Квест на природе – как эффективное средство реализации детской инициативы в исследовании предметов ближайшего окружения в процессе духовно-нравственного воспитания

Исследование, исследовательское поведение – это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья [Ротенберг, Бондаренко, 1989].

Мотивом, мотивацией исследовательского поведения является так называемая любознательность (англ. – curiosity), что близко к понятию потребности в новых впечатлениях, которую Л. И. Божович рассматривала как базовую потребность ребенка, и к понятию познавательной активности по М. И. Лисиной.

Я склоняюсь к следующему определению ИП: это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения. Главный путь поддержания и развития исследовательского поведения - максимальное снятие запретов в исследовании, чтобы можно было иметь разные возможность для проб, опытов, фантазии и конструирования (при условии обеспечения безопасности).

Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыки исследовательского поиска и умения логического, творческого и исследовательского мышления. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

С целью реализации детской инициативы воспитанников я использую различные виды игр. Одной из игр, которая позволяет дошкольникам расширить свой кругозор, проявить лучшие качества и оказаться в ситуации успеха, является квест – игра.

При подготовке и организации образовательных квестов я заранее определяю цели и задачи, учитываю пространство, где будет проходить игра и пишу сценарий. Самое главное и самое трудное, это заинтересовать участников.

В образовательном процессе квест - это специально организованный вид исследовательской деятельности, где ребята осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов и иных объектов, людей, заданий и пр.

Т.е., образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где реализуются образовательные задачи. Но в отличие от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с нравственным аспектом (помощь персонажу, попавшему в трудную ситуацию), поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации и для решения образовательных задач используются ресурсы какой-либо территории (в нашем случае участок детского сада). Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, инициативу, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Я чаще использую линейные квесты, где игра построена по цепочке: разгадав одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. В линейных квестах есть условие: задание должны выполнить все дети, от этого зависит результат. Таким образом, у ребят есть мотив - желание помочь герою и условие, выполнение которого требует сплочённости, взаимовыручки, поддержки. Я проводила квесты на природе, использовала различные объекты живой и неживой природы. Например, квест-игра «Помогите коротышкам» (жители солнечного города). Ребята разгадывали загадки о деревьях нашего края, искали птицу, подходящую под описание в смешанной стае (птицы нашего края). Получили ключ у птицы, сверили с силуэтом, убедились, что не подходит. Значит надо идти дальше. А куда? Искали вокруг различные предметы, объекты, которые могли что-либо подсказать. Старалась не отвергать находки, принимала все возможные варианты, даже если это шло в разрез со сценарием (да конечно, возьми с собой, как это может пригодиться, где можно использовать). В ходе игры, мы помогли белке собрать и забросит в «дупло» шишки, нашли в шишке подсказку (записку), которая направила нас в птичью столовую. В кормушке нас ждали головоломки, ребусы. Все дети выполняли задание, ведь без его буквы или цифры, не получалось решить задачу, а значит перейти к следующему, подвести команду. Ребята спорили, пытались найти верное решение, помогали и поддерживали друг друга. В результате выполнив все задания и удостоверившись, что найден нужный (потерянный) ключ, мы положили его в конверт и отправили его доктору Пилюлькину. Квест – игра вызвала у детей чувство радости, удовлетворения. Помощь была бескорыстной, но витаминки от Пилюлькина пришлись по вкусу всем и вызвали дополнительный восторг.

Темы для квест –игр я стараюсь подбирать исходя из интересов и особенностей детей группы («Краски лета», «Богатыри земли Русской» - завязана на традициях и обычаях русского народа и другие)

Таким образом, организуя квест – игры на природе, мы поддерживаем естественное стремление детей исследовать окружающий мир, формируем доброжелательные коллективные взаимоотношения и эмпатийные чувства (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей, дружелюбие в общении с окружающими, уважение к личности, эмоциональный контакт), гуманное отношение к людям и окружающей природе, знакомим с национальными традициями.



Новые публикации

Конспект занятия

Конспект занятия  Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цели: Формировать способность детей к диалогической речи. Задачи по образовательным...

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного …

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой...

Читайте также

Коллективная работа «Зимний вечер»

Коллективная работа «Зимний вечер»   Цель: Создание деревенского пейзажа с помощью ваты. Задачи: 1. Научить детей создавать картины нетрадиционным способом, используя вату. 2. Развивать мелкую моторику...

Конспект ООД интегрированного вида (познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие). Тема: «Сказки…

Конспект ООД интегрированного вида (познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие) Тема: «Сказки родного края» В старшей группе   Цель: 1. Воспитание интереса к творчеству земляка Б.П. Корнилова; 2...

Планирование утренней гимнастики в старшей группе

Планирование утренней гимнастики в старшей группе   1-половина сентября. 1 часть. Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках. Бег врассыпную. Ходьба и построение...


Комментарии

  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...





В блогах

Проект "В детский сад с улыбкой"

Проект «С улыбкой в детский сад» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: групповой проект. Участники проекта: дети – педагоги – родители. По продолжительности реализации проекта: среднесрочный. Проблема: Как облегчить процесс  адаптации  детей младшего дошкольного возраста к  детскому  образовательному учреждению? Гипотеза: если, сформировать единый подход к...

Выступление не педагогическом совете по проекту " Я вижу музыку".

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя Нечаевой Т.Г. и воспитателя Дорофеевой А.Ю. по проекту  «Я вижу музыку» (февраль 2020 года) по теме: «Совершенствование деятельность ДОО по художественно- эстетическому развитию дошкольников через различные инновационные технологии» Дорофеева А.Ю. Художественно-эстетическое воспитание – это...

Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Sample Image

Тема: Дидактическое многофункциональное пособие по речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста Актуальность Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно...

Фотоотчет по зиме.

Фотоотчет по зиме. 1.Наш участок. 2.Зимние прогулки,кормление птиц. 3.Участие в конкурсе"парад снеговиков". 4. Лепка"Снежинка 2020" 5.Посещение фабрики елочных игрушек "Ариэль"

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство