Квест на природе – как эффективное средство реализации детской инициативы в исследовании предметов ближайшего окружения в процессе духовно-нравственного воспитания
Исследование, исследовательское поведение – это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья [Ротенберг, Бондаренко, 1989].
Мотивом, мотивацией исследовательского поведения является так называемая любознательность (англ. – curiosity), что близко к понятию потребности в новых впечатлениях, которую Л. И. Божович рассматривала как базовую потребность ребенка, и к понятию познавательной активности по М. И. Лисиной.
Я склоняюсь к следующему определению ИП: это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения. Главный путь поддержания и развития исследовательского поведения - максимальное снятие запретов в исследовании, чтобы можно было иметь разные возможность для проб, опытов, фантазии и конструирования (при условии обеспечения безопасности).
Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыки исследовательского поиска и умения логического, творческого и исследовательского мышления. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
С целью реализации детской инициативы воспитанников я использую различные виды игр. Одной из игр, которая позволяет дошкольникам расширить свой кругозор, проявить лучшие качества и оказаться в ситуации успеха, является квест – игра.
При подготовке и организации образовательных квестов я заранее определяю цели и задачи, учитываю пространство, где будет проходить игра и пишу сценарий. Самое главное и самое трудное, это заинтересовать участников.
В образовательном процессе квест - это специально организованный вид исследовательской деятельности, где ребята осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов и иных объектов, людей, заданий и пр.
Т.е., образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где реализуются образовательные задачи. Но в отличие от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с нравственным аспектом (помощь персонажу, попавшему в трудную ситуацию), поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации и для решения образовательных задач используются ресурсы какой-либо территории (в нашем случае участок детского сада). Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, инициативу, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Я чаще использую линейные квесты, где игра построена по цепочке: разгадав одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. В линейных квестах есть условие: задание должны выполнить все дети, от этого зависит результат. Таким образом, у ребят есть мотив - желание помочь герою и условие, выполнение которого требует сплочённости, взаимовыручки, поддержки. Я проводила квесты на природе, использовала различные объекты живой и неживой природы. Например, квест-игра «Помогите коротышкам» (жители солнечного города). Ребята разгадывали загадки о деревьях нашего края, искали птицу, подходящую под описание в смешанной стае (птицы нашего края). Получили ключ у птицы, сверили с силуэтом, убедились, что не подходит. Значит надо идти дальше. А куда? Искали вокруг различные предметы, объекты, которые могли что-либо подсказать. Старалась не отвергать находки, принимала все возможные варианты, даже если это шло в разрез со сценарием (да конечно, возьми с собой, как это может пригодиться, где можно использовать). В ходе игры, мы помогли белке собрать и забросит в «дупло» шишки, нашли в шишке подсказку (записку), которая направила нас в птичью столовую. В кормушке нас ждали головоломки, ребусы. Все дети выполняли задание, ведь без его буквы или цифры, не получалось решить задачу, а значит перейти к следующему, подвести команду. Ребята спорили, пытались найти верное решение, помогали и поддерживали друг друга. В результате выполнив все задания и удостоверившись, что найден нужный (потерянный) ключ, мы положили его в конверт и отправили его доктору Пилюлькину. Квест – игра вызвала у детей чувство радости, удовлетворения. Помощь была бескорыстной, но витаминки от Пилюлькина пришлись по вкусу всем и вызвали дополнительный восторг.
Темы для квест –игр я стараюсь подбирать исходя из интересов и особенностей детей группы («Краски лета», «Богатыри земли Русской» - завязана на традициях и обычаях русского народа и другие)
Таким образом, организуя квест – игры на природе, мы поддерживаем естественное стремление детей исследовать окружающий мир, формируем доброжелательные коллективные взаимоотношения и эмпатийные чувства (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей, дружелюбие в общении с окружающими, уважение к личности, эмоциональный контакт), гуманное отношение к людям и окружающей природе, знакомим с национальными традициями.
Читайте также |
---|
Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение
Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что...
Тематический план недели здоровья «Здоровым быть здорово»
Тематический план недели здоровья «Здоровым быть здорово» День недели Время Мероприятия Понедельник, 24 января «За здоровьем в детский сад» утро 8:00 Открытие недели здоровья (Представление команды: название...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в старшей дошкольной группе
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в старшей дошкольной группе