ребенок развивается независимо от наших усилий. Достаточно вырастить его здоровым – все остальное произойдет само собой.

Честность, трудолюбие, уважение к людям, готовность защитить Родину никакими генами не передать. Это может быть только результатом целенаправленного воспитания. И когда повседневный опыт подсказывает нам: у хороших родителей вырастают хорошие дети, это означает лишь одно-в семье благоприятный нравственный климат, здесь берегут и передают детям высокие ценности общественной морали. Мы не отрицаем, конечно, что у каждого ребенка существует определенная предрасположенность , например, к музыке, живописи, наукам или техническому творчеству. Таким образом, понятия «способности», «таланты», носят социальный характер. «Бесталанные» люди – редкость, аномалия. Это-следствие болезни родителей, алкоголизма, а также педагогической неграмотности. За редким исключением любой ребенок обладает теми или иными способностями.

Но способности ребенка, его таланты развиваются только в обществе и благодаря обществу, которое использует для этого могущественный инструмент – образование и воспитание.

Воспитание ребенка - многогранный процесс. Но две грани в этом процессе являются определяющими: воспитание чувств, души ( «горячего сердца») и воспитание ума («трезвой», «холодной головы»). Само собой разумеется, отделить одно от другого невозможно. Но тем не менее видеть разницу между ними необходимо. История Великой Отечественной Войны - вот неисчерпаемый родник героических, мудрых, красивых, добрых поступков советских людей, в которых ярко воплотилось гармоническое сочетание «горячего сердца», формирующего лучшие человеческие чувства, и «трезвой, холодной головы», творящей науку, технику, материальные богатства Родины. Сочетание того и другого – обязательное условие воспитания активной личности ребенка. Но что же главное в воспитании будущего гражданина?

Обязательное качество всесторонне развитого человека – великое трудолюбие. Трудовые отношения людей ребенок познает легче и раньше, чем их общественные отношения. Общение в труде - одна из содержательных воспитывающих форм общения. Трудовое воспитание, общение в труде открывает путь к вершинам морали и нравственности. В какой бы сложный или простой вид труда ни вовлекали мы детей, важно, чтобы этот труд был, как говорится, в радость,-это непременное условие благотворного влияния его на становление человека – труженика. Ясно, что без увлечения трудом не воспитаешь трудолюбия. Но вот как воспитать увлеченность трудом? Вспомните стихи Некрасова -5-6 летнему ребенку отец говорит: «Довольно, Ванюша! Гулял ты не мало, пора за работу, родной!» С чего отец начинает приучать сына к труду? Отец делает так, что «труд обернется с начала к Ванюше нарядной своей стороной». Нарядной, обратите внимание! После того как Ванюша почувствовал эту «нарядную» сторону, ему показывают другую- «труд- не забава»…

К.Д. Ушинский как-то поставил вопрос: какова лучшая форма наследства, оставляемого родителям своим детям? Может быть деньги и вещи? Нет, решительно отвечал педагог. Деньги развращают наследников. Тогда, может быть, образование? И да , и нет, рассуждал Ушинский. Да –если образование воспитывает трудолюбие. Нет- если оно трудолюбия не воспитывает. Воспитание у детей безграничного трудолюбия – вот лучшая форма наследия. И одно из важнейших условий счастья наследников.

…Фундамент высокого уровня культуры, общественной сознательности закладываются в период дошкольного воспитания. Все мы сегодня понимаем, что недостаточно научить человека грамоте, основам наук. Воспитать Человека –задача куда сложнее. Так что проблемы воспитания никак не могут быть монополией педагогов. Это воистину всенародное дело.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка» Гиперактивность - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального...

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год Дата проведения Название и цели мероприятия Ответственный за проведение Сентябрь 1. Интегрированное развлечение «Семья – начало всех начал» ...

Читайте также

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в…

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в детском саду» В современных условиях сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального...

Родительский клуб «Игралочка» в группе раннего возраста

Родительский клуб «Игралочка» в группе раннего возраста Положение о родительском клубе «Игралочка» 1. Общие положения 1.1 Настоящее положение регламентирует порядок деятельности родительского клуба «Игралочка!" (далее - Клуб, организованного...

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...