Сайт для воспитателей детских садов



Квест на природе – как эффективное средство реализации детской инициативы в исследовании предметов ближайшего окружения в процессе духовно-нравственного воспитания

Исследование, исследовательское поведение – это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья [Ротенберг, Бондаренко, 1989].

Мотивом, мотивацией исследовательского поведения является так называемая любознательность (англ. – curiosity), что близко к понятию потребности в новых впечатлениях, которую Л. И. Божович рассматривала как базовую потребность ребенка, и к понятию познавательной активности по М. И. Лисиной.

Я склоняюсь к следующему определению ИП: это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения. Главный путь поддержания и развития исследовательского поведения - максимальное снятие запретов в исследовании, чтобы можно было иметь разные возможность для проб, опытов, фантазии и конструирования (при условии обеспечения безопасности).

Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыки исследовательского поиска и умения логического, творческого и исследовательского мышления. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

С целью реализации детской инициативы воспитанников я использую различные виды игр. Одной из игр, которая позволяет дошкольникам расширить свой кругозор, проявить лучшие качества и оказаться в ситуации успеха, является квест – игра.

При подготовке и организации образовательных квестов я заранее определяю цели и задачи, учитываю пространство, где будет проходить игра и пишу сценарий. Самое главное и самое трудное, это заинтересовать участников.

В образовательном процессе квест - это специально организованный вид исследовательской деятельности, где ребята осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов и иных объектов, людей, заданий и пр.

Т.е., образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где реализуются образовательные задачи. Но в отличие от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с нравственным аспектом (помощь персонажу, попавшему в трудную ситуацию), поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации и для решения образовательных задач используются ресурсы какой-либо территории (в нашем случае участок детского сада). Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, инициативу, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Я чаще использую линейные квесты, где игра построена по цепочке: разгадав одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. В линейных квестах есть условие: задание должны выполнить все дети, от этого зависит результат. Таким образом, у ребят есть мотив - желание помочь герою и условие, выполнение которого требует сплочённости, взаимовыручки, поддержки. Я проводила квесты на природе, использовала различные объекты живой и неживой природы. Например, квест-игра «Помогите коротышкам» (жители солнечного города). Ребята разгадывали загадки о деревьях нашего края, искали птицу, подходящую под описание в смешанной стае (птицы нашего края). Получили ключ у птицы, сверили с силуэтом, убедились, что не подходит. Значит надо идти дальше. А куда? Искали вокруг различные предметы, объекты, которые могли что-либо подсказать. Старалась не отвергать находки, принимала все возможные варианты, даже если это шло в разрез со сценарием (да конечно, возьми с собой, как это может пригодиться, где можно использовать). В ходе игры, мы помогли белке собрать и забросит в «дупло» шишки, нашли в шишке подсказку (записку), которая направила нас в птичью столовую. В кормушке нас ждали головоломки, ребусы. Все дети выполняли задание, ведь без его буквы или цифры, не получалось решить задачу, а значит перейти к следующему, подвести команду. Ребята спорили, пытались найти верное решение, помогали и поддерживали друг друга. В результате выполнив все задания и удостоверившись, что найден нужный (потерянный) ключ, мы положили его в конверт и отправили его доктору Пилюлькину. Квест – игра вызвала у детей чувство радости, удовлетворения. Помощь была бескорыстной, но витаминки от Пилюлькина пришлись по вкусу всем и вызвали дополнительный восторг.

Темы для квест –игр я стараюсь подбирать исходя из интересов и особенностей детей группы («Краски лета», «Богатыри земли Русской» - завязана на традициях и обычаях русского народа и другие)

Таким образом, организуя квест – игры на природе, мы поддерживаем естественное стремление детей исследовать окружающий мир, формируем доброжелательные коллективные взаимоотношения и эмпатийные чувства (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей, дружелюбие в общении с окружающими, уважение к личности, эмоциональный контакт), гуманное отношение к людям и окружающей природе, знакомим с национальными традициями.





Новые публикации

Как подготовить малыша к поездке в отпуск

Как подготовить малыша к поездке в отпуск Вопрос, как организовать летний отдых с наибольшей пользой для здоровья ребенка, волнует всех родителей...

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подг…

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Нравственные ценности и будущее человечества: Добрым быть совсем не просто …» Цель:...

Сценарий спортивного досуга «Если только захотеть, можно в Космос полететь»

Сценарий спортивного досуга «Если только захотеть, можно в Космос полететь» Цель: способствовать развитию у детей познавательного интереса и спортивных качеств. Задачи: расширение и...

Читайте также

Конспект интегрированной игровой деятельности для детей среднего дошкольного воз…

Конспект интегрированной игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие»   Программное содержание: развивать умение детей вычленять свойства предметов, сравнение по количеству...

Сюжетно-ролевая игра «Кафе-мороженое – «Расти большой!» (для детей 5-7 лет)

Сюжетно-ролевая игра «Кафе-мороженое – «Расти большой!» (для детей 5-7 лет) Цель:   - формировать представление дошкольников о том, что такое кафе и для...

Театрализованное занятие «Путешествие в зимний лес»

Театрализованное занятие «Путешествие в зимний лес» Цель: 1. Формирование у детей живого интереса к театрализованной игре, желания участвовать в общем действии и воспитывать партнерские...




Комментарии

  • Елена
    Здравствуйте! Как можно получить конспекты занятий по вашей программе?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

В блогах

План работы с родителями

План работы с родителями в средней группе на 2019-2020  учебный год Цель: Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Для реализации поставленной цели необходимо...

Проект «Что нам Осень принесла»

Проект «Что нам Осень принесла» (краткосрочный) Срок проведения 16.09.2019 – 30.09.2019 Тип: тематически-познавательный Цель проекта: Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты». Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе экологического воспитания в дошкольном...

Рабочая программа "Давайте поиграем…

Пояснительная записка Изменения в социально-экономической сфере обществен­ной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Рос­сию, перед необходимостью реформирования образователь­ной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики...

Репка

Репка

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство